Судья Липецкого областного суда Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области на постановление судьи Добринского районного суда Липецкой области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, от 10 октября 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Добринского районного суда Липецкой области от 10 октября 2012 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении администрации Добринского муниципального района Липецкой области в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе Управление Россельхознадзора по Липецкой области просит об отмене постановления судьи, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав государственного инспектора отдела государственного земельного надзора за деятельностью органов государственной власти Управления Россельхознадзора по Липецкой области Кондратова В.В., поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, нахожу постановление судьи Добринского районного суда Липецкой области от 10 октября 2012 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Из материалов дела следует, что 17 апреля 2012 года на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения площадью примерно 3 га, расположенном в районе с. Хворостянка Добринского района Липецкой области обнаружен факт нахождения без соответствующей тары пришедших в негодность химикатов общим весом приблизительно 1500 кг.. Согласно исследований проб почв, взятых с указанной территории, содержание ДДТ (дустов) и метаболитов, ГХЦГ и изомеров, относящихся к 1-2 классу опасности, превышает установленные нормативы предельно допустимых концентраций.
Судья, прекращая производство по делу, указал на отсутствие в бездействии администрации Добринского муниципального района состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, со ссылкой на то, что в соответствии с действующим законодательством полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами обладает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, указанному органу местного самоуправления данные полномочия не делегировались. В протоколе об административном правонарушении не описано событие административного правонарушения, не указано, какие именно нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами привели к порче земель. В материалах дела отсутствуют данные о том, что пришедшие в негодность химикаты использовались в деятельности администрации Добринского муниципального района.
С данными выводами нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст.24 Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 22.1, 22.6, 22.8, 22.9, 22.11 Санитарных правил и нормативов СанПин 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02 марта 201 от. N 17, обезвреживанию, утилизации и уничтожению (далее - обезвреживание) подлежат пестициды и агрохимикаты, непригодные к дальнейшему применению по назначению (далее - непригодные). К ним относятся препараты, запрещенные к применению в связи с выявленным негативным воздействием на здоровье людей, животных и/или растений, с измененными физико-химическими и потребительскими свойствами, хранящиеся в смеси с другими материалами и/или веществами. Пестициды первого класса опасности, непригодные к дальнейшему использованию по назначению, подлежат хранению в емкостях, обеспечивающих герметичность и исключающих возможность загрязнения пестицидами окружающей среды при их хранении и последующей перевозке к местам обезвреживания или утилизации. Препараты второго класса могут быть упакованы в многослойную тару с вкладышами (в зависимости от специфики пестицида). В тару, предусмотренную действующей нормативной и/или технической документацией на конкретные пестициды, должны быть переупакованы и другие виды непригодных пестицидов. При отсутствии у организаций, имеющих непригодные препараты, надлежащих условий для их хранения, указанные организации обязаны обеспечить их перевозку на склады, имеющие соответствующие условия для хранения. В указанные склады должен быть исключен доступ посторонних лиц. Пестициды и агрохимикаты с нарушенной целостностью упаковки подлежат переупаковке в тару, соответствующую требованиям нормативных и/или технических документов на эти препараты. Хранение препаратов, подлежащих обезвреживанию, должно осуществляться с соблюдением правил, изложенных в нормативной и/или технической документации на конкретные пестициды и агрохимикаты, включая раздельное хранение взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ с окислителями, соблюдение температурных режимов хранения.
Из изложенных норм права следует, что земельный участок, на котором обнаружены пришедшие в негодность химикаты, находится в распоряжении администрации Добринского муниципального района.
Администрация Добринского муниципального района в данном случае является не только органом местного самоуправления, действующим в пределах предоставленных законодательством полномочий, но и владельцем земельного участка, на котором находятся пришедшие в негодность химикаты.
При установлении того, что собственник размещенных на указанном земельном участке химикатов отсутствует, на администрацию Добринского муниципального района как владельца земельного участка вышеуказанными нормами законодательства может быть возложена обязанность по обезвреживанию непригодных к дальнейшему применению химикатов.
В протоколе об административном правонарушении содержится описание события административного правонарушения, приведены нормы законодательства, касающиеся обезвреживания химикатов, в результате нарушения которых в настоящее время происходит порча земли.
Само по себе то, что указанные химикаты образовались в результате деятельности иных юридических лиц, не является безусловным основанием для освобождения администрации Добринского муниципального района от административной ответственности.
С учетом вышеизложенного, постановление о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения по основаниям, указанным судьей, является незаконным. Постановление подлежит отмене с возвращением дела в тот же суд на новое рассмотрение в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При новом рассмотрении следует установить, является или нет ЗАО "Зерос" либо иное юридическое лицо владельцем указанных химикатов. Для этого следует истребовать инвентаризационное дело в отношении объектов недвижимости, находившихся по указанному адресу; выписки из ЕГРЮЛ в отношении ОАО "Добринкаагропромхимия", ООО "Добринкаагропромхимия" и ЗАО "Зерос"; документы, касающиеся приватизации производственного объединения "Добринкаагропромхимия", приобретения ООО "Добринкаагропромхимия" имущества у ОАО "Добринкаагропромхимия". Сопоставив данные инвентаризационного дела с документами о приобретении и передаче имущества, выяснить, является или нет указанное имущество бесхозяйным.
В зависимости от установленного постановить законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст.30.7,30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Добринского районного суда Липецкой области от 10 октября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, от 10 октября 2012 года отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Добринский районный суд Липецкой области.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.