Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ходусовой И.В.
и судей Доржиевой Б.В., Смолякова П.Н.
при секретаре Шевченко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 12 февраля 2013 года гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению "данные изъяты" о понуждении к действию,
по апелляционной жалобе представителя ответчика "данные изъяты" края Б.
на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 20 ноября 2012 года, которым постановлено исковые требования прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц "данные изъяты" о возложении обязанности по приобретению учебников, удовлетворить частично.
Обязать "данные изъяты" выделить за счет средств казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района ""адрес"" денежные средства в сумме "данные изъяты" на приобретение учебников на 2012- 2013 учебный год, из них для "данные изъяты" в сумме "данные изъяты", "данные изъяты" в сумме "данные изъяты", "данные изъяты" в сумме "данные изъяты".
Обязать "данные изъяты"" приобрести на выделенные денежные средства учебники на 2012-2013 учебный год, согласно заявок школ.
В остальной части заявленных требований отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе проверки прокуратурой "адрес" исполнения законодательства об образовании в Муниципальном образовательном учреждении ""данные изъяты" установлено неполное обеспечение учебниками и учебными материалами учащихся школ. Данные нарушения противоречат праву граждан на общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Просил обязать "данные изъяты" края выделить за счет средств казны субъекта Российской Федерации в бюджет "адрес" ""адрес"" денежные средства на приобретение учебников на 2012-2013 учебный год для МОУ ""данные изъяты" в сумме "данные изъяты" для "данные изъяты" в сумме "данные изъяты", для "данные изъяты" в сумме "данные изъяты", для "данные изъяты"" в сумме "данные изъяты" Обязать "данные изъяты"" приобрести на выделенные денежные средства учебники на 2012-2013 учебный год (л.д.2-5, 69-72, 117-120, 168-171 т.1)..
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурор уточнил заявленные требования, просил обязать "данные изъяты" выделить бюджету муниципального района ""адрес"" денежные средства в сумме "данные изъяты" на приобретение учебников на 2012-2013 учебный год для школ района, обязать общеобразовательные учреждения района и "данные изъяты"" приобрести на выделенные денежные средства учебники на 2012-2013 учебный год (л.д.42-43 т.2).
Определениями суда от 26.09.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено "данные изъяты", гражданские дела по искам прокурора объединены в одно производство (л.д.161-162 т.1, л.д.1 т.2).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д.67-73 т.2).
В апелляционной жалобе представитель ответчика "данные изъяты" Б. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда вынесено при недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что в 2012 году в бюджет муниципального района ""адрес"" из средств субвенций краевого и федерального бюджетов на учебники выделено "данные изъяты" что превышает размер общей потребности всех школ "адрес". Доказательств, подтверждающих расходование средств субвенций органами местного самоуправления, общеобразовательными учреждениями в материалах дела не имеется. Полагает, что решение не содержит правового обоснования возможности взыскания средств казны субъекта РФ в бюджет муниципального образования, указания на источник финансирования, что влечет неисполнимость судебного акта. Министерство организует исполнение утвержденного бюджета края в рамках действующего законодательства, нормы которого не оспорены и являются обязательными для исполнения. Финансирование осуществляется в рабочем плановом порядке. Полагает, что примененные судом при разрешении дела общие нормы в области организации образования не регулируют вопросы в области финансового обеспечения общеобразовательных учреждений на учебные расходы. Данный порядок предусмотрен Законом Забайкальского края от 23.12.2011 N 612 - ЗЗК, Постановлением Правительства Забайкальского края от 17.01.2012 N6, которыми установлены нормативы финансового обеспечения и размер субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также порядок расходования субвенций. Также обращает внимание на то, что судом не установлены фактические обстоятельства дела: количество обучающихся, количество необходимых учебников, объем финансирования и количество учебников, уже приобретенных за счет поступивших субвенций из краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на пополнение школьных библиотек (л.д.83-87 т.2).
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантированы государством. Согласно Закону РФ "Об образовании" от 10 июня 1992 года N 3266-1 государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
В соответствии с п.п.13 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия отнесено к ведению органов государственной власти субъектов РФ и осуществляется ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В подпункте 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" указано, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом, в том числе, для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативы, расчеты расходов на учебники и учебные пособия установлены Законом Забайкальского края от 05 октября 2009 года N 244-ЗЗК "О нормативах для определения размера субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края в сфере общего образования", согласно которому расходы на учебники учитываются при расчете общего объема субвенции, выделяемой бюджетам муниципальных районов на общее образование.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований и обязывая "данные изъяты" выделить за счет средств казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района ""адрес"" необходимые денежные средства на приобретение учебников на 2012-2013 учебный год, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Установив, что денежные средства в необходимом объеме для приобретения учебников, не выделяются, потребность школ в учебниках на 2012 -2013 учебный год не удовлетворена, суд правомерно удовлетворил требования прокурора.
Выводы суда мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, и оснований для признания таких выводов неправильными не установлено.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Суммы взысканных средств определены на основании расчетов, которые подготовлены школами по данным фактической потребности на 2012-2013 учебный год. Отделом управления образования комитета социального развития "данные изъяты"" проведен мониторинг обеспеченности школьников общеобразовательных учреждений района учебниками, соответствующими федеральным стандартам, на 10.10.2012 (л.д.35-41). По результатам мониторинга общая сумма недостающих учебников составляла 4696 экземпляров на общую сумму "данные изъяты". Содержащиеся в представленных прокурором доказательствах сведения Министерство "данные изъяты" надлежащими доказательствами не опровергло, поэтому расчеты были правильно приняты судом.
Довод заявителя жалобы о том, что в 2012 году в бюджет муниципального района ""адрес"" из средств субвенций краевого и федерального бюджетов на учебники выделено "данные изъяты"., что превышает размер общей потребности всех школ "адрес", судебной коллегией также не принимается, поскольку на момент рассмотрения дела ответчиком не представлены доказательства того, что школы "адрес" обеспечены учебниками на 2012 -2013 учебный год в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о том, что Министерство финансов "адрес" осуществляет финансирование расходных обязательств надлежащим образом в соответствии с нормами действующего законодательства не опровергают выводов суда о недостаточности выделенных средств для обеспечения школы учебниками.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые, будучи известными суду первой инстанции на момент рассмотрения дела, не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Вместе с тем, поскольку формулировка резолютивной части решения о возложении обязанности на "данные изъяты" выделить за счет средств казны субъекта Российской Федерации денежные средства на приобретение учебников не позволяет однозначно трактовать судебное решение, может вызвать затруднения при его исполнении, судебная коллегия считает необходимым уточнить решение, указав о взыскании денежных средств с "данные изъяты" за счет средств казны "адрес".
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каларского районного суда Забайкальского края от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Уточнить решение суда, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: "Взыскать с "данные изъяты" за счет средств казны "адрес" в бюджет муниципального района ""адрес"" денежные средства в сумме "данные изъяты" на приобретение учебников на 2012-2013 учебный год, из них для Муниципального образовательного учреждения ""данные изъяты" в сумме "данные изъяты", Муниципального образовательного учреждения "данные изъяты" в сумме "данные изъяты", Муниципального образовательного учреждения "данные изъяты"" в сумме "данные изъяты".
Председательствующий: Ходусова И.В.
Судьи: Доржиева Б.В.
Смоляков П.Н.
Копия верна.
Судья Забайкальского краевого суда Доржиева Б.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.