Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Епихиной О.М.
судей Морозовой А.И., Юрковой Т.А.
при секретаре Железцовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Рязановой Л.А. по доверенности Гарбузова И.В. на решение Советского районного суда г. Тулы от 10 августа 2012 года по делу по иску Рязановой Л.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области о перерасчете выслуги лет для выплаты единовременного пособия.
Заслушав доклад судьи Морозовой А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рязанова Л.А. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области о перерасчете выслуги лет для выплаты единовременного пособия.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала, а впоследствии состояла на службе в Государственной противопожарной службе Российской Федерации, а именно: в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности инспектора по вольному найму Оргстроевого отдела УГПС; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего инспектора по вольному найму Оргстроевого отдела УГПС; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в органах внутренних дел РФ Государственная противопожарная служба МВД РФ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в государственной противопожарной службе МЧС РФ.
ДД.ММ.ГГГГ она была уволена в соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ по ограниченному состоянию здоровья. На основании вышеуказанного приказа ей было выплачено единовременное пособие при увольнении в размере 10 месячных окладов денежного содержания в размере "..." рублей. Данный размер пособия был установлен исходя из выслуги лет, рассчитанной при увольнении и составляющей, как указано в приказе, 12 лет 8 месяцев 02 дня.
Считает, что ответчиком неверно определен период выслуги лет для исчисления размера пособия, поскольку непосредственно до поступления на службу в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области с 13 июня 1996 года она являлась работником данного учреждения, замещала должности, которые впоследствии стали аттестованными и в силу положений действующего законодательства непрерывный стаж службы, в том числе в выслугу лет при определении размера единовременного пособия, который должен составлять 15 окладов - "..." рублей ( "..."), размер недоплаченного пособия составляет "..." рублей ( "..."), исходя из выслуги лет 15 лет 8 месяцев 19 дней.
Просила суд обязать ответчика включить в подсчет выслуги лет периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах государственной противопожарной службы, взыскать в ее пользу недополученное пособие в размере "..." рублей, а также судебные расходы на оплату услуг представителя в размере "..." рублей и на оплату нотариальной доверенности "..." рублей.
В судебное заседание Рязанова Л.А. не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Дело просила рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Гарбузов И.В. в судебном заседании поддержал заявленные истцом требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области по доверенности Попова Ю.В. просила в удовлетворении требований отказать. В обоснование возражений сослалась на то, что порядок исчисления выслуги лет для выплаты единовременного пособия при увольнении урегулирован Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N941, пунктом 1 которого установлен исчерпывающий перечень периодов военной службы и службы в органах внутренних дел, которые подлежат включению в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы. Законодатель установил различный порядок подсчета непрерывного стажа для определения выслуги лет для расчета пенсии и единовременного пособия при увольнении: для расчета выслуги для выплат пенсии суммируются стаж службы и период работы, непосредственно предшествовавший службе, а при расчете выслуги для выплаты единовременного пособия учитывается только период службы. Поэтому спорные периоды не подлежат включению истцу в стаж службы для единовременного пособия при увольнении.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 10 августа 2012 года Рязановой Л.А. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, представитель Рязановой Л.А. по доверенности Гарбузов И.В. представил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Рязановой Л.А. по доверенности Гарбузова И.В., судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Разрешая возникшие между сторонами правоотношения, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон и пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Этот вывод подробно мотивирован в принятом по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит положениям закона, регулирующим порядок подсчета непрерывного стажа для определения выслуги лет для расчета единовременного пособия при увольнении.
В процессе рассмотрения дела судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Рязанова Л.А. состояла в трудовых отношениях с Государственной противопожарной службой Российской Федерации, а именно:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности инспектора по вольному найму Оргстроевого отдела УГПС;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности старшего инспектора по вольному найму Оргстроевого отдела УГПС;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в органах внутренних дел РФ Государственная противопожарная служба МВД РФ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в государственной противопожарной службе МЧС РФ.
Приказом ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N N с ДД.ММ.ГГГГ Рязанова Л.А. уволена с должности начальника организационно-штатной группы отдела кадров управления кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления МЧС России по Тульской области (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), по основаниям п. "з" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - по ограниченному состоянию здоровья.
Из данного приказа следует, что общий трудовой стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 35 лет 01 месяц 21 день, выслуга лет в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составляет 12 лет 08 месяцев 02 дня, в льготном исчислении выслуги не имеет.
Этим же приказом постановлено выплатить Рязановой Л.А. единовременное пособие при увольнении в размере 10 месячных окладов денежного содержания; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года за период с 01 января по 01 марта 2012 года в размере 100%; премию за образцовое исполнение служебных обязанностей в 1 квартале за период с 01 января по 01 марта 2012 года в размере 0,75 оклада денежного содержания.
Абзацами 1 и 2 подпункта "б" пункта 17 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено, что при увольнении со службы единовременное пособие лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, - в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания (абзацы третьи и четвертый пункта 19 настоящего Постановления), а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта) - 40 процентов указанных размеров. Лицам рядового начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, награжденным в период прохождения службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, соответствующий размер единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении со службы, увеличивается на два месячных оклада денежного содержания.
Единовременное пособие увольняемым со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы выплачивается за полные годы выслуги, без округления их в сторону увеличения. В выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, указанные в пункте 1 настоящего Постановления.
Пунктом 1 названного Постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:
служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Проанализировав вышеприведенные нормы права, установленные в процессе рассмотрения дела обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что законодатель установил различный порядок подсчета непрерывного стажа для определения выслуги для расчета пенсии, льгот и единовременного пособия при увольнении: для расчета выслуги для выплаты пенсии суммируется стаж работы и период работы, непосредственно предшествовавшей службе, а при расчете выслуги для выплаты единовременного пособия учитываются только периоды службы.
Не установив наличие нарушенного и подлежащего восстановлению права истца, суд обоснованно отказала Рязановой Л.А. в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов, сославшись на положения ст. 98 ГПК РФ.
Настаивая на отмене принятого по делу судебного акта, Рязанова Л.А. в апелляционной жалобе ссылалась на то обстоятельство, что выходные пособия отнесены к иным льготам, предусмотренным ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности", в связи с чем на них распространяются правила подсчета стажа, как для получения льгот.
С данным доводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неправильном, субъективном толковании положений закона. Пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N941 установлено, что при расчете выслуги лет для выплаты единовременного пособия учитываются только периоды службы.
Такой подход законодателя обусловлен особым характером государственной противопожарной службы, деятельность на которой связана с осуществлением функций по обеспечению безопасности граждан.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Мотивы, по которым суд не согласился с ними, подробно, со ссылкой на соответствующие нормы права, изложены в принятом по делу решении. Оснований сомневаться в их правильности у судебной коллегии не имеется.
Постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Каких-либо нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, с учетом доводов апелляционной жалобы и представленных доказательств, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Тулы от 10 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Рязановой Л.А. по доверенности Гарбузова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.