Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Киселевой Н.В. и судей Абашевой Д.В., Нечаевой Н.А. при секретаре Кармановой Ж.П. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Косенко А.Е. на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 22 октября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Косенко А.Е. к администрации г. Перми признании свидетельства о праве на наследство по закону от 07.03.2012 г., выданного нотариусом Ш., распоряжения администрации г. Перми от 27.04. 20 г. N** о предоставлении жилого помещения в виде квартиры N** дома N** по ул. **** г. Перми Филиппову В. Г. недействительным, прекращении записи в ЕГРП, признании договора дарения квартиры от 19.05.2005 г., заключенного между П. и Косенко А. Е. действительным с момента совершения и признании права собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. **** оставить без удовлетворена
Выселить Косенко А.Е. из квартиры ** общей площадью 47, 7 кв. в том числе жилой площадью 33, 4 кв. м по ул. **** Дзержинского района г. Перми без предоставления другого жилого помещения.
заслушав доклад судьи Абашевой Д.В., пояснения Косенко А.Е., и её представителя Б1., пояснения Филлипова В.Г. и его представителя Б2., заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры Сысоевой С.М., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Косенко А. Е. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми с иском о признании недействительным свидетельство о государственной регистрации права собственности N** от 04.04. 2012 г., выданного Управлением ФСГР кадастра и картографии по Пермскому краю и распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми N** от 27.04.2012 г. о предоставлении жилого помещения в виде квартиры ** д. ** по ул. **** в г. Перми Филиппову В. Г.; признании за ней права собственности на двухкомнатную квартиру по вышеуказанному адресу. Исковые требования мотивированы тем, что П., дата р. являлась членом ЖСК N**, пользовалась предоставленной ей двухкомнатной квартирой по адресу: г. Пермь, ул. ****. Поскольку она являлась больным, одиноким человеком и постоянно нуждалась в посторонней помощи, она обратилась к ней (истице) за оказанием необходимой помощи по осуществлению ухода за ней. По договоренности с П. Косенко А. Е. вселилась к ней, стала проживать вместе с ней и ухаживать за П. Вела с П. общее хозяйство, управляла всеми ее делами, кормила, поила, обстирывала, поддерживала квартиру в надлежащем состоянии, заменила сантехнику, так как она была в нерабочем состоянии. За этот период. времени их отношения стали семейными, проявилось взаимное уважение, забота, появилась ответственность друг за друга. Все это побудило П. передать ей в дар квартиру, 19. 05. 2005 г. был оформлен договор дарения. Однако, им не удалось, зарегистрировать переход права собственности на данную квартиру, поскольку 21. 05.2012 г. П. скончалась. Похороны П. осуществила за свой счет.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, просила признать свидетельство о праве на наследство по закону от 07.03.2012 г., выданного нотариусом Пермского городского нотариального округа Ш. и распоряжение администрации г. Перми от 27.04.2012 г N** о предоставлении жилого помещения в виде квартиры N** д. ** по ул. **** г. Перми Филиппову В. Г. недействительными, прекратить запись в ЕГРП на эту квартиру за ответчиком; признать договор дарения квартиры от 19. 05. 2005 г., заключенный между П. и Косенко А. Е. действительным с момента его совершения и признать за ней право собственности на двухкомнатную квартиру N** общей площадью 47, 7 кв. м, в том числе жилой площадью 33, 4 кв. м в д. ** по ул. **** в г. Перми; указать в решении суда, что настоящее решение суда является основанием для регистрации права собственности истца на указанную квартиру в регистрационной службе.
Администрация г. Перми предъявила встречное исковое заявление о выселении Косенко А. Е. из квартиры N** общей площадью 47, 7 кв. м, в том числе жилой площадью 33, 4 кв. м по ул. **** Дзержинского района г. Перми без предоставления другого жилого помещения. Требования мотивированы тем, что указанная квартира приобретена в собственность муниципального образования г. Пермь как выморочное имущество, оформлено в собственность муниципального образования г. Пермь 04.04.2012 г. Впоследствии данная квартира была распределена Филиппову В. Г. как участковому уполномоченному милиции, имеющему право на предоставление жилого помещения в виде отдельной квартиры, подтвержденное решением Ленинского районного суда г. Перми на основании распоряжения начальника управления жилищных отношений от 27.04.2012 г. N**. До оформления права муниципальной собственности никаких прав третьих лиц не было заявлено, обращений не поступало. Косенко А. Е. не приобрела право собственности на квартиру, поскольку договор дарения от 19.05.2005 г. не был зарегистрирован в управлении федеральной регистрационной службы, договор является недействительным.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Косенко А.Е., указывая, что судом необоснованно не приняты во внимание доводы о том, что договор дарения не был зарегистрирован в установленном законом порядка по независящим от сторон обстоятельствам. Однако фактически он состоялся и был исполнен.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре (далее - ЕГРП) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Судом установлено, что П. на праве собственности принадлежала двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Пермь, ул. ****. По указанному адресу была зарегистрирована П.
дата П. умерла.
17.10.2011 г. к нотариусу Ш. обратилась представитель администрации г. Перми с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Указав, что наследником по закону после смерти П. является муниципальное образование г. Пермь. Других наследников не имеется.
03.02.2012 г. нотариусом Ш. начато наследственное дело после смерти П.
04.04.2012 г. за муниципальным образованием "Город Пермь" признано право собственности на 2-комнатную квартиру, общей площадью 47, 7 кв. м по адресу: г. Пермь, ул. **** на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 07. 03. 2012 г., выданного нотариусом Ш. 07. 03. 2012 г., о чем составлена запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N**.
Истцом Косенко А. Е. представлен договор дарения от 19. 05. 2005 г., согласно которому П. подарила ей квартиру по адресу: г. Пермь, ул. ****.
Удовлетворяя исковые требования Администрации, и руководствуясь приведенными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о регистрации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договор дарения квартиры не может считаться заключенным, а переход права собственности на квартиру к Косенко А.Е. состоявшимся, поскольку данный договор при жизни П. государственную регистрацию не прошел.
Судебная коллегия по гражданским делам находит эти выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Согласно пункту 7 статьи 16 Закона о регистрации сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в ЕГРП.
Таким образом, для того, чтобы договор, подлежащий государственной регистрации, считался заключенным и мог повлечь какие-либо правовые последствия для сторон, в частности возникновение права собственности, он должен пройти предусмотренную законодательством процедуру государственной регистрации.
Поскольку право собственности на спорный объект недвижимости у Косенко А.Е. не возникло, она не является членом семьи собственника, соглашения о праве пользования данным жилым помещением не заключалось, исходя из положений ст. ст. 31, 35 ЖК РФ, суд пришел к правильному выводу о выселении Косенко А.Е. из спорного жилого помещения.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы следует признать основанными на неправильном толковании норм материального права и не влекущими отмену решения суда.
Указания в апелляционной жалобе на то, что суд не привлек к участию в деле лица проживающих в данном жилом помещении, не может повлечь за собой отмену решения суда. Указанные лица самостоятельно о нарушении своих прав не заявляли, а прав Косенко А.Е. данное обстоятельство не нарушает.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Косенко А.Е. на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 22 октября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.