Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 609 "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" (с изменениями и дополнениями) (документ не действует)

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 609
"Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства"

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2002 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства России от 27 февраля 2024 г. N 214 настоящий документ признан утратившим силу с 8 марта 2024 г.

 

В целях совершенствования системы хозяйствования в организациях культуры и искусства Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства.

2. Министерству культуры Российской Федерации разработать и по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утвердить методические рекомендации по порядку ведения бухгалтерского учета в организациях культуры и искусства.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

 

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Черномырдин

 

Положение
об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 609)

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2002 г.

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет основы хозяйственной деятельности и финансирования некоммерческих организаций культуры и искусства (далее именуются - организации культуры):

профессиональных театров (драматических, оперных, балетных, кукол и других), филармоний, цирков, самостоятельных творческих исполнительских коллективов, концертных залов, творческих центров и других организаций исполнительских искусств, основная деятельность которых ориентирована на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку;

библиотек, музеев, депозитариев произведений культуры и искусства, выставочных залов и картинных галерей, парков культуры и отдыха, зоопарков, учреждений клубного типа (домов и дворцов культуры, клубов, социально-культурных и других специализированных и многофункциональных комплексов и объединений), центров культуры и искусства, научно-методических центров народного творчества и других организаций, основная деятельность которых носит просветительный, культурно-досуговый и (или) научно-методический и информационный характер;

иных организаций, основная деятельность которых направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, представление культурных благ населению.

2. Настоящее Положение распространяется на организации культуры, находящиеся в федеральной собственности.

Для организаций культуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, настоящее Положение носит рекомендательный характер.

3. В целях настоящего Положения под организацией культуры понимается организация, созданная учредителем (собственником или уполномоченным им органом) для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве оперативного управления.

4. Организация культуры создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5. Учредитель организации культуры утверждает ее устав (положение) и изменения к нему, назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Руководитель организации культуры без доверенности действует от имени организации, представляет ее интересы во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, в пределах своей компетенции распоряжается имуществом организации, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штатное расписание и устанавливает должностные оклады, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации, несет персональную ответственность за результаты деятельности организации.

6. Организация культуры является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс или смету, счета (в том числе расчетный и валютный) в банках и других кредитных учреждениях, печать установленного образца, а также иные необходимые для осуществления ее деятельности печати и штампы, собственную символику.

В соответствии с законодательством Российской Федерации организация культуры может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах, в установленном порядке несет ответственность по своим обязательствам.

7. Деятельность организации культуры осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено регулирование деятельности в соответствующей отрасли (уполномоченных органов), настоящим Положением и уставом (положением) организации культуры.

8. Деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению (культурная деятельность) в различных формах и видах, является основной деятельностью организации культуры.

Помимо основной деятельности, организация культуры может осуществлять иную не противоречащую законодательству Российской Федерации деятельность, предусмотренную ее уставом (положением), в том числе предпринимательскую.

9. В соответствии с законодательством Российской Федерации организация культуры может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом (положением) организации культуры.

Учредитель (либо орган, зарегистрировавший организацию культуры) имеет право в установленном законодательством Российской Федерации порядке приостановить предпринимательскую деятельность организации культуры, если эта деятельность идет в ущерб основной.

Любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культуры.

10. Организация культуры самостоятельна в осуществлении своей творческой, производственной и экономической деятельности в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации и своим уставом (положением).

Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность организации культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

 

II. Имущество организации культуры

 

11. В целях обеспечения уставной деятельности организация культуры обладает имуществом:

закрепленным учредителем в установленном порядке;

приобретаемым за счет имеющихся у организации культуры финансовых средств, в том числе за счет доходов, получаемых от предусмотренной уставом (положением) деятельности;

получаемым в форме дарения, пожертвования юридических и физических лиц, а также по завещанию, договору или на иных основаниях.

12. Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданные организации культуры учредителем, закрепляются за ней в установленном порядке на праве оперативного управления.

Закрепление за организацией культуры зданий и сооружений, отнесенных в установленном порядке к памятникам истории и культуры, а также природных комплексов и объектов производится специально уполномоченными государственными органами на основе акта приема-передачи и охранного обязательства, заключаемого организацией с указанными государственными органами, исключительно на праве оперативного управления.

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1010 государственным и муниципальным организациям культуры и искусства передаются в оперативное управление здания и сооружения, находящиеся в федеральной собственности и используемые ими в уставных целях на праве аренды более 10 лет

 

13. Организация культуры самостоятельно распоряжается имуществом, приобретенным за счет доходов, получаемых от предусмотренной уставом (положением) деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в целях, определенных уставом (положением).

14. Имущество организации культуры, переданное ей в форме дара, пожертвования или по завещанию, приобретенное ею за счет средств, выделенных ей по смете, а также по договору или на иных основаниях, поступает в оперативное управление организации культуры.

15. Музейные, архивные и библиотечные фонды организации культуры, являющиеся частью общероссийских музейных, архивных, библиотечных фондов и представляющие собой предметы особого режима хранения, закрепляются за организацией культуры собственником исключительно на праве оперативного управления.

Предметы, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность, включаются в состав музейных и библиотечных фондов в установленном порядке независимо от источников их приобретения.

Пределы оперативного управления указанными фондами устанавливаются регламентирующими документами уполномоченного органа.

16. Контроль за использованием имущества, находящегося в оперативном управлении организации культуры, осуществляют Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом или его территориальные органы, а также соответствующие органы исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено регулирование деятельности организации культуры.

Организация культуры обязана обеспечить сохранность закрепленного за ней имущества и эффективное использование его по назначению в соответствии с целями, определенными уставом (положением).

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2002 г. N 919 пункт 17 настоящего Положения изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

17. Земельный участок, занимаемый государственным или муниципальным учреждением культуры, предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Организация культуры отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами.

При их недостаточности субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет собственник соответствующего имущества (учредитель) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

III. Финансирование организации культуры

ГАРАНТ:

О финансировании учреждений и государственных унитарных предприятий за счет средств арендной платы см. письмо Минфина РФ от 28 августа 2000 г. N 01-02-01/03-3183

 

19. Финансовые средства организации культуры образуются за счет:

бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя; доходов от платных форм культурной деятельности; платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;

добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;

кредитов банков и иных кредитных учреждений;

других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Размеры бюджетного финансирования организации культуры рассчитываются исходя из нормативов, определенных в установленном порядке, а при отсутствии таких нормативов - на основе общих принципов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

21. Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:

оплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала) как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организацией культуры;

содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;

содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;

содержание животных в зоопарках и цирках;

комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно-методическую деятельность;

материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ и других видов массовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;

оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;

проведение капитального ремонта;

реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование организации культуры;

другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.

Запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организации культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода.

22. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организации культуры

23. Финансирование организации культуры и корректировка размера бюджетных ассигнований осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24. Поступающие из различных источников средства, в том числе доходы организации культуры от предусмотренной уставом (положением) деятельности, за исключением средств, полученных от ведения предпринимательской деятельности, ассигнований на капитальный ремонт, реставрацию памятников истории и культуры, содержание природных комплексов и объектов, оснащение техническими средствами и оборудованием, а также добровольных пожертвований, имеющих целевое назначение, включаются в общий доход организации культуры и образуют ее единый фонд финансовых средств.

25. Из средств общего дохода организация культуры осуществляет возмещение материальных затрат, расчеты по обязательствам с юридическими и физическими лицами, выплачивает проценты за кредит, заработную плату, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, начисления на заработную плату и иные текущие расходы.

Оставшиеся средства направляются в фонд творческо-производственного и социального развития организации культуры.

26. Отчисления в фонд творческо-производственного и социального развития производятся ежеквартально (ежемесячно) и учитываются в общей сумме затрат по основной деятельности организации культуры.

В фонд творческо-производственного и социального развития направляются также:

бюджетные ассигнования, выделяемые на капитальный ремонт, реставрацию, содержание природных комплексов и объектов, оснащение техническими средствами и оборудованием;

средства, полученные от реализации в установленном порядке излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей;

целевые взносы физических и юридических лиц.

Средства фонда творческо-производственного и социального развития расходуются на творческое, производственное и социальное развитие организации культуры и не могут быть использованы на оплату труда, выплату материальной помощи и других видов денежных вознаграждений.

Положение о фонде творческо-производственного и социального развития разрабатывается и утверждается организацией культуры самостоятельно в соответствии с настоящим Положением и в порядке, предусмотренном уставом (положением) организации культуры.

27. Не использованные в отчетном периоде средства не могут быть изъяты у организации культуры или зачтены учредителем в объеме финансирования следующего года.

 

IV. Регулирование деятельности организации культуры

 

28. Уполномоченный орган ежегодно в установленном порядке доводит до организации культуры данные о размерах ассигнований и лимитах централизованных капитальных вложений, выделяемых за счет средств федерального бюджета.

29. Организация культуры на основе данных учредителя, имеющихся творческих и экономических ресурсов, запросов населения и заказов юридических и физических лиц самостоятельно разрабатывает и утверждает план своей деятельности.

30. План включает в себя:

мероприятия, направленные на реализацию творческо-производственной и самостоятельной хозяйственной деятельности, укрепление материально-технической базы и социальное развитие организации культуры;

объемы основной деятельности, определяемые спецификой организации культуры и региональными условиями;

объем финансовых средств и направления их использования в соответствии с уставом (положением).

В плане могут предусматриваться единовременные бюджетные ассигнования для выполнения целевых социально-творческих заказов учредителя на проведение отдельных мероприятий (работ, услуг).

Заказ оформляется посредством договора, в котором определяются объем, структура и сроки выполнения мероприятий, порядок их обеспечения материальными и финансовыми ресурсами.

31. План утверждается руководителем организации культуры в месячный срок со дня принятия федерального бюджета и подлежит уточнению в установленном порядке.

32. Обязательным документом при ежегодном планировании деятельности организации культуры является смета доходов и расходов организации культуры.

Планирование предпринимательской деятельности организации культуры и учет средств, полученных от ее осуществления, ведутся обособленно.

33. В соответствии с законодательством Российской Федерации формы и системы оплаты труда работников, виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, а также структура и штаты устанавливаются организацией культуры самостоятельно в пределах имеющихся средств на оплату труда.

34. Организация культуры самостоятельно устанавливает цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг.

При проведении платных мероприятий организация культуры в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством устанавливает льготы на их посещение для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов и военнослужащих срочной службы.

 

Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства определяет основы системы хозяйствования некоммерческих организаций культуры и искусства: театров, филармоний, цирков, библиотек, музеев, выставочных залов и картинных галерей, парков культуры и отдыха, зоопарков и иных организаций. Положение распространяется на организации, находящиеся в федеральной собственности.

Положением предусмотрены общие правила создания организаций культуры, полномочия учредителя, руководителя. Определена организационно-правовая основа деятельности подобных организаций.

Установлено, что для организаций культуры основным видом деятельности является сохранение, создание, распространение культурных ценностей и предоставление культурных благ населению. Предпринимательскую деятельность такие организации осуществляют лишь постольку, поскольку это служит достижению основных целей организации. Виды и формы такой предпринимательской деятельности должны быть определены уставом организации. При этом любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культуры.

Положение закрепляет общие нормы, касающиеся имущества организаций культуры. Установлено, что организация культуры может обладать имуществом, которое закреплено за организацией учредителем, которое приобретается организацией за счет имеющихся у нее финансовых средств или которое организация получает в форме дарения, пожертвования, по завещанию, договору, на иных основаниях. Порядок управления этим имуществом также определяется в Положении.

Положение регулирует вопросы финансирования организаций культуры. Финансовые средства организаций образуются за счет: бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя; доходов от платных форм культурной деятельности; платежей за оказание услуг по договорам; добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям; кредитов банков; иных доходов и поступлений в соответствии с законодательством РФ. Определены цели финансирования организаций культуры, а также порядок расходования данными организациями имеющихся денежных средств.

Регулирование деятельности организаций культуры осуществляется в соответствии с ежегодным планом деятельности, включающим описание предполагаемых к проведению мероприятий, объемы основной деятельности, объем финансовых средств, необходимых для осуществления этой деятельности. План утверждается руководителем организации культуры в месячный срок со дня принятия федерального бюджета и подлежит уточнению в установленном порядке.

 

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 609 "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства"

 

Текст постановления опубликован в газете "Экономика и жизнь", 1995, N 33, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., N 28, ст. 2670

 

Постановлением Правительства России от 27 февраля 2024 г. N 214 настоящий документ признан утратившим силу с 8 марта 2024 г.

 

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

 

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2002 г. N 919