Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Старичковой Е.А.
Зайнуллиной Г.К.
с участием прокурора Крупновой А.И.
при секретаре Гареевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ Котельниковой О.С. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 26 июня 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Октябрьского района г. Уфы, действующего в интересах М.Д.Р., к Администрации ГО г. Уфа РБ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ предоставить вне очереди М.Д.Р. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РБ.
Заслушав доклад судьи Старичковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Уфы РБ, действуя в интересах М.Д.Р., обратился с иском к Администрации Октябрьского района г. Уфы РБ о возложении обязанности предоставить М.Д.Р. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Уфы РБ проведена проверка по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов, в результате которой установлено, что распоряжением Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа РБ N ... от 29.08.2011 г. М.Д.Р. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Однако в нарушение действующего законодательства, М.Д.Р. по достижении 18-летнего возраста и окончании пребывания в учреждении профессионального образования, ответчиком в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права М.Д.Р.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ГО г. Уфа РБ Котельникова О.С. просит отменить решение суда, указывая, что решение суда вынесено без учета того обстоятельства, что субвенций, выделенных городскому округу г.Уфа на 2012 год, недостаточно для обеспечения детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, право на жилое помещение у М.Д.Р. возникло в 2011 году, когда обязанность по предоставлению жилого помещения возлагалась на Правительство республики.
Стороны по делу надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора К.А.И., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая спор и возлагая обязанность по представлению жилого помещения на администрацию ГО г.Уфа РБ, суд правильно исходил из положений ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закона Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" от 28.12.2005 года N260-з с учетом внесенных в него изменений согласно Закону РБ от 31 октября 2011 года N 451-з.
С данным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Как усматривается из материалов дела, М.Д.Р., ... года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла ... года, а отец находится на принудительном лечении в ... ... больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением по определению ... городского суда от 18 июня 2002 года (л.д.13,165).
М.Д.Р., ... года рождения, оставшемуся без попечения родителей, на основании распоряжения ... сельской администрации ... района РБ N ... от 02.04.2002 г. был назначен опекун М.М.А. (л.д.14).
Как следует из указанного распоряжения, за М.Д.Р. был закреплен жилой дом, находящийся по адресу: ... Постановлением главы Администрации МР Ишимбайский район N ... от 11.04.2011 данный дом был признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу (л.д.26).
Жилого помещения по договору социального найма и в собственности М.Д.Р. не имеет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра и справкой ГУП БТИ Ишимбайского городского, Баймакского, Сибайского межрайонных филиалов (л.д.29-31).
Распоряжением Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБN ... от29.08.2011 года М.Д.Р. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д.12).
До настоящего М.Д.Р. не обеспечен жилым помещением, до 30.06.2012 был зарегистрирован и проживал в общежитии по адресу: ... (л.д.12).
Как следует из справки ФГОУ "..." N... от 01.02.2011 года, М.Д.Р. на основании приказа N ... о 31.07.08г. был зачислен в МГОУ СПО ..., срок окончания учебного заведения 30 июня 2012 года (л.д.32).
Согласно ст. ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные требования установлены ст. 8 Закона РБ от 27 октября 1998 года N 188-3 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (часть 4 статьи 8).
Постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007 года N 200 установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан.
В силу п. 2 Постановления Правительства РБ от 20 июля 2007 года N 200 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно Закону РБ от 31 октября 2011 года N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований к администрации ГО г. Уфа РБ является правильным и основанным на положениях закона.
При оценке доводов апелляционной жалобы и выводов суда первой инстанции в оспариваемом решении, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося судебного постановления, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 26 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ Котельниковой О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: З.А Науширбанова
судьи Е.А. Старичкова
Г.К.Зайнуллина
Справка: судья И.А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.