Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе: председательствующего судьи Хейло И.Ф.,
судей: Авиловой Е.О., Варламовой Н.В.,
с участием прокурора: Горбатько И.А.,
при секретаре : ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Варламовой Н.В. гражданское дело по иску Прокурора г.Таганрога в интересах Кириченко К.Н. к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога, 3-е лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области, о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", об обязании внести документы и представление о присвоении звания "Ветеран труда" по апелляционной жалобе МУ УСЗН г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 августа 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Таганрога обратился в суд с иском в интересах Кириченко К.Н. к УСЗН г. Таганрога о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", об обязании внести документы и представление о присвоении звания "Ветеран труда", указав, что Прокуратурой города Таганрога на основании обращения Кириченко К.Н. проведена проверка деятельности УСЗН г. Таганрога в сфере социальной защиты населения по присвоению звания "Ветеран труда". По результатам данной проверки установлено, что Кириченко К.Н. в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении лиц, с 2002 года является пенсионером за выслугу лет, имеет стаж работы более 40 лет. В 1979 году Кириченко К.Н. участвовала в проведении Всесоюзной переписи населения. За добросовестный труд, проделанную работу, Кириченко К.Н. Советом Министров СССР была объявлена благодарность "За успешное проведение Всесоюзной переписи населения 1979 года" (Постановление Совета Министров СССР от 02.07.1979 N640), о чем была сделана запись в трудовой книжке.
Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутии) Кириченко К.Н. было выдано удостоверение "Ветерана труда" серии ВР N19354 в связи с объявленной ей благодарностью. Данное удостоверение действительно на территории республики Саха (Якутия). В трудовой книжке Кириченко К.Н. в разделе "Сведения о поощрениях и награждениях" имеется запись об объявлении благодарности от имени Совета Министров СССР за успешное проведение Всесоюзной переписи населения в 1979 году. Основанием внесения записи указано Постановление Совета Министров СССР от 02.07.1979 N 640. Кроме того, на момент наступления пенсионного возраста Кириченко К.Н. действовало Письмо Министерства труда, Министерства социальной защиты населения от 10.11.1995 N 2026-ВЯ/4276/1-30 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", а также Письмо Минтруда РФ от 07.10.1998 N 5635-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
По мнению истца, право на присвоение звания "Ветеран труда" у Кириченко К.Н. возникло еще в 2002 году с момента назначения пенсии по выслуге лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, истец просил суд признать незаконными действия УСЗН г.Таганрога, выразившиеся в отказе присвоения звания "Ветеран труда" Кириченко К.Н., обязать УСЗН г.Таганрога внести документы Кириченко К.Н. в орган исполнительной власти в сфере социальной защиты населения и представление о присвоении звания "Ветеран труда".
В судебном заседании помощник прокурора г.Таганрога и истец Кириченко К.Н. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель УСЗН г. Таганрога, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 августа 2012 года суд исковые требования Прокурора г.Таганрога в интересах Кириченко К.Н. к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога, 3-е лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", об обязании внести документы и представление о присвоении звания "Ветеран труда" удовлетворил.
Признал незаконным действия Управления социальной защиты населения г. Таганрога, выразившиеся в отказе присвоения звания "Ветеран труда" Кириченко Клавдии Николаевне.
Обязал Управление социальной защиты населения г.Таганрога внести документы Кириченко Клавдии Николаевны в орган исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения и представление о присвоении звания "Ветеран труда".
С постановленным решением суда не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке.
УСЗН г.Таганрога указывает на то, что Кириченко К.Н. ведомственными знаками отличия в труде не награждалась, отметка в трудовой книжке об объявлении ей благодарности за успешное проведение Всесоюзной переписи населения 1979 г. к ведомственным знаком отличия в труде не является. Письма Минтруда от 10.11.1995 N 2026-ВЯ/4276/1-30 и от 07.10.1998 N 5635-КС. являются недействующими, а поэтому ссылка на них неправомерна.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, заявлений о причине неявки суду не представили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон с учетом положений ст.ст.167,327 ГПК РФ.
Ознакомившись с материалами дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает обжалуемое решение подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в иске, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч.2 ст.330 ГПК РФ неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
В силу ч.3 ст.330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Постановляя решение, суд 1-й инстанции, руководствуясь положениями ст.7 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ст. 2 Областного закона Ростовской области от 18.09.2006 года N 541-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области", приняв во внимание сведения об объявлении благодарности Кириченко К.Н., имеющийся у Кириченко К.Н. трудовой стаж, пришел к выводу о наличии у истицы права на присвоение звания "Ветеран труда". В связи с чем, удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда 1-й инстанции исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения прокурора в интересах Кириченко К.Н. с настоящим иском в суд послужил неправомерный, по мнению истца, отказ ответчика в присвоении Кириченко К.Н. звания "Ветеран труда" при наличии у нее благодарности "За успешное проведение Всесоюзной переписи населения 1979 года" на основании Постановления Совета Министров СССР от 02.07.1979 N 640.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
С учетом изложенного, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, субъекты Российской Федерации наделены правом самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Областной закон Ростовской области от 18.09.2006 года N 541-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области" устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда". В частности, Закон Ростовской области предусматривает, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти и ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР.
Отнесение наград к ведомственным осуществляется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств.
Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
В Областном законе Ростовской области от 18.09.2006 года N 541-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области" субъект Российской Федерации предусмотрел условия присвоения звания "Ветеран труда", т.е. осуществил правовое регулирование в рамках предоставленных ему полномочий на установление условий присвоения звания "Ветеран труда".
В силу п.п.2 ст.7 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п.4 той же статьи Федерального закона РФ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Областного закона Ростовской области от 18.09.2006 года N 541-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области" (в ред. Областных законов РО от 06.10.2008 N 97 - ЗС, от 10.04.2012 N 838 -ЗС, от 12.09.2012 N 932- ЗС)
при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются:
1) ордена, медали, почетные звания СССР или Российской Федерации, являющиеся государственными наградами;
2) Почетная грамота Правительства Российской Федерации, Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма", Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма", иные ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, Почетная грамота Администрации Ростовской области, Почетная грамота Губернатора Ростовской области, Почетный диплом Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области "За заслуги в воспитании детей", Почетный диплом Губернатора Ростовской области "За заслуги в воспитании детей", звание "Почетный гражданин Ростовской области", орден "За заслуги перед Ростовской областью", орден Атамана Платова, медаль ордена "За заслуги перед Ростовской областью", медаль "За доблестный труд на благо Донского края", Почетная грамота Законодательного Собрания Ростовской области, а также Почетная грамота Федерации Независимых профсоюзов России при условии, что ею награждены профсоюзные работники, освобожденные от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы.
Как усматривается из материалов дела, Кириченко К.Н. 14.04.2006 года было выдано удостоверение ветеран труда Республики Саха (Якутия), бессрочное и действительное именно на территории республики Саха Якутия, предоставляющее ей право на меры социальной поддержки, установленные Законом Республики Саха (Якутия) "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)" (л.д.5,об.). Основания присвоения Кириченко К.Н. звания " Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" материалы дела не содержат.
В обоснование настоящих требований истец ссылается на наличие у Кириченко К.Н. права на присвоение звания "Ветеран труда" в Ростовской области" на основании объявленной ей благодарности "За успешное проведение Всесоюзной переписи населения 1979 года" (Постановление Совета Министров СССР от 02.07.1979 N 640), о чем имеется запись в трудовой книжке Кириченко К.Н. и на положения Письма Министерства труда, Министерства социальной защиты населения от 10.11.1995 N 2026- ВЯ/4276/1-30 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", а также Письма Минтруда РФ от 07.10.1998 N 5635-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
Со ссылкой на п.4 и п.5 указанных Писем суд первой инстанции пришел к выводу, что внесенная в трудовую книжку Кириченко К.Н. запись об объявленной ей благодарности "За успешное проведение Всесоюзной переписи населения 1979 года" может быть отнесена к ведомственным знакам отличия, полагая требования иска обоснованными.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
В пункте 5 Письма Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1998 г. N 5635-КС "О ведомственных знаках отличия, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", утратившим силу в связи с изданием письма Минздравсоцразвития РФ от 02.06.2008 N 3854-ЮВ, были определены как ведомственные знаки отличия в труде благодарности, вынесенные в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 14 июля 1989 г. N 559, за участие в переписи населения только в отношении работников, которые состояли в штате органов статистики (согласно записям в трудовой книжке).
Однако, Кириченко К.Н. имеет благодарность "За успешное проведение Всесоюзной переписи населения 1979 года" и в материалах дела отсутствуют сведения о том, что она состояла в штате органов статистики.
В соответствии со ст.56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3. ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, подтверждающих, что благодарность "За успешное проведение Всесоюзной переписи населения 1979 года" может быть отнесена к ведомственным знакам отличия, истцовой стороной суду не представлено.
Из анализа п.2 ч.1 ст.7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что федеральный закон в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.
Наличие только одного трудового стажа недостаточно для присвоения звания "Ветеран труда".
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что Письмо Министерства труда Российской Федерации N 2026-ВЯ и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 4276/1-30 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" не прошло государственную регистрацию.
Письмо Министерства труда Российской Федерации от 07 октября 1998 года N 5635-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" было отозвано письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02 июня 2008 года N 3854-ЮВ с указанием на то, что его дальнейшее использование в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, оснований для присвоения Кириченко К.Н. звания "Ветеран труда" не имелось.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда находит, что решение суда 1-й инстанции не отвечает требованиям закона, в связи с чем, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 августа 2012 года отменить.
Постановить новое решение, которым исковые требования Прокурора г.Таганрога в интересах Кириченко Клавдии Николаевны к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога, 3-е лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области, о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", об обязании внести документы и представление о присвоении звания "Ветеран труда" оставить без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.