Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Проценко Е.П.,
судей: Хомутовой И.В., Дударек Н.Г.,
с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.,
при секретаре Третьяковой И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П.
гражданское дело по апелляционному представлению прокурора города Мариинск Кемеровской области Печенева Е.В. на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 18 октября 2012 года
по делу по иску прокурора города Мариинска Кемеровской области в интересах"ФИО 1" к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Мариинска в интересах"ФИО 1" обратился в суд с иском к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области, в котором просил обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить"ФИО 1" по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте города Мариинска.
Впоследствии прокурор исковые требования уточнил и просил обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить вне очереди"ФИО 1" по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому"данные изъяты" кв.м., отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте города Мариинска.
Требования мотивировал тем, что"ФИО 1" на основании договора дарения от"дата" года принадлежит на праве собственности жилое помещение - квартира"данные изъяты". Постановлением Администрации Мариинского муниципального района N"данные изъяты" от"дата" года"ФИО 1" принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов", "граждане, проживающие в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу". В соответствии с заключением межведомственной комиссии от"дата" года N***1 о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, многоквартирный дом"данные изъяты" признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с распоряжением Администрации Мариинского муниципального района от"дата" г. N****2 физических лиц проживающих в доме"данные изъяты" отселить, организовать снос указанного дома."ФИО 1" фактически является малоимущим, так как является инвалидом и размер его пенсии составляет(?) рублей в месяц, другого жилья кроме как указанная квартира гражданин не имеет. Такой уровень материального обеспечения"ФИО 1" объективно свидетельствует о его малоимущности и позволяет отнести к социально незащищенной категории граждан, о невозможности самостоятельного решения жилищного вопроса в связи с тем, что его единственное жилье непригодно для проживания. На основании изложенного, с четом положений ст.40 Конституции РФ, п.1 ч.2 ст.57, ст.ст. 86 и 89 ЖК РФ, полагает, что вышеназванные исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании прокурор Недорезова Е.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. На замену ответчика администрации Мариинского муниципального района на администрацию Мариинского городского поселения не согласилась.
Процессуальный истец"ФИО 1" в суд не явился.
Представитель процессуального истца"ФИО 1" -"ФИО 2" уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика"ФИО 3" иск не признала.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 18 октября 2012 года исковые требования прокурора г. Мариинска в интересах"ФИО 1" к администрации Мариинского муниципального района о предоставлении жилого помещения оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор города Мариинска Кемеровской области просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, поскольку, считает, что суд неверно установил, что администрация Мариинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Принимая во внимание то обстоятельство, что многоквартирный дом"данные изъяты", где расположена квартира"ФИО 1", признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии, созданной органами местного самоуправления Мариинского муниципального района, а не органами местного самоуправления Мариинского городского поселения, а также то, что на основании заключения межведомственной комиссии именно администрацией Мариинского муниципального района принято решение о сроках отселения физических лиц, проживающих в данном доме, и о сроках сноса многоквартирного дома, полагает, что именно администрация Мариинского муниципального района является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Относительно апелляционного представления главой администрации Мариинского муниципального района Лапиным В.В. принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора Бесхлебной Г.Н., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, а"ФИО 1" необходимо предоставить жилое помещению площадью не менее нормы предоставления в Мариинском районе, обсудив доводы апелляционного представления и принесенных относительно последнего возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционного представления и возражений в соответствии с ч.1 ст.327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами,"ФИО 1" является собственником квартиры"данные изъяты", состоящей из"данные изъяты" комнаты, общей площадью"данные изъяты" кв.м., жилой площадью"данные изъяты" кв.м (л.д.13).
Заключением межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы Мариинского района от "дата" года многоквартирный дом, в котором принадлежала"ФИО 1" на праве собственности квартира, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу (л.д.8)
Распоряжением администрации Мариинского муниципального района от"дата" г. N****2 МБУ "ЦЖКУ по Мариинскому муниципальному району поручено до "дата" года отселить физических лиц, проживающих в доме"данные изъяты" и организовать снос этого жилого дома (л.д.14)
Из акта проверки жилищных условий"ФИО 1" следует, что он нуждается в предоставлении жилого помещения, так как дом подлежит сносу (л.д.12)
"ФИО 1" постановлением администрации Мариинского муниципального района от"дата" года N"данные изъяты" "О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении согласно личному заявлению от "дата" года. Основанием к постановке на учет, согласно приложению к распоряжению явились те обстоятельства, что"ФИО 1" "инвалид; ветхое и аварийное жилье".
Согласно справке МСЭ-"данные изъяты" N"данные изъяты","ФИО 1" является инвалидом"данные изъяты" группы.
В соответствии с Соглашением от "дата" года между администрацией Мариинского городского поселения и администрацией Мариинского муниципального района о передаче осуществления части полномочий, утв.решением Мариинского районного Совета народных депутатов "дата" года, администрация Мариинского городского поселения передает администрации Мариинского муниципального района осуществление части полномочий по вопросам: обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствие с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства в части: установления размеров дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведения в установленном порядке учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признания граждан малоимущими; установления размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (п. 1.2, 1.2.2).
Согласно сообщению жилищного отдела администрации Мариинского муниципального района от "дата" года,"ФИО 1" состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категориям "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" и "граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу". Номер очереди на "дата" года-"данные изъяты".
Согласно справке ОНД г. Мариинска, Мариинского и Чебулинского районов УНД Главного управления МЧС России по Кемеровской области, "дата" года произошел пожар в жилом доме по адресу:"данные изъяты". В результате загорания огнем поврежден жилой дом, квартира N"данные изъяты".
Согласно справке УПФР"ФИО 1" получает социальную пенсию в размере(?) рублей(?) копейки.
В силу ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.6 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ).
Из смысла статей 12, 13, 14, 57 ЖК РФ и п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в их совокупности следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, относится к компетенции поселения. Из соглашения от "дата" года между администрацией Мариинского городского поселения и администрацией Мариинского муниципального района о передаче осуществления части полномочий, утв.решением Мариинского районного Совета народных депутатов "дата" года, следует, что администрация Мариинского городского поселения не передавала администрации Мариинского муниципального района полномочия по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
С учетом изложенного, суд 1 инстанции пришел к выводу, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат и расположены на территории Мариинского городского поселения, относятся к компетенции последнего.
Поскольку ни прокурор, ни представитель"ФИО 1"-"ФИО 2" не согласились на замену ненадлежащего ответчика надлежащим, суд рассмотрел дело по предъявленному иску и нашел его не подлежащим удовлетворению, как заявленный к ненадлежащему ответчику.
Коллегия полагает, что выводы суда неверны, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Исходя из позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации 05.03.2009г. N376-О-П нуждающимся в жилом помещении может быть признан как наниматель жилого помещения, так и собственник жилого помещения.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Соответствующие основания и порядок установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 (в ред. от 02.08.2007 г.).
Таким образом, основанием для предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма является признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции в порядке, предусмотренном вышеназванным Положением.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (от 05.03.2009 г. N 376-О-П, от 03.11.2009 г. N 1368-О-О, от 19.10.2010 г. N 1328-О-О, от 26.05.2011 г. N 643-О-О, от 21.12.2011 г. N 1655-О-О) для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии со ст.ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч.2 ст. 57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации- Законом Кемеровской области N 65-ОЗ от 25.05.2005 г. (ч.2 ст. 49 ЖК РФ), и признанные нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом если граждане в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ (статьи 49, 51, 52) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то их малоимущность и нуждаемость в жилье предполагается и при отсутствии спора не требует доказывания.
Прокурор, как основание своих требований, в исковом заявлении указывал, что"ФИО 1" является малоимущим (л.д.37)
Таким образом,"ФИО 1" имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Однако, в соответствие с ч.5 ст. 57 ЖК РФ предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Положения ст. 89 ЖК РФ в данном случае подлежат применению с учетом положений ст. 57 ч.5 ЖК РФ. При этом площадь жилого помещения в доме, признанном аварийном и подлежащим сносу по правилам ч.7 ст. 57 ЖК РФ учету не подлежит, поскольку"ФИО 1" жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди в соответствие со ст. 57 ч.2 п.1 ЖК РФ.
Решением Мариинского районного Совета народных депутатов от "дата" года в Постановление Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от 27.10.05г. N7/101, "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения" опубликованном в газете "Вперед" г.Мариинска от 29.03.2011 г., внесены изменения, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам составляет 13 кв.м. общей площадью на одного человека.
Судебная коллегия полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено"ФИО 1" именно администрацией Мариинского муниципального района.
Как обоснованно указал прокурор в исковом заявлении и в апелляционном представлении, решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу было принято комиссией, назначенной Главой Мариинского района, последующие решения о сносе жилого дома и отселении физических лиц, проживающих в доме"данные изъяты", были также приняты администрацией Мариинского муниципального района.
Более того, поставив"ФИО 1" на учет, как гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ответчик признал за"ФИО 1" право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Фактически, ответчиком принято решение о выселении физических лиц, проживающих в доме"данные изъяты".
То, что"ФИО 1" является малоимущим, ответчиком не оспаривалось, как указано выше, об этом свидетельствует сам факт его постановки на учет как нуждающегося в жилом помещении, а в п. 1.2.2. Соглашения между администрацией Мариинского городского поселения и администрацией Мариинского муниципального района указывается, что администрация Мариинского городского поселения передала администрации Мариинского муниципального района полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Доводы, на которые ссылается в возражениях на апелляционное представление прокурора администрация Мариинского муниципального района, по мнению коллегии несостоятельны.
В частности, указывая на то, что в силу ст. 84 ЖК РФ выселение граждан из жилых помещений предоставляемых по договорам социального найма производится в судебном порядке не опровергает выводы коллегии, поскольку ответчиком было принято решение об отселении граждан во внесудебном порядке, были установлены сроки отселения, которые касались всех физических лиц, вне зависимости от их статуса, как нанимателей по договору социального найма или собственников.
Само по себе то обстоятельство, что жилое помещение, подлежащее сносу расположено на территории Мариинского городского поселения, не является основанием к отказу в удовлетворению требований, поскольку решение о сносе дома и отселении жильцов принималось именно администрацией Мариинского муниципального района, кроме того, полномочия по обеспечению жильем малоимущих граждан переданы администрации Мариинского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1 ч.1, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 18 октября 2012 года отменить, апелляционное представление прокурора г.Мариинска удовлетворить.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить"ФИО 1" по договору социального найма жилое помещение в черте г.Мариинска, общей площадью не менее 13 кв.м., юридически и фактически свободное, отвечающее санитарным нормам и правилам.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.