Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Фефеловой З.С.,
с участием истца Федорахина С.В.,
представителя истца Федорахина С.В. - Хожахуновой Е.Н., действующей на основании устного ходатайства,
представителя ответчика - ОАО "НТМК" - Гадун А.Г., действующего на основании нотариальной доверенности 66 АА 1406963, выданной 03.10.2012 года, сроком по 03.10.2013 года, удостоверенной нотариусом Беспаловой С.А.,
при секретаре Шиловой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1936/2012 по иску Федорахина С. В. к Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" и ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Федорахин С.В. обратился в суд с иском к Администрации МО "город Нижний Тагил", ОАО "НТМК" о признании права собственности на недвижимое имущество - комнату N, расположенную по адресу: "адрес", в порядке приватизации.
В обоснование исковых требований истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ принят в объединенный отряд ведомственной военизированной охраны контролером "..." класса на НТМК им. В.И. Ленина - Федорахин С.В.. В "..." году Федорахину С.В. было предоставлено жилое помещение в общежитии по "адрес" комната N на основании совместного решения администрации профкома предприятия НТМК и комитета ВЛКСМ. Согласно паспорта истец был зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" общежитии по "адрес", что подтверждается справкой с места жительства, выданной ОАО "ЕВРАЗ НТМК". На имя истца был открыт лицевой счет на комнату N жилой площадью "..." кв.м., задолженности по оплате не имеет. Истец вселялся в общежитие в добровольном порядке на законных основаниях, не самоуправно, каких-либо злоупотреблений или нарушений при вселении в общежитие не допускал. Вследствие неопределенности переходного периода и отсутствия взаимодействия заинтересованных лиц право муниципальной собственности на жилой "адрес" не было оформлено в установленном законом порядке, в результате чего истец был лишен установленного законом права на передачу в собственность жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. Юридически значимыми обстоятельствами, является вопрос о том, на какие средства были построены, либо приобретены жилые помещения: на средства государственного предприятия, либо на средства правопреемника государственного предприятия, изменившего форму собственности. Поскольку здание общежития было построено за счет государственных средств до приватизации государственных предприятий, то все граждане, имеющие на данный момент право пользования жилыми помещениями в этих зданиях, независимо от времени и основания их вселения, должны проживать на условиях договора социального найма в муниципальном жилищном фонде социального использования. Не оспаривается ответчиками, что спорное здание изначально строилось как общежитие, принято и сдано в эксплуатацию в качестве общежития НТМК. Виды помещений специализированного жилищного фонда и в том числе жилые помещения в общежитиях, не могут находиться в частном жилищное фонде. Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Истец обратился в Администрацию г. Н.Тагил по вопросу приватизации жилого помещения N в доме по "адрес" и получил отказ, ввиду того, что данное жилое помещение не включено в реестр муниципальной собственности. Принимая во внимание, что право пользования спорным жилым помещением возникло в "..." году, то есть до введения в действие ЖК РФ; право на бесплатную приватизацию истцом не использовано; у истца возникло право на приватизацию изолированного жилого помещения. В данном случае, истец поставлен в не равные условия с гражданами, проживающих в общежитиях, переданных в муниципальную собственность и имеющими возможность приватизировать занимаемые ими жилые помещения. В свою очередь, поскольку так и не произошло изменения правого режима использования жилых помещений, то договора коммерческого найма жилого помещения в данном случае нет и быть не может, поскольку заключение договоров коммерческого найма в отношении жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда российским жилищным законодательством не допускается, и никогда не допускалось. Таким образом, вне зависимости от того, что право собственности на государственное общежитие впоследствии было зарегистрировано за частным лицом и сопровождалось последующим вселением граждан, абсолютно все жилые помещения в нем в силу прямого указания закона автоматически приобретают новый одинаковый правовой режим использования и должны относиться к жилищному фонду социального использования. Независимо от того когда, как и на каком основании в конкретное жилое помещение вселился конкретный гражданин. В собственности других жилых помещений, истец не имеет, в приватизации не участвовал.
В судебном заседании истец Федорахин С.В. заявленные требования, основание и предмет иска поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца Федорахина С.В. - Кожахунова Е.Н. заявленные истцом требования, основание и предмет иска также поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - ОАО "НТМК" исковые требования не признал, указал, что на основании плана приватизации акционерного общества открытого типа "Нижнетагильский металлургический комбинат", зарегистрированного Финансовым управлением администрации "адрес" ДД.ММ.ГГГГ (код государственной регистрации - N), спорное жилое помещение по адресу: "адрес" было приватизировано и передано в собственность ответчика. Решение о передаче в муниципальный жилой фонд не принималось. В "..." году между ОАО "НТМК" и ООО "Технологический центр "..." был заключен договор доверительного управления имуществом N N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому доверительный управляющий осуществляет предоставление жилых помещений для проживания нанимателям категории " "..." Договор был расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ на основании дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора доверительного управления имуществом ОАО "ЕВРАЗ НТМК" N N от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" и ООО "..." был заключен агентский договор N N, по которому ООО "..." заключает договора найма или аренды жилых помещений, принадлежащих ответчику на праве собственности, с физическими лицами, а также заключает с юридическими лицами договоры на оказание услуг проживания и аренды помещений, принадлежащих ответчику на праве собственности. Заселение производилось на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Представители ответчика - Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, причину не явки суду не сообщил, ходатайств об отложении или рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлял (л.д.111).
Заслушав стороны, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему:
Согласно статье 40 Конституции РФ граждане РФ имеют право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В государственных, муниципальных и других жилищных фондах жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст.ст. 2, 6, 7 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской федерации, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 27.03.2002 года N 99 утверждено Положение о приватизации муниципального жилищного фонда в городе Нижнем Тагиле, согласно которому для приватизации гражданам необходимо представить заявление о приобретении квартиры в собственность, ордер, справку с места жительства о составе семьи и занимаемой площади, справки из ЦТИ и Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что право на приватизацию жилья не было использовано и т.п.
По смыслу Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федорахин С.В. принят в объединенный отряд ведомственной, военизированной охраны Нижнетагильского металлургического комбината им. В.И. Ленина, контролером "..." класса, ДД.ММ.ГГГГ переведен в службу безопасности управления охраны и режима младшим инспектором "..." категории. ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию (л.д.12-13).
В период работы на этом предприятии Федорахину С.В. было предоставлено жилое помещение - комната N в общежитии по "адрес", куда он вселился и зарегистрировался по месту жительства в этом общежитии с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
По сведениям ОАО "НТМК", в соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (ст.487, 488), документы, на основании которых происходило заселение в общежития ОАО "НТМК" до 2005 года, не сохранились в связи с истечением срока хранения (л.д.98).
Лицевой счет N на имя Федорахина С.В. открыт ОАО "НТМК" с ДД.ММ.ГГГГ на комнату N, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ - на комнату N, площадью "..." кв.метров на "..." человека, задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг нет (л.д.16,102).
По сведениям Нижнетагильского БТИиРН, первичная техническая инвентаризация здания по адресу: "адрес" проведена в "..." год, здание построено на земельном участке, предоставленном Нижнетагильскому металлургическому комбинату на основании акта о бессрочном пользовании землей от ДД.ММ.ГГГГ N на основании решения исполкома Нижнетагильского Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям органа по государственной регистрации прав, предоставленным владельцем в БТИ, в "..." году зарегистрировано право собственности за ОАО НТМК на здание общежития по адресу: "адрес" (л.д.110).
Согласно ст.94 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
На момент предоставления истцу спорного жилого помещения действовала ст.109 Жилищного Кодекса РСФСР, согласно которой, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством СССР и Советом Министров РСФСМР
Согласно п.10 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 года N 328, общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Жилые дома, предназначенные под общежития, регистрируются в качестве общежитий в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совете народных депутатов. Жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Таким образом, предоставление жилого помещения в общежитии было возможно только на основании выдаваемого ордера на жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ Свердловским областным комитетом по управлению государственным имуществом принято решение N о преобразовании государственного производственного объединения "Нижнетагильский металлургический комбинат" (л.д.42).
Акционерное общество открытого типа "Нижнетагильский металлургический комбинат" зарегистрировано в качестве юридического лица на основании решения администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил N от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации предприятия N серии N (л.д.43).
В план приватизации включены общежития комбината, в том числе общежитие по "адрес", которое включено и в акт оценки стоимости зданий и сооружений НТМК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-61).
Право собственности ОАО "НТМК" на здание общежития по "адрес" государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ за номером N на основании плана приватизации АООТ "Нижнетагильский металлургический комбинат" (л.д.97).
Согласно ст.2 постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 года "О разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, и муниципальную собственность", жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в введение (на баланс) другим юридическим лицам, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежали передаче в муниципальную собственность города и районов (кроме районов в городах).
В соответствии со ст.18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23.12.1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 этого Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта
Статья 30 Федерального закона РФ от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержит запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.
Указанные выше нормы действовали с 23.12.1992 года и подлежали применению в системной взаимосвязи со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допуская включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
На основании названных выше норм законодательства здание общежития по "адрес" не подлежало включению в уставный капитал АООТ "НТМК".
В п.9 Плана приватизации НТМК также указано, что общество обеспечивает содержание объектов социально-культурного и социально-бытового назначения до передачи в муниципальную собственность на условиях договора, заключаемого с местным органом управления, что свидетельствует о намерении ОАО "НТМК" в дальнейшем осуществить передачу здания общежития в муниципальную собственность. Причины, по которым здания общежития, в том числе и спорное жилое помещение, не принято в муниципальную собственность, не зависят от воли истца, поскольку он не является стороной сделок по передаче жилья и не может понудить ОАО "НТМК" и муниципальное образование "город Нижний Тагил" к исполнению сделок и государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное здание.
Кроме того, в силу ст.5 Жилищного Кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом
В соответствии с ч.1 ст.92 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 2 ст. 92ЖК РФ).
Согласно ч.3 ст.19 Жилищного Кодекса Российской Федерации, специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IVуказанного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с ч.2 ст.92 Жилищного Кодекса Российской Федерации, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищном фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года N 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Таким образом, специализированный жилищный фонд может находиться только в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно ст.92 Жилищного Кодекса РФ, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению. передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным Жилищным Кодексом РФ.
На основании ст.9 Закона РФ "Об основах жилищной политики", при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. Поскольку правоотношения между сторонами возникли до введения в действие нового Жилищного Кодекса РФ, на основании ст.9 Закона РФ "Об основах жилищной политики", общежитие как часть жилищного фонда сохраняет для жильцов все условия проживания и оплаты по договорам социального найма жилого помещения. В соответствии со ст.13 Федерального закона РФ от 29.12.200 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитии, предоставленных им до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действии Жилищного Кодекса РФ. Федорахин С.В. отработал в ОАО "НТМК" более "..." лет, поэтому не может быть выселен из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения на основании ст.108 Жилищного Кодекса РСФСР.
В настоящее время ОАО "НТМК" изменен статус спорного здания на жилой дом коридорного типа, эти изменения зарегистрированы в установленном законом порядке. Однако, здание продолжает использоваться ОАО "НТМК" в качестве общежития.
Поскольку договор найма специализированного жилого помещения был заключен с истцом в "..." году уже после акционирования Нижнетагильского металлургического комбината и до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, которым не предусмотрено нахождение в частной собственности специализированного жилищного фонда, несмотря на то, что спорное жилое помещение находилось в частном жилищном фонде и в настоящее время его статус изменен, к спорным правоотношениям возможно применить положения договора социального найма жилого помещения. После введения в действие Жилищного Кодекса РФ требования о выселении ответчик к истцу не предъявлял, новый договор найма жилого помещения с ним не заключал, признав за ним право на бессрочное пользование спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если истец по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им на условиях договора социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Поскольку судом установлено, что истец проживает в общежитии по "адрес" с "..." года на условиях договора социального найма, несет бремя его содержания, оплачивает коммунальные услуги, не имеет другого жилья по договору социального найма, спорное жилое помещение не относится к категории жилья, на которое распространяются ограничения, предусмотренные статьей 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", техническая характеристика комнаты не исключает ее приватизацию, истец в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 38), ранее право на приватизацию не использовал (л.д.21), имеет право на приватизацию занимаемого по договору социального найма помещения - комнаты N в доме "адрес"
На этом основании исковые требования Федорахина С.В. о признании права собственности на жилое помещение - комнату N в доме по "адрес" в порядке бесплатной приватизации соответствуют требованиям закона и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 209, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федорахина С. В. удовлетворить.
Признать право собственности Федорахина С. В. на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", комната N в порядке бесплатной приватизации.
Решение является основанием государственной регистрации права собственности Федорахина С. В. на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", комната N.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Мотивированный текст решения изготовлен судом 22 октября 2012 года.
Судья З.С. Фефелова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.