Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Коробейниковой Л.Н.,
судей Полушкина А.В., Рогозина А.А.,
при секретаре Корепановой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 21 января 2013 года гражданское дело по исковым требованиям Воронцова А.А. к обществу с ограниченной ответственностью Страховая компания ""данные изъяты"", обществу с ограниченной ответственностью Страховая компания ""данные изъяты"" о взыскании страховой суммы, штрафа, суммы инфляции, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя ООО СК ""данные изъяты"" на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 11 октября 2012 года, которым постановлено:
"Иск Воронцова А.А. к обществу с ограниченной ответственностью Страховая компания ""данные изъяты"" о взыскании страховой суммы, штрафа, суммы инфляции, компенсации морального вреда удовлетворить частично, тот же иск к обществу с ограниченной ответственностью ""данные изъяты"" - оставить без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Страховая компания ""данные изъяты"" в пользу Воронцова А.А. страховую сумму в размере "данные изъяты"., штраф за нарушение сроков выплаты страховой суммы за период с 23 апреля 2012 г. по 11 октября 2012 г. в размере "данные изъяты"., судебные расходы в размере "данные изъяты"., всего "данные изъяты"
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Страховая компания ""данные изъяты"" в доход бюджета муниципального образования ""данные изъяты"" государственную пошлину в размере "данные изъяты".".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Полушкина А.В., выслушав объяснения истца, возражавшего против доводов жалобы, пояснения представителя третьего лица ООО ""данные изъяты"" - Мартьянова Д.А. (доверенность от 13 августа 2012 года, сроком действия один год), просившего оставить судебное решение без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воронцов А.А. обратился в суд с иском к ООО Страховая компания ""данные изъяты"", ООО ""данные изъяты"" о взыскании страховой суммы в размере "данные изъяты"., штрафа за нарушение сроков выплаты страховой суммы за период с 23 апреля 2012 г. по 3 июля 2012 г. (дата подачи иска) в размере 360 000 руб. и с 4 июля 2012 г. по день фактической уплаты страховой суммы в размере 1 процента в день, суммы инфляции страховой суммы за период с апреля 2102 г. по июнь 2012 г. в размере "данные изъяты"., компенсации морального вреда в размере "данные изъяты". Требования мотивированы следующим.
Истец до 22 февраля 2011 г. являлся сотрудником милиции - служил дознавателем отдела милиции общественной безопасности УВД по г. Воткинску и Воткинскому району. Приказом МВД Удмуртской Республики от 11 февраля 2011 г. N 59-л/с уволен из органов внутренних дел по пункту "з" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" с 21 февраля 2011 г. В период службы истцом было получено заболевание, с учетом которого 6 февраля 2012 г. ему установлена третья группа инвалидности. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ установление истцу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы является страховым случаем. Ответчиками в выплате ему страховой суммы отказано.
В ходе рассмотрения дела в соответствии со статьей 43 ГПК Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МВД Российской Федерации.
Прокурор, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах не явки не известил.
Истец Воронцов А.А. в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель истца Ломаева О.В. в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить, взыскать с надлежащего ответчика страховую сумму, штраф за задержку ее выплаты, индексацию страховой суммы. Поскольку истец является выгодоприобретателем страховой суммы, в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" ему также подлежит компенсация морального вреда.
Представитель ответчика ООО ""данные изъяты"" Мартьянов Д.А. в судебном заседании иск не признал.
Представитель ответчика ООО Страховая компания ""данные изъяты"", надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление об отложении судебного заседания в связи с невозможностью направления представителя, его занятостью в других судебных заседаниях.
Представитель третьего лица МВД по Удмуртской Республике, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица МВД Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В порядке статей 45, 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие прокурора, представителей ответчика ООО Страховая компания ""данные изъяты"", третьих лиц МВД по Удмуртской Республике и МВД Российской Федерации.
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 11 октября 2012 года и принять по делу новое решение. В качестве основания для отмены указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует и установлено судом первой инстанции следующее.
Воронцов А.А. с 17 мая 1993 г. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях, с 13 октября 2010 г. в должности дознавателя отдела дознания милиции общественной безопасности УВД по г. Воткинску и Воткинскому району.
Приказом МВД по Удмуртской Республике от 11 февраля 2011 г. N 59-л/с Воронцов А.А. уволен из органов внутренних дел по пункту "з" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" по ограниченному состоянию здоровья с 21 февраля 2011 года.
6 февраля 2012 года Воронцову А.А. установлена третья группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы.
Указанные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами и сторонами по существу не оспариваются.
Разрешая возникший спор, суд правомерно руководствовался статьями 969, 308, 330, 333 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), положениями Федерального закона N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ), пунктом 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", статьями 98, 100, 103 ГПК РФ.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 969 ГК РФ обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
В соответствии с п. 1 ст. 1, абз. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ объектом обязательного государственного страхования является жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц.
Согласно абз. 3 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. "данные изъяты"
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ военнослужащие и приравненные к ним лица подлежат страхованию со дня начала службы по день окончания службы. При наступлении страховых случаев, предусмотренных абз. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, если инвалидность наступила вследствие заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы.
В случае установления застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, службы инвалиду третьей группы выплачивается страховая сумма в размере "данные изъяты". Страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что истец проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, до истечения года после его увольнения со службы ему установлена третья группа инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы. Таким образом, вывод суда о том, что в связи с наступлением страхового случая истец имеет право на получение страховой суммы, является правильным.
Между МВД по Удмуртской Республике и ООО ""данные изъяты"" 11 января 2011 года заключен государственный контракт, предметом которого является обязательное государственное страхование жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава поздравлений и органов внутренних дел МВД по Удмуртской Республике, содержащихся за счет средств бюджета Удмуртской Республике, подлежащих страхованию в 2011 г. Срок действия контракта - с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. (пункт 9.1). Жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат страхованию со дня начала службы в органах внутренних дел МВД по Удмуртской Республике по день окончания службы в пределах срока действия контракта (пункт 2.2).
26 марта 2012 г. между МВД Российской Федерации и ООО Страховая компания ""данные изъяты"" заключен государственный контракт, предметом которого является страхование в 2012 году жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, начиная с 1 января 2012 г. Согласно п. 13 настоящего контракта он действует с момента его подписания сторонами до 31 декабря 2012 г. Страховщик принимает на себя обязательства по контракту по страховым случаям, происшедшим с 1 января 2012 года.
Поскольку страховой случай (установление истцу третьей группы инвалидности), наступил в период действия государственного контракта, а именно 6 февраля 2012 года, заключенного с ООО Страховая компания ""данные изъяты"", суд пришел к правильному выводу, что данная страховая компания должна осуществить истцу выплату страховой суммы.
Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с увольнением из органов внутренних дел в 2011 году Воронцов А.А. не был застрахован по государственному контракту от 26 марта 2012 г. и осуществление ему страховой выплаты должно производится ООО ""данные изъяты"", то есть страховщиком, у которого Воронцов А.А. был застрахован на момент увольнения, уже рассматривался судом первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным и противоречащим положениям Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, определяющим момент наступления страхового случая, право и обязанность субъектов обязательного государственного страхования по выплате страховой суммы.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату. Из чего следует, что основанием возникновения для субъектов обязательного государственного страхования по выплате страхового возмещения, как верно отметил суд, является наступление предусмотренного в договоре события (страхового случая).
Как следует из смысла п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, Воронцов А.А. считается застрахованным в течение года после окончания службы.
Поскольку срок действия государственного контракта, заключенного 11 января 2011 г. между МВД по Удмуртской Республике и ООО ""данные изъяты"", прекращен 31 декабря 2011 г., обязанность по осуществлению истцу страховой выплаты на данного страховщика, как правильно указал суд, не может быть возложена.
При этом, суд обоснованно не принял во внимание пункт 3.2 государственного контракта от 26 марта 2012 г., согласно которому осуществление страховых выплат уволенным лицам при наступлении страховых случаев в течение года после увольнения производится страховщиком, у которого эти лица были застрахованы на момент увольнения, поскольку ООО ""данные изъяты"" не является стороной указанного контракта. Данное условие, как верно указал суд, не порождает для него обязанности по осуществлению страховых выплат и противоречит общим началам страхового дела в Российской Федерации.
Ссылка апелляционной жалобы на письма Департамента по финансово-экономической политике по обеспечению социальных гарантий МВД России от 28 марта 2012 г. N 31/10-1661 и МВД Российской Федерации от 18 июля 2012 г. N 1/6125 также правового значения по делу не имеет, поскольку указанные письма носят рекомендательный характер, о чем судом первой инстанции уже было отмечено в мотивировочной части судебного решения.
Основания освобождения Страховщика от обязанности выплачивать страховое возмещение предусмотрены статьей 10 Федерального закона N52-ФЗ. Перечень данных оснований является исчерпывающим, причем ни одно из них не установлено в ходе рассмотрения настоящего спора.
Разрешая спор, суд правильно применил положения материального права, регулирующего спорные правоотношения, исходил из установленных по делу обстоятельств и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного истцом требования о взыскании с ответчика ООО СК ""данные изъяты"" суммы страхового возмещения в размере "данные изъяты", в размере, установленном п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ, действующей с 1 января 2012 года.
Поскольку, в силу заключенного государственного контракта, у Страховщика отсутствовали законные основания для отказа истцу в выплате страхового возмещения, то вывод суда о взыскании с ответчика в пользу истца штрафа также является обоснованным.
В решении суда получили оценку все доводы сторон по рассматриваемому спору, в том числе и указанные в апелляционной жалобе, поскольку в ней заявитель по существу повторяет то, на что ссылался при рассмотрении дела судом первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, для чего судебная коллегия оснований не находит, считая, что судом дана верная оценка представленным доказательствам в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ.
Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 11 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.