Екатеринбург |
|
18 ноября 2011 г. |
N Ф09-7655/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Гавриленко О.Л., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2011 по делу N А50-2489/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" (ОГРН 1025900895130, ИНН 5904005604) (далее - общество "ОГТ "Искра-Авигаз", налогоплательщик) - Филиппова И.Ю. (доверенность от 27.12.2010 б/н).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства путем направления в ее адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "ОГТ "Искра-Авигаз" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 31.12.2010 N 07-24/29 (далее - решение инспекции).
Решением суда от 23.05.2011 (судья Власова О.Г.) заявленные требования удовлетворены, решение инспекции признано недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 (судьи Васева Е.Е., Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ОГТ "Искра-Авигаз" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 93.1, 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя жалобы, законодательством не ограничены полномочия должностного лица налогового органа по истребованию у налогоплательщика документов и иных сведений. Кроме того, вопреки выводам апелляционного суда у налогоплательщика имеются запрошенные документы.
В представленном отзыве общество "ОГТ "Искра-Авигаз" возражает против доводов заявителя жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель общества "ОГТ "Искра-Авигаз" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Как следует из материалов дела, в связи с непредставлением обществом "ОГТ "Искра-Авигаз" документов по требованию налогового органа от 29.10.2010 N 3860 составлен акт от 29.11.2010 N 07-24/29 и вынесено решение инспекции, в соответствии с которым налогоплательщик признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 129.1 Кодекса, и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая, что решение инспекции принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, общество "ОГТ "Искра-Авигаз" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, суды исходили из того, что событие правонарушения общества "ОГТ "Искра-Авигаз" отсутствует, не имеется правовых оснований для привлечения его к ответственности.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными исходя из следующего.
Статьей 93.1 Кодекса налоговым органам предоставлено право истребовать документы у контрагента того лица, в отношении которого проводится налоговая проверка. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 129.1 Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. По п. 2 указанной статьи Кодекса те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при проведении выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгруз Сургут" (далее - общество "Газпром трансгруз Сургут") налогов, сборов, пеней, штрафов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 в адрес налогового органа в соответствии со ст. 93.1 Кодекса направлено поручение об истребовании документов у общества "ОГТ "Искра-Авигаз". На основании указанного поручения налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование от 29.10.2010 N 3860 о представлении документов.
Вместе с тем, несмотря на проведение выездной налоговой проверки в отношении общества "Газпром трансгруз Сургут", инспекцией истребованы у общества "ОГТ "Искра-Авигаз" в том числе документы в отношении финансово-хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью "Газпром центрремонт", а также иных лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком. Документы в отношении проверяемого налогоплательщика обществом "ОГТ "Искра-Авигаз" представлены.
При таких обстоятельствах судами сделаны обоснованные выводы о том, что требование инспекции не соответствует положениям ст. 93.1 Кодекса, в связи с чем отсутствует событие правонарушения, предусмотренное п. 2 ст. 129.1 Кодекса, неисполнение налогоплательщиком требования о представлении документов, не относящихся к деятельности проверяемого общества "Газпром трансгруз Сургут", не может являться основанием для привлечения к ответственности по ст. 129.1 Кодекса.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что полномочия налогового органа по истребованию у налогоплательщика документов и иных сведений не ограничены, основан не неверном толковании законодательства и подлежит отклонению.
Довод о том, что у общества "ОГТ "Искра-Авигаз" имеются запрошенные документы, выводов судов не опровергает в связи с чем не может быть принят.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2011 по делу N А50-2489/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при проведении выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгруз Сургут" (далее - общество "Газпром трансгруз Сургут") налогов, сборов, пеней, штрафов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 в адрес налогового органа в соответствии со ст. 93.1 Кодекса направлено поручение об истребовании документов у общества "ОГТ "Искра-Авигаз". На основании указанного поручения налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование от 29.10.2010 N 3860 о представлении документов.
Вместе с тем, несмотря на проведение выездной налоговой проверки в отношении общества "Газпром трансгруз Сургут", инспекцией истребованы у общества "ОГТ "Искра-Авигаз" в том числе документы в отношении финансово-хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью "Газпром центрремонт", а также иных лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком. Документы в отношении проверяемого налогоплательщика обществом "ОГТ "Искра-Авигаз" представлены.
При таких обстоятельствах судами сделаны обоснованные выводы о том, что требование инспекции не соответствует положениям ст. 93.1 Кодекса, в связи с чем отсутствует событие правонарушения, предусмотренное п. 2 ст. 129.1 Кодекса, неисполнение налогоплательщиком требования о представлении документов, не относящихся к деятельности проверяемого общества "Газпром трансгруз Сургут", не может являться основанием для привлечения к ответственности по ст. 129.1 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2011 г. N Ф09-7655/11 по делу N А50-2489/2011