Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Мамедова Б.О.,
судей Абрамова Д.М., Чайка Е.А.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
с участием прокурора Корниенко Г.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М. дело по апелляционной жалобе Администрации Богдановского сельского поселения на решение Каменского районного суда от 17.08.2012 года,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Каменского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Богдановского сельского поселения о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в размещении твердых бытовых отходов на полигоне, расположенном на территории Каменского района за п.Чистоозерный, в 700 м от юго-западной окраины п.Чистоозерный, в 300 м севернее берега пруда Северный, обязании принять меры по очистке полигона от твердых бытовых отходов, размещенных с нарушением санитарно-эпидемиологических правил. В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой с привлечением специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, проведена проверка исполнения природоохранного законодательства. По результатам указанной проверки выявлен полигон твердых бытовых отходов, который находится в реестре муниципального имущества по Богдановскому сельскому поселению. Ответчиком нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологических норм, в частности вывоз ТБО организован на земельный участок в нарушение требований СанПин 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", в частности, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигона ТБО (п.2.2 названных СанПин), отсутствует проект устройства и эксплуатации полигона (п.3.6), территория полигона не зонирована, состоит только из территории, занятой под складирование ТБО, территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов отсутствует, территория хозяйственной зоны не заасфальтирована, не забетонирована (пп.3.5, 4.2); хозяйственная зона полигона не обустроена (п.4.1); на выезде из территории, занятой под складирование ТБО, не предусмотрена контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов с использованием эффективных дезсредств (п.4.3), обработка ходовой части спецавтотранспорта не проводится; на территории, занятой под складирование ТБО, не ведется ежесуточное планирование, уплотнение и изоляция уплотненного слоя ТБО (п.5.1); не обеспечена тщательная уборка территории санитарно-защитной зоны полигона от мусора (п.5.6); по периметру территории полигона отсутствует ограждение (п.4.4); не представлена разработанная специальная программа (план) производственного контроля (п.6.5). Не ведется круглосуточный учет поступающих отходов, не осуществляется контроль за распределением отходов по территории полигона, отсутствует режим и регламент работы полигона (п.2.3). Данными неправомерными действиями нарушаются права неопределенного круга лиц.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, в судебном заседании 15.08.2012 года участвующий в деле прокурор просил обязать ответчика прекратить эксплуатацию полигона ТБО, обязать ответчика провести работы по рекультивации нарушенных земель, организовать работы по утилизации и переработке бытовых отходов (л.д.146 оборот том 4), возражений против уточнения требования не заявлено. В заявлении от 17.08.2012 года прокурор просил обязать Администрацию Богдановского сельского поселения прекратить эксплуатацию полигона размещения ТБО, обязать привести в соответствие с требованиями санитарных норм и правил земельный участок, на котором расположен полигон бытовых отходов (л.д.151-152 том 4). В судебном заседании 17.08.2012 года прокурор не отказался от требования об обязании ответчика провести рекультивацию земель, просил это требование удовлетворить (л.д.161 оборот, л.д.165 - протокол судебного заседания том 4).
Судом к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация Каменского района, Управление Роспотребнадзора по Ростовской области, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области, МУП "Коммунальщик", ООО "Унисон", ИП Медведский В.И.
Представитель ответчика - Администрации Богдановского сельского поселения исковые требования прокурора признал частично - в части обязания прекратить эксплуатации полигона, в удовлетворении остальных требований просил отказать.
Решением Каменского районного суда от 17.08.2012 года исковые требования удовлетворены частично: Администрации Богдановского сельского поселения обязана прекратить эксплуатацию полигона размещения ТБО (свалки), расположенного за п.Чистоозерный, в 700 м от юго-западной окраины п.Чистоозерный, в 300 м севернее берега пруда Северный с кадастровым номером 61:15:60 25 01:0890, и провести работы по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель, занятых данным полигоном размещения ТБО (свалки). В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрации Богдановского сельского поселения Каменского района ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворения иска как противоречащего требованиям материального и процессуального закона.
Представители третьих лиц (Управление Роспотребнадзора по Ростовской области, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области, МУП "Коммунальщик", ООО "Унисон", ИП Медведский В.И.) в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие в силу ст.ст.167,327 ГПК РФ.
Изучив материалы делая, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Администрации Богдановского сельского поселения - Панасюк О.В., представителя Администрации Каменского района - Брылевой А.В., просивших решение в обжалуемой части отменить, прокурора Корниенко Г.Ф., полагавшей, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что между Администрацией Богдановского сельского поселения и МУП "Коммунальщик" заключен договор аренды от 11.01.2012 года сроком на 11 месяцев о предоставлении в аренду полигона размещения ТБО с местоположением за п.Чистоозерный, в 700 м от юго-западной окраины п.Чистоозерный, в 300 м севернее берега пруда Северный площадью 2 гектара (л.д.120-121 том 1). Данный полигон передан Богдановскому сельскому поселению безвозмездно в собственность согласно постановлению главы Каменского района от 29.12.2005 года N932 (л.д.146-153 том 1).
В адрес Главы администрации Каменского района главным государственным санитарным врачом по городам Каменску-Шахтинскому, Донецку, Гуково, Зверево, Красному Сулину, Красносулинскому и Каменскому районам выдано предписание от 01.04.2009 года о закрытии свалки ТБО по вышеназванному местоположению после ее рекультивации согласно СП 2.1.7.1038-01 (пп.5.8, 5.9, 5.10, 5.12) в срок до 25.12.2009 года (л.д.131 том 4).
В постановлении Администрации Каменского района от 25.08.2009 года N634 указано об осуществлении рекультивации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для размещения объектов коммунального хозяйства с вышеуказанным местоположением (л.д.15 том 1).
Согласно акту от 02.11.2009 года комиссия приняла рекультивированный участок площадью 19996 кв.м с кадастровым номером 61:15:60 25 01:0890 (участок признан пригодным для сельскохозяйственного производства).
В кадастровом плане земельного участка указан разрешенный вид использования земельного участка - для сельскохозяйственного производства (л.д.23 том 1, л.д.143-144 том 4). Таким образом, свалка (полигон) ТБО организована после проведения Администрацией Каменского района рекультивации земель в соответствии с вышеприведенным предписанием на землях сельскохозяйственного назначения. Данных о выделении земельного участка под полигон ТБО не представлено.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе и на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В силу ст.51 данного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
Согласно ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
В силу ст. 13 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить.
Статьей 21 этого же Закона определено, что в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Разрешая возникший спор, суд установил, что прокуратурой Каменского района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, по результатам указанной проверки выявлен полигон твердых бытовых отходов, который находится в реестре муниципального имущества по Богдановскому сельскому поселению. Ответчиком нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологических норм, в частности вывоз ТБО организован на земельный участок в нарушение требований СанПин 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", вопреки разрешенному виду использования земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании администрации муниципального образования прекратить эксплуатацию полигона и провести работы по рекультивации нарушенных земель для восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в рамках статьи 12 ГК РФ и вышеприведенных норм материального права.
Доводы о надлежащей организации исполнения полномочий в рассматриваемой сфере судом отклонены, поскольку они противоречат собранным доказательствам.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В силу ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При разрешении требования прокурора об обязании администрации поселения провести рекультивацию свалки твердых бытовых отходов, следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственник земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному ресурсу. Статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 3-7 приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в обжалуемой части отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Ссылка на разрешение судом требования об обязании администрации поселения провести работы по рекультивации без заявления прокурором такого требования противоречит материалам дела (л.д.161 оборот, л.д.165 - протокол судебного заседания том 4), данное требование было заявлено 15.08.2012 года, лица, участвующие в деле, имели возможность заявить мотивированные возражения на него, однако возражений и доказательств в их подтверждение не представлено. Довод об отказе прокурора от изложенного требования безоснователен.
Доводы апеллятора о недоказанности нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не заслуживают внимания, поскольку они не основаны на материалах дела, исследованных судом. Требования статьи 12 ГК РФ о применении конкретного способа защиты гражданских прав неопределенного круга лиц в данном случае применены правомерно, в решении отражены обстоятельства, в силу которых в результате ненадлежащего исполнения полномочий на орган местного самоуправления возложены публично-правовые обязанности.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые не были бы исследованы, либо опровергали бы выводы суда.
Нарушений норм материального, гражданского процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каменского районного суда от 17.08.2012 года в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Богдановского сельского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.