Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Середы Л.И.
Скипальской Л.И.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 февраля 2013 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 11 декабря 2012 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Сурдин М.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по старости, о включении периода работы в специальный стаж, назначении пенсии (л.д.1-4).
В обоснование требований указал, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от 04 октября 2012 г. "N" ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по подпункту 19 пункту 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-Ф3 от 17 декабря 2001 г. из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Требуется 25 лет, имеется 23 года 0 месяцев 4 дня. В специальный стаж не засчитан период прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации с 19 октября 1979 г. по 20 октября 1981 г.
Просил признать незаконным и отменить указанное решение пенсионного органа в части отказа во включении периода работы, обязать ответчика включить в специальный стаж период прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 19 октября 1979 г. по 20 октября 1981 г., и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 27 сентября 2012 г., а также взыскать с ответчика в его пользу государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 11 декабря 2012 г. исковые требования Сурдина М.Б. удовлетворены полностью (л.д.120-123).
Признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от 04 октября 2012 г. "N" об отказе Сурдину М.Б. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить Сурдину М.Б. в специальный стаж период прохождения службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации с 19 октября 1979 г. по 20 октября 1981 г.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность назначить Сурдину М.Б. досрочную трудовую пенсию по старости с 27 сентября 2012 г.
С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Сурдина М.Б. взысканы судебные расходы в сумме "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Круглякова Г.А. просила отменить решение суда, поскольку оно противоречит нормам пенсионного законодательства. Сослалась на то, что истец до призыва на военную службу не работал по педагогической специальности, в связи с чем период его службы в армии не может быть включен в специальный стаж работы по педагогической специальности. Указала, что им не выработано 2/3 педагогического стажа (л.д.129-131).
В возражениях на апелляционную жалобу истец Сурдин М.Б. просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения (л.д.134-139).
В судебное заседание истец Сурдин М.Б. не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело по апелляционной жалобе в его отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Скопцовой С.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 27 сентября 2012 г. Сурдин М.Б. обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (л.д.54-57).
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 04 октября 2012 г. Сурдину М.Б. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-Ф3 от 17 декабря 2001 г. из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Требуется 25 лет, имеется 23 года 4 дня (л.д.6-7).
В специальный стаж истцу не засчитан период прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 19 октября 1979 г. по 20 октября 1981 г., так как включение периода прохождения службы в армии в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью не предусмотрено Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N463 и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-Ф3 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом, суд обоснованно исходил из того, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В спорный период времени прохождения Сурдиным М.Б. службы в составе Вооруженных Сил СССР с 19 октября 1979 г. по 20 октября 1981 г., действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Сурдина М.Б. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы Сурдина М.Б. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Пунктом 4 вышеуказанного Положения было предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Довод апелляционной жалобы о том, что вопреки Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397, истец не выработал 2/3 педагогического стажа в момент действия этого Положения, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку Сурдин М.Б. имеет 2/3 педагогического стажа на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии, работая по педагогической специальности до настоящего времени.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: копией трудовой книжки серии "N" Сурдина М.Б. (64-66); копией трудовой книжки серии АТ-V "N", где указано, что на основании приказа "N" по Ковылкинскому РОНО от 14 октября 1988 г. 26 сентября 1988 г. Сурдин М.Б. назначен учителем физики и трудового обучения в Волгапинскую среднюю школу Ковылкинского РОНО, и с учетом переименования учреждения, работает по настоящее время (л.д.67-74); справкой МБОУ "Волгапинская основная общеобразовательная школа" Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия "N" от 03 декабря 2012 г., из которой следует, что Сурдин М.Б. с 26 сентября 1988 г. по настоящее время работает учителем физики, химии, информатики и трудового обучения (л.д.112); справкой "N" выданной 11 октября 2012 г. отделом Военного комиссариата Республики Мордовия по Ковылкинскому району (л.д.16); военным билетом БЕ "N", выданным 16 ноября 1987 г. Ковылкинским ОГВК Мордовской АССР (л.д.75-77).
С учетом включенного периода прохождения истцом службы в рядах Советской Армии, специальный стаж Сурдина М.Б. составил более 25 лет, в связи с чем, суд правильно возложил обязанность на пенсионный орган в соответствии со статьями 18, 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации" назначить истцу пенсию со дня его обращения - 27 сентября 2012 г.
В апелляционной жалобе ответчик приводит те же доводы, которыми он обосновывал отказ истцу в назначении пенсии и которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 11 декабря 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Л.И.Середа
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.