Ленинский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Забавновой Г.П.,
при секретаре Спириной Е.С.,
с участием:
представителя истца - помощника военного прокурора Владимирского гарнизона Паршакова А.А.,
представителя ответчика военного комиссариата Владимирской области - Трактировой Ю.А., действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ выданной сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Владимирского гарнизона в защиту прав и законных интересов Марышева М.А. к военному комиссариату Владимирской области о признании права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года, взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Владимирского гарнизона в защиту прав и законных интересов Марышева М.А. обратился в суд к военному комиссариату Владимирской области о признании права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года, взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации.
В обоснование иска, с учетом уточнения исковых требований указал, что Марышев М.А. является получателем пенсии в военном комиссариате Владимирской области. Пенсия военнослужащим исчисляется из денежного довольствия военнослужащих, при расчете учитываются оклады по должности, по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет. Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 с 01 января 1999 года повышены в 1,62 раза оклады по воинским должностям, пунктом 2 данного Постановления повышение окладов по воинским званиям предусмотрено с 01 июля 1999 года. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года N ВКПИ 99-18 пункт 2 названного Постановления в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01 июля 1999 года признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Полагая, что в данном случае оклады по воинским званиям должны быть повышены с 01 января 1999 года, а не с 01 июля 1999 года (как произвел ответчик), военный прокурор Владимирского гарнизона просит признать за Марышевым М.А. право на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года, взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии с учетом индексации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме .....
В судебном заседании представитель истца помощник военного прокурора Владимирского гарнизона Паршаков А.А. исковые требования поддержал.
Марышев М.А. в суд не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика иск не признал, указав, что в силу ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, которые составляют оклад денежного содержания и дополнительных выплат. Пунктом 2 указанной статьи в редакции от 27.05.1998 года было предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. 19.01.1999 года Правительство РФ приняло постановление N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и федеральных органов налоговой полиции", в соответствии с которым с 01.01.1999 года военнослужащим повышены в 1,62 раза оклады по занимаемым воинским должностям, а с 01.07.1999 года повышены оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями. В соответствии с указанным постановлением Марышеву М.А. был произведен перерасчет пенсии с 01.01.1999 года в связи с увеличением окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.1999 года N ВКПИ 99-18 пункт 2 вышеназванного постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года N 72 признан недействительным (незаконным) в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01.07.1999 года, поскольку он противоречит требованиям абз. 2 пункта 2 ст. 12 Закона РФ "О статусе военнослужащих". Однако данное решение не содержит указаний об увеличении военнослужащим окладов по воинским званиям с 01.01.1999 года. Правительством Российской Федерации также не принималось дополнительных решений по данному вопросу. Военный комиссариат Владимирской области произвел перерасчет пенсии в связи с увеличением окладов по воинским званиям с 01.07.1999 года, исполняя приказ Министра обороны РФ, который был издан в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999 года N 72 и Указом Президента РФ от 24.12.1998 года N 1638.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из представленных материалов личного дела, что Марышев М.А. является пенсионером Министерства обороны РФ и ему назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции, действовавшей, на момент перерасчета пенсии 01 января 1999г.) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
Согласно п. "б" ст. 49 названного Закона (в редакции Федерального закона от 21.07.1998 года N 117-ФЗ), пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений), предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Из содержания данной нормы следует, что минимальный предел окладов по воинским званиям (не менее половины окладов по воинским должностям) предусмотрен не только в отношении первичных воинских званий, но установлен для всех военнослужащих. Иное толкование абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не соответствует буквальному тексту Закона и противоречит принципу равенства всех перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638, военнослужащим повышены с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению N 1.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года N ВКПИ 99-18 п. 2 названного Постановления в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01 июля 1999 года признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В силу нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям.
Данный Закон подлежит применению судом в соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.
То обстоятельство, что п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации не подлежит применению только с момента вступления в законную силу Решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года, не препятствует суду применить при разрешении иска норму абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как норму, имеющую большую юридическую силу по сравнению с названной нормой акта Правительства Российской Федерации.
Требование абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии, вследствие чего ссылка ответчика на не повышение военнослужащим с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям не может рассматриваться как законное основание для не увеличения пенсии истцу в соответствии с названным положением Закона.
Из представленной справки о размере пенсии истца следует, что размер оклада истца по должности с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года составлял .... руб., в то время как размер оклада по званию оставался на уровне .... руб. Размер пенсии Марышева М.А. составлял .... (л.д. 9).
Из расчета, представленного ответчиком, усматривается, что с учетом увеличения оклада по воинскому званию в 1,62 раза оклад по воинскому званию составляет ....., размер пенсии - ..... (л.д. 9).
Таким образом, размер ежемесячной недоплаты составляет ..... ( ....), всего за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года истцом недополучено ....).
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей", сумма пенсии, не полученная пенсионерами своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требование о признании за Марышевым М.А. права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года является обоснованным и подлежит удовлетворению. С ответчика в пользу Марышева М.А. подлежит взысканию недополученная сумма пенсии за период с 01 января по 30 июня 1999 года в размере .....
Учитывая, что выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила имущественный вред Марышеву М.А., суд вправе удовлетворить его требование об индексации суммы недоплаченной пенсии с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики.
Расчет причиненных убытков составлен истцом на основании данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, не оспорен ответчиком, вследствие чего суд при определении размера подлежащей взысканию денежной суммы, руководствуется расчетом истца (л.д. 41). Общая сумма, подлежащая взысканию как недополученная пенсия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с увеличением оклада по воинскому званию составит ....
Расчет индексации с января 1999 года по ДД.ММ.ГГГГ выглядит следующим образом:
На основании п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).
Таким образом, военный комиссариат подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины при разрешении настоящего дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Владимирского гарнизона в защиту прав и законных интересов Марышева М.А, удовлетворить.
Признать за Марышевым М.А. право на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года.
Взыскать с военного комиссариата Владимирской области в пользу Марышева М.А. недополученную сумму пенсии за период с 01 января по 30 июня 1999 года с учетом индексации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере ....
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Г.П.Забавнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.