Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Бондаревой Н.А.,
судей Фоминой Е.А., Ячменевой А.Б.,
при секретаре Степановой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 22 ноября 2012 года
дело по заявлению Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации.
Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска обратился в суд с заявлением о признании незаконным выраженного в сообщении от 08.08.2012 N01/168/2012-503 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: /__/, кадастровый номер /__/; возложении на ответчика обязанности по устранению препятствия МО "Город Томск" в реализации своих прав путем осуществления государственной регистрации права собственности МО "Город Томск" на 35004/44500 долей в праве собственности на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, в течение семи дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему спору.
В обоснование требований указал, что Управлением Росреестра по Томской области принято решение об отказе в регистрации права собственности МО "Город Томск" на земельный участок по /__/ в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. На данном земельном участке расположен жилой дом, в котором находится помещение, принадлежащее на праве общей долевой собственности МО "Город Томск". Для регистрации права собственности представителем заявителя были представлены все необходимые документы. Сообщение об отказе в государственной регистрации права препятствует государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества и последующему распоряжению данным имуществом.
Представитель заявителя Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска Казусь Д.В. в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Томской области Давлетшин Р.Х. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что в заявлении Департамента не указаны законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют действия (решение) Управления. Кроме того, из заявления Департамента не ясно, каким образом может быть нарушено право МО "Город Томск", на распоряжение земельным участком, принадлежащим МО "Город Томск" в связи с нахождением на нём принадлежащего МО "Город Томск" здания, если иного способа распорядиться им, кроме как передать другому собственнику вместе с указанным зданием, действующим законодательством не предусмотрено.
Обжалуемым решением суд на основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 254, ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 13, п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 28, п.1 ст.16, ст. 4, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявление Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска удовлетворил частично: признал незаконным выраженный в сообщении от 08.08.2012 N01/168/2012-503 отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по /__/; обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области устранить в полном объеме препятствие к осуществлению МО "Город Томск" своих прав путем осуществления государственной регистрации права собственности МО "Город Томск" на 1/4 долю в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, на основании представленных документов в течение семи дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему спору.
В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Р.Х. Давлетшин просит решение отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении заявления. Указывает на то, что у публично-правового образования в результате разграничения государственной собственности на землю не может возникнуть право общей долевой собственности на соответствующий земельный участок совместно с гражданами. Земельный участок, расположенный по адресу: /__/, является земельным участком, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение в силу указанной нормы права осуществляется органами местного самоуправления поселения, то есть администрацией г. Томска. В связи с чем иные заинтересованные лица в приобретении права на указанный земельный участок вправе обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса РФ.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Департамента экономического развития Управления муниципальной собственностью администрации г. Томска просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным в силу ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из дела и не оспаривается сторонами, муниципальному образованию "Город Томск" на праве общей долевой собственности принадлежит 1/4 доля в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: /__/, на земельном участке площадью /__/ кв.м, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 17.03.2011 реестровый N1782, свидетельством о государственной регистрации права N 70-АВ 124336 от 12.04.2011.
07.06.2012 муниципальное образование "Город Томск" в лице Логуновой О.В. обратилось в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве 35004/445500), по адресу: /__/. В качестве основания возникновения права собственности были указаны абз. 2 п. 3 ст. 3.1. ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N137-ФЗ от 25.10.2001, свидетельство о праве на наследство по закону от 17.03.2011, реестровый N1782.
Согласно сообщению от 08.08.2012 N01/108/2012-503 государственным регистратором Томской области на основании п.1. ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N122-ФЗ от 21.07.1997 отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности муниципального образования "Город Томск" (доля в праве 35004/44500) на земельный участок, расположенный по адресу: /__/.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в регистрации права муниципальной собственности на земельный участок по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Судебная коллегия с выводом суда и его обоснованностью согласиться не может исходя из следующего.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами. Согласно ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно пункту 3 указанной статьи в целях разграничения государственной собственности на землю к муниципальной собственности относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Из положений статьи 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что государственная регистрация права собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, в котором указывается основание возникновения права собственности соответствующего публичного образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006г. N404, в случае, если основанием для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию, для государственной регистрации необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из положений статей 16, 19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в совокупности следует, что разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права публичной (муниципальной) собственности и по данному основанию у публично-правового образования может возникнуть право собственности только как у единоличного субъекта собственности на земельный участок, являющийся объектом земельных отношений по смыслу статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, а не право на долю в праве общей собственности, участниками которой, наряду с муниципальным образованием, являются граждане или юридические лица. Исходя из буквального толкования пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" нахождение в собственности муниципального образования нежилых помещений в доме, а не здания целиком не может служить основанием возникновения в результате разграничения государственной собственности на землю общей долевой собственности на соответствующий земельный участок у муниципального образования с другими собственниками помещений.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
Поскольку документы, свидетельствующие о существовании в отношении спорного земельного участка общей долевой собственности, возникшей по иным основаниям, на государственную регистрацию представлены не были, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области правомерно отказано в государственной регистрации права муниципального образования "Город Томск" на долю в праве общей собственности на земельный участок.
При установленных конкретных обстоятельств у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 22 ноября 2012 года отменить, принять новое об отказе в удовлетворении заявления Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об отказе в государственной регистрации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.