Министерство финансов Российской Федерации направляет обобщенные материалы проверок целевого использования средств, выделяемых из федерального бюджета Российской Федерации на финансирование мероприятий по защите прав жертв политических репрессий, и предлагает учесть их в практической работе финансовых органов.
Заместитель Министра |
И.П.Молчанов |
Заместитель руководителя
Департамента социальной
сферы и науки |
В.А.Шалаев |
О результатах проверки целевого использования средств,
направляемых на финансирование мероприятий
по защите прав жертв политических репрессий
В соответствии с Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на IY квартал 1994 года проведена проверка целевого использования средств, выделенных из федерального бюджета на возмещение компенсации, выплаченной жертвам политических репрессий, предоставление льгот и возмещение имущественного ущерба реабилитированным гражданам в 1993 г. и первом полугодии 1994 г. в 17 республиках, краях и областях. Проверки были произведены в Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской, Коми республиках и Северной Осетии, Красноярском, Ставропольском краях, Магаданской, Ростовской, Тверской, Владимирской, Белгородской, Челябинской, Свердловской, Саратовской, Тульской, Пермской, Курской областях.
Кроме того, использованы материалы проверок г. Москвы и Оренбургской области.
Проверкой установлено, что при администрациях всех проверенных территорий действуют постоянные комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.
На основании представленных документов и материалов указанные комиссии выносят заключения о праве на денежную компенсацию, выдают свидетельства о праве на льготы, собирают данные о жертвах политических репрессий, контролируют работу подведомственных комиссий и т.д.
В Белгородской области в начале 1994 года областной комиссией были проведены проверки работы районных и городских комиссий по выполнению Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". В ноябре 1994 года этой же комиссией проведен семинар с руководителями районных и городских комиссий по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926.
В отдельных территориях работники финансовых органов, призванные осуществлять контроль за правильностью расходования средств, выделенных из местного бюджета на мероприятия по восстановлению прав реабилитированных граждан, не включены в состав комиссий.
Так, в Тверской области работают 42 комиссии, включая областную, но только в 5 из них, в том числе и областной в состав комиссий входят представители финансовых органов. На основании Положения о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", денежные компенсации выплачиваются в основном своевременно и правильно. Вместе с тем имеют место отдельные нарушения.
В ряде случаев в расчетах денежных компенсаций неправильно применялся установленный Законом минимальный размер оплаты труда, действующий на момент принятия органом социальной защиты населения решения о начислении компенсации.
Так, в Оренбургской области установлено, что при оформлении денежной компенсации реабилитированному Тыщуку Н.Т., находившемуся в местах лишения свободы 10 лет (120 месяцев), расчет был произведен исходя из установленного Законом минимального размера оплаты труда по состоянию на август 1993 г. 7740 руб. вместо предусмотренных в соответствии с действующим законодательством трех четвертей от этого оклада. В результате Тыщуку 23 августа 1993 г. выплачено (переведено на Украину) 928800 руб. вместо 696600 руб, т.е. переплачено 232200 руб. В Ясногорском районе Тульской области установлена недоплата реабилитированному лицу в сумме 80,5 тыс. руб. В Челябинской области проверкой выявлено 19 случаев неправильного исчисления денежной компенсации на общую сумму 1779 тыс.руб., в том числе в г. Троицке переплата составила 263 тыс. руб., в г.Златоусте допущена недоплата компенсаций двум заявителям на сумму 355 тыс. руб. В Центральном районе г.Челябинска восьми заявителям недоплачено 1142 тыс.руб. В Магаданской области также выявлена недоплата на сумму 936 тыс. руб.
В нарушение указанного Положения в Тверском управлении социальной защиты населения г. Москвы некоторые реабилитированные больше года не получают причитающиеся им компенсации. Так, например, Алимов А.П. подал заявление с документами 13 января 1992 г., а 20 сентября 1992 г. он скончался, не успев получить денежную компенсацию. В соответствии с действующим Положением начисленная, но не полученная сумма компенсации должна быть выплачена наследникам при представлении ими свидетельства о праве на наследство. На день проверки - 22 сентября 1993 г. причитающаяся Алимову А.П. сумма не выплачена.
Согласно решениям комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Кабардино-Балкарской республики, Ставропольского и Красноярского краев, Магаданской, Ростовской, Свердловской, Тульской, Пермской и Курской областей произведены выплаты компенсаций имущественного ущерба в 1993 году 74 гражданам и в 1994 году - 16 гражданам. По решениям судов в 1993-1994 годах произведена 41 выплата. Всего за указанный период возмещено имущественного ущерба на сумму 46 млн. рублей.
В настоящее время в комиссиях находится 300 заявлений на возмещение имущественного ущерба, которые рассматриваются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926.
На основании проверки установлено, что только в восьми проверенных территориях - Кабардино-Балкарской республике, Ставропольском крае, Ростовской, Тульской, Курской, Тверской, Владимирской и Челябинской областях насчитывается 26 тысяч граждан, которым предоставляются льготы, определенные Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 419 на основании ст.16 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий".
Однако в связи с отсутствием средств в местных бюджетах Карачаево-Черкесской республики, Челябинской области и Красноярского края такие льготы не предоставляются, несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны выделять средства на предоставление беспроцентной ссуды для строительства жилья, снижение стоимости лекарств, бесплатный проезд пассажирским транспортом и один раз в год железнодорожным транспортом (туда и обратно), бесплатную установку телефона, снижение оплаты жилья, коммунальных услуг и топлива, а также на погребение реабилитированных лиц в случае их смерти и другие льготы, предусмотренные ст.16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" с последующим их возмещением из федерального бюджета.
Многие территории не представили данные о количестве граждан, пользующихся льготами, и о выплаченных суммах льгот в связи с отсутствием их учета.
В 7 территориях из 17 проверенных за счет средств местных бюджетов предоставлялись дополнительные льготы, не предусмотренные ст.16 названного Закона, и оказывалась материальная помощь реабилитированным гражданам.
Так, в Магаданской области выделено на эти цели 327,6 млн. руб., в Пермской области - 12 млн. руб., во Владимирской области - 17 млн. руб., в Красноярском крае - 2,4 млн. руб. В г. Соликамске Пермской области на базе профилактория завода "Урал" открыт оздоровительно-реабилитационный центр для жертв политических репрессий.
В целях более полной и эффективной реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" министерствам финансов республик в составе Российской Федерации, финансовым управлениям (главным управлениям, комитетам, департаментам, отделам) администраций краев и областей следует:
1. Принимать активное участие в работе комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.
2. Осуществлять контроль за своевременным и правильным расходованием средств, направляемых на финансирование мероприятий по защите прав жертв политических репрессий.
3. Обеспечить своевременное финансирование расходов за счет средств местных бюджетов, связанных с предоставлением льгот, компенсационными выплатами и возмещением имущественного ущерба реабилитированным гражданам и их наследникам.
4. Своевременно и правильно представлять отчетные данные в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 39 "О возмещении расходов местным бюджетам".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 20 января 1995 г. N 5 "По проверке целевого использования средств, направляемых на финансирование мероприятий по защите прав жертв политических репрессий"
Текст письма официально опубликован не был