Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Дунюшкиной Н.В., Диденко И.А.
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.
при секретаре Подгорновой Е.С.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации города Сочи Кравцова В.И., действующего на основании доверенности, представителей Филимонова А.Л., Сачкова B.C., Кочекяна И.Р., Друзиной Н.В., Кравченко Х.А., Гайтяна Г.Э., Радченко М.В., Головиной Т.А., Караманян С.Г., Процик Л.И. - адвокатов Падва Г.П. и Ивановой А.В., действующих на основании доверенностей, на решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филимонов А.Л., Сачков B.C., Кочекян И.Р., Друзина Н.В., Кравченко Х.А., Гайтян Г.Э., Радченко М.В., Головина Т.А., Караманян С.Г. и Процик Л.И. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Сочи, выразившегося в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения, обязании администрации города Сочи запретить использование полигона ТБО в п. Лоо под размещение бытовых отходов и мусора, а также обязании заинтересованного лица закрыть указанную свалку до 31.05.2012 г. и закончить ее рекультивацию в установленные сроки - до 31.12.2012 г.
Требования мотивированы тем, что с 1967 года по настоящее время в черте поселков Уч-Дере и Лоо Лазаревского района г. Сочи, в 200 метрах от средней школы и в 700 метрах от Черного моря располагается свалка твердых бытовых отходов. Во исполнение поручения председателя Государственной Думы РФ от 29.09.2011 г. N 1.1-957 была создана парламентская группа по проверке обращений граждан, связанных с отходами на территории г. Сочи. Согласно отчету парламентской группы свалка действует без разрешений, она не внесена в государственный реестр размещения отходов, а эксплуатирующая эту свалку организация не имеет на эту деятельность лицензии. Размещение указанной свалки в месте ее расположения не предусмотрено генеральным планом г. Сочи и противоречит правилам землепользования и застройки городского округа, хотя свалка является единственным местом для хранения ТБО всего населения г. Сочи. В 2010 году лимит размещения ТБО на свалке был превышен, в связи с чем было принято решение о ее закрытии, однако администрацией города Сочи не принимаются меры по поиску нового земельного участка под полигон ТБО. Под угрозой срыва и рекультивация свалки, производить которую возможно только после ее закрытия. Свалка находится в оползневой зоне. Опасность оползня усугубляется увеличивающейся нагрузкой на ложе полигона и вырубкой деревьев, сдерживавших оползневые процессы. Оползни мусора перекрывают реку Битха, в результате чего образовались озера инфильтратов. Сброс неочищенных стоков с полигона осуществляется непосредственно в Черное море, в 2010-2011 годах Ропотребнадзором было зафиксировано значительное превышение предельно-допустимых концентрацией вредных веществ в стоках.
При этом в непосредственной близости от места свалки проживает более 10000 человек, находится 3 детских специализированных профилактория, школа, 11 крупных санаториев и более 200 частных мини-гостиниц. У местного населения участились случаи астматических, аллергических и онкологических заболеваний, резко возросло число пострадавших от желудочно-кишечных инфекций. Также летом проблемы доставляет запах свалки, происходит ее возгорание и вводится режим "чрезвычайной ситуации".
Между тем администрацией не предпринимается реальных и конструктивных действий для разрешения проблемы со свалкой. Такое бездействие, по мнению заявителей, противоречит требованиям закона.
В судебном заседании суда первой инстанции заявители Сачков B.C., Кочекян И.Р., Друзина Н.В., Кравченко Х.А., Гайтян Г.Э., Радченко М.В., Головина Т.А., Караманян С.Г. и Процик Л.И. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить в полном объеме.
Заявитель Филимонов А.Л. в судебном заседании не участвовал.
Представитель заявителей Исаева В.И. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель заявителей Падва Г.П. также поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации города Сочи Кравцов В.И. просил отказать в удовлетворении заявления.
Обжалуемым решением Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6 июня 2012 года заявление Филимонова А.Л., Сачкова B.C., Кочекяна И.Р., Друзиной Н.В., Кравченко Х.А., Гайтяна Г.Э., Радченко М.В., Головиной Т.А., Караманян С.Г., Процик Л.И. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие администрации города Сочи по организации санитарной очистки территории от мусора, сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.
Суд обязал администрацию города Сочи организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации города Сочи Кравцов В.И. подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене судебного акта и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Филимоновым А.Л., Сачковым B.C., Кочекяном И.Р., Друзиной Н.В., Кравченко Х.А., Гайтяном Г.Э., Радченко М.В., Головиной Т.А., Караманян С.Г., Процик Л.И. требований. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные возражениям администрации, приводившимся в процессе рассмотрения дела. Полагает, что администрация города Сочи как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в настоящее время осуществляет комплекс действий, направленных на обеспечение прав жителей города Сочи на благоприятную окружающую среду.
В апелляционной жалобе представителей Филимонова А.Л., Сачкова B.C., Кочекяна И.Р., Друзиной Н.В., Кравченко Х.А., Гайтяна Г.Э., Радченко М.В., Головиной Т.А., Караманян С.Г., Процик Л.И. - адвокатов Падва Г.П. и Ивановой А.В. ставится вопрос об отмене решения Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6 июня 2012 года в части отказа в удовлетворении требований об обязании администрации города Сочи запретить использование полигона ТБО в п. Лоо под размещение бытовых отходов и мусора и обязании заинтересованного лица закончить рекультивацию свалки в установленные сроки - до 31.12.2012 г. и о принятии в этой части нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов представители заявителей ссылаются на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу администрации города Сочи представители заявителей адвокаты Падва Г.П. и Иванова А.В. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу администрации города Сочи, выслушав объяснения заявителей Кравченко Х.А., Сачкова B.C., Головиной Т.А., представителя заявителей адвоката Ивановой А.В., поддержавших доводы своей апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобах.
Из материалов дела следует, что во исполнение поручения председателя Государственной Думы РФ от 29.09.2011 г. N 1.1-957 была создана парламентская группа по проверке обращений граждан, связанных с отходами на территории г. Сочи.
Согласно отчету, подготовленному парламентской группой по итогам поездки в г. Сочи 26 и 27 октября 2011 года, на территории г. Сочи действует единственный полигон в " адрес обезличен ", принимающий ТБО на захоронение, эксплуатируемый без лицензии на данную деятельность.
Действующий полигон находится в оползневой - опасной зоне. Опасность оползня усугубляется увеличивающейся нагрузкой на ложе полигона, близостью действующего и запланированного к строительству полигона к жилым домам. На расстоянии около 400 м от полигона находятся школа и жилые дома п. Лоо, с другой стороны, на расстоянии около 500 м от полигона, расположены жилые дома п. Уч-Дере.
Свалка эксплуатируется с 1983 года и выработала свой ресурс, в связи с чем принято решение о ее закрытии в мае 2012 года. Однако в настоящее время свалка эксплуатируется, альтернативных вариантов захоронения ТБО в г. Сочи не имеется. Эксплуатацию свалки осуществляет ОАО "САХ" в отсутствие лицензии и утвержденных лимитов на размещение. Получить их в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, невозможно. Администрация города Сочи 4 раза обращалась в Ростехнадзор за получением временных лимитов и получила отказ из-за отсутствия лицензии. В приеме документов на получение лицензии Ростехнадзор отказывает по причине несоответствия свалки ТБО экологическим требованиям.
В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы по рекультивации полигона ТБО в Лазаревском районе. Закрытие полигона планируется в мае 2012 года. Окончание рекультивации - декабрь 2012 года.
Выявлен сброс неочищенных стоков с полигона непосредственно в Черное море, где на расстоянии сотен метров от берега виден черный след от впадающей в море горной речки, протекающей в непосредственной близости от свалки.
По результатам анализов, проведенных Росприроднадзором за 2010-2011 годы, выявлено значительное превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в стоках. Администрация города Сочи замалчивает реальную ситуацию. В летний период серьезные проблемы возникают из-за запаха свалки, в зоне которой располагаются несколько санаторно-курортных учреждений, посещаемые десятками тысяч граждан.
На момент поездки введена в эксплуатацию 1-ая очередь комплекса по сбору, вывозу и переработке ТБО в г. Сочи. Инвестором является ОАО "Сочинский мусоросортировочный комплекс". Весь поток ТБО от п. Красная поляна до п. Дагомыс направляется на сортировку и переработку. Осуществляется отбор металла, стекла, бумаги, картона и полиэтилена для переработки. Оставшийся объем направляется на захоронение на свалку в п.Лоо. 2-ую очередь комплекса - производство переработки полимерных и органических отходов - планируется ввести в эксплуатацию в мае 2012 года. По информации ОАО "СМК" строительно-монтажные работы по 2-му этапу (начальный цикл) приостановлены из-за отсутствия полного комплекса проектной документации стадии "Р". В связи с этим возникает риск отставания от плана-графика ввода в эксплуатацию цеха компостирования, последствием чего явится отсутствие места для размещения органических отходов, которые составляют половину всего ТБО. При этом в соответствии с принятой технологией их нельзя размещать в "новом" полигоне ТБО, где запланировано размещение только брикетированных сухих остатков ТБО без органической части. Это также приведет к невозможности закрытия действующего полигона ТБО в п. Лоо.
Наличие нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов на свалке подтверждается также постановлением Лазаревского районного суда г. Сочи от 8 февраля 2012 г., письмом Росприроднадзора от 26.04.2012 г. N ОД-03-03-26/5020, письмом Минприроды России от 18.04.2012 г. N 12-50/1366-05, протоколом N 129-178, 213-262-Ц исследования воздуха населенных мест от 21.03.2011 г.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 24 ст. 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 г. N 92, к вопросам местного значения относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых непромышленных отходов.
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Как достоверно установлено судом, в результате неисполнения перечисленных требований законодательства допущена эксплуатация свалки без соответствующей на то лицензии, без определения лимитов на размещение отходов, допущен выброс неочищенных стоков с полигона непосредственно в Черное море с превышением в стоках предельно допустимой концентрации вредных веществ, а также выброс вредных веществ в воздух.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия администрации города Сочи по организации санитарной очистки территории от мусора, сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения, суд первой инстанции исходил из того, что неисполнение администрацией города Сочи природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие заявителей и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При этом суд исходил из того, что в нарушение п. 2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г. N 16, заинтересованным лицом не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом свалкой, а также доказательств получения разрешения уполномоченного органа о создании объекта размещения отходов, предусмотренного ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
При этом отказывая в удовлетворении требований в части обязания администрации города Сочи запретить использование свалки под размещение бытовых отходов и мусора, суд исходил из фактического исполнения заинтересованным лицом указанного требования путем принятия постановления от 30.05.2012 г. N 1128, в соответствии с которым с 01.06.2012 г. постановлено прекратить вывоз ТБО на полигон в " адрес обезличен ", но разрешено осуществлять временное складирование отходов 5 класса опасности на расположенной там площадке, обустроенной в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Что касается доводов о том, что после 01.06.2012 г. свалка продолжает использоваться для размещения всех видов отходов, то, как правильно отмечено судом в решении, заявители вправе оспорить указанные действия в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Рассматривая требования заявителей в части обязания администрации города Сочи закончить рекультивацию свалки ТБО в срок до 31.12.2012 г. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что признавать бездействие администрации города Сочи в этой части преждевременно.
При этом суд указал, что сроки рекультивации свалки ТБО в п. Лоо, установленные Программой комплексного развития инженерной инфраструктуры и планом-графиком мероприятий по закрытию полигона ТБО, еще не наступили.
Судебная коллегия находит суждения суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, которые в решении суда приведены.
Доводы апелляционных жалоб являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, отвергнуты, как несостоятельные. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 6 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя администрации города Сочи Кравцова В.И., представителей Филимонова А.Л., Сачкова B.C., Кочекяна И.Р., Друзиной Н.В., Кравченко Х.А., Гайтяна Г.Э., Радченко М.В., Головиной Т.А., Караманян С.Г., Процик Л.И. - адвокатов Падва Г.П. и Ивановой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.