Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Зарецкого С.В.,
с участием помощника прокурора Лебедянского района Липецкой области Бердиевой А.М.,
при секретаре Пыпиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лебедянского района Липецкой области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения Ольховский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ
Прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Ольховский сельский совет Лебедянского муниципального района Липецкой области о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного имущества - колодца, расположенного по "адрес" (рядом с домом N) в селе Ольховец сельского поселения Ольховский сельский совет Лебедянского муниципального района Липецкой области, в срок до 31 декабря 2014 года.
Заявленные требования мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране водных объектов и надлежащей организации питьевого водоснабжения, проведенной прокуратурой района, выявлено: в селе Ольховец сельского поселения Ольховского сельского совета Лебедянского муниципального района по "адрес" (рядом с домом N) расположен колодец, используемый для питьевого водоснабжения, который не имеет собственника, то есть является бесхозяйным. К вопросам местного значения поселений относится предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории поселения, что подразумевает под собой выполнение комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и максимальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств. Колодец является объектом общего водопользования. Отсутствие собственника не исключает возможность загрязнения источников питьевого водоснабжения, вследствие чего создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путем, отравлений. Организация надлежащего содержания колодцев имеет своей целью предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций при употреблении питьевой воды из колодцев. Указанное требует принятия мер по передаче колодцев в муниципальную собственность для организации и обеспечения безопасности с целью предотвращения угрозы попадания в питьевую воду возбудителей опасных инфекционных заболеваний, вредных веществ, следствием которых может быть причинение вреда здоровью людей. До настоящего времени вопрос местного значения не разрешен.
В судебном заседании помощник прокурора Лебедянского района Липецкой области Бердиева А.М. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения Ольховский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области в судебное заседание, надлежаще извещенного о дне, месте и времени рассмотрения дела, не явился. В адресованном суду письменном заявлении глава Администрации сельского поселения Ольховский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Межевов В.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие, против заявленных требований не возражал.
Исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона N 2202-I от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ" к вопросам местного значения сельских поселений относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Согласно письменной информации N, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Лебедянского района и.о.главы Администрации сельского поселения Ольховский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Потаповой Е.В., на территории сельского поселения в селе Ольховец находятся колодцы, в том числе колодец по "адрес", рядом с домом N, документы на который отсутствуют (л.д.8-10).
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-Ф3 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В соответствии со ст.2 названного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состояния среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Из сообщения Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском и Становлянском районах N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за текущий 2012 год в связи с отсутствием в плане работы на 2012 год плановых проверок сельских Администраций, исследование качества питьевой воды в колодцах не проводилось (л.д.12).
В соответствии со ст. 225 ГК РФбесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Положением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, установлен порядок действий по обращению в территориальные органы федеральной регистрационной службы. Установлено, что принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что бесхозяйный колодец, являющийся источником питьевого водоснабжения населения села Ольховец Лебедянского района Липецкой области, при отсутствии системы надлежащей его эксплуатации ставит под угрозу право на охрану жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций, в том числе угрозу распространения инфекционных заболеваний через питьевую воду или отравлений, неопределённого круга лиц, в связи с чем необходимо устранение допущенных нарушений.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные прокурором требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд полагает, что указанный прокурором двухгодичный срок для решения организационных, финансовых и технических вопросов, связанных с исполнением настоящего решения, является чрезмерным, поскольку данные действия можно совершить в течение года с учетом повышенной социальной значимости рассматриваемого вопроса.
В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, с Администрации сельского поселения Ольховский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Обязать Администрацию сельского поселения Ольховский сельский совет Лебедянского муниципального района Липецкой области в срок до 31 декабря 2013 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйной вещи - колодца, расположенного по "адрес" рядом с домом N в селе Ольховец Лебедянского района Липецкой области.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Лебедянский районный суд.
Судья С.В.Зарецкий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.