Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 11 февраля 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Голикова А.А., Ошманкевича Р.А.,
при секретаре Вахниной Е.А.,
рассмотрела в судебном заседании 11 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Якушева Евгения Вячеславовича на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2012 года, которым
в удовлетворении требований Якушева Евгения Вячеславовича о признании незаконным бездействия администрации МОГО "Ухта" по необеспечению Я.М., "Дата обезличена" года рождения, возможности получить дошкольное образование; об обязании обеспечить Я.М. свободным местом в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения по месту жительства в течение одного месяца и обязании незамедлительно направить Я.М. на свободное место в детском дошкольном образовательном учреждении отказано.
Заслушав доклад судьи Голикова А.А., объяснения Якушева Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Якушев Е.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МОГО "Ухта" по необеспечению возможности несовершеннолетнему Я.М.., "Дата обезличена" года рождения, получить дошкольное образование, возложении обязанности обеспечить Я.М. свободным местом в дошкольном учреждении по месту жительства в течение одного месяца и возложении обязанности на МУ "Управление образования" администрации МОГО "Ухта" направить Я.М. на свободное место в группу полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения по месту жительства. В обоснование иска указал, что он, являясь отцом Я.М., "Дата обезличена" года рождения, обратился в МУ "Управление образования" администрации МОГО "Ухта", где "Дата обезличена" ребенок поставлен на учет для выделения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Место в детском саду для Я.М. по месту жительства не выделено и неоднократные обращения заявителя в администрацию МОГО "Ухта" и МУ "Управление образования" к положительному результату не привели. Считает, что отсутствие свободного места для Я.М.. свидетельствует о бездействии администрации по исполнению возложенных на нее публично-правовых обязательств, нарушает конституционное право ребенка на общедоступное бесплатное образование, полагает, что для Я.М.. должно быть создано свободное место в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в месячный срок.
В судебном заседании Якушев Е.В. заявленные требования поддержал.
Представитель администрации МО ГО "Ухта" исковые требования не признала.
Представитель МУ "Управление образования" МО ГО "Ухта" исковые требования не признал.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Якушев Е.В. ставит вопрос об отмене решения по мотиву нарушения судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно статье 16 указанного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
Аналогичные положения относительно правил приема граждан в образовательные учреждения предусмотрены пунктом 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 (действовавшим до 16.04.2012) и соответственно в пункте 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 года N 2562, действующего в настоящее время.
Из материалов дела следует, что на территории МОГО "Ухта" постановка на учет и прием детей дошкольного возраста в МДОУ осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и приему детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденным Постановлением администрации МОГО "Ухта" "Номер обезличен" от "Дата обезличена"
При комплектовании МДОУ учитываются также Правила приема детей и порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений различных видов и дошкольных групп в МОУ "НШДС N 1", утвержденные постановлением администрации МОГО "Ухта" "Номер обезличен" от "Дата обезличена", в соответствии с которыми предоставление мест в МДОУ осуществляется с учетом даты постановки на учет, права на внеочередное предоставление и права на первоочередное предоставление.
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 N 03-1883 "О Методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.
В соответствии с пунктом 2.4 регламента предоставление услуги по приему ребенка в образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования осуществляется не позднее 3 лет со дня постановки на учет.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что Якушев Е.В. является отцом несовершеннолетнего Я.М., "Дата обезличена" года рождения.
"Дата обезличена" Якушев М.Е. поставлен на учет в МУ "Управление образования" администрации МОГО "Ухта" для выделения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Заявление о постановке на учет зарегистрировано в автоматизированной системе учета очередности и находится в общей очереди, правом на льготное предоставление места в МДОУ заявитель не обладает.
До настоящего времени место в МДОУ ребенку заявителя не предоставлено.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения утвержденного Приказом Минобрнауки России от 15.02.2012 N 107 правила приема граждан в муниципальные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным учреждением, и имеющих право на получение общего образования.
Закрепленным лицам может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители, для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение, обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района.
Обратившись в суд, Якушев Е.В. просил признать незаконным бездействие администрации МОГО "Ухта" по необеспечению его ребенка возможности получить дошкольное образование, возложить на администрацию МОГО "Ухта" обязанность предоставить Я.М. свободное место в группе полного дня по месту жительства ребенка.
Из дополнительной информации, представленной МУ "Управление образования" администрации МОГО "Ухта" следует, что при обращении Якушева Е.В. в МУ "Управление образования" с заявлением о постановке ребенка на учет, был указан адрес проживания ребенка - "Адрес обезличен", в обращениях в адрес МУ "Управление образования" указан адрес - "Адрес обезличен". В районе указанных улиц расположены и функционируют следующие МДОУ: в районе адреса ... - МДОУ N ..., N ..., N ...; в районе "Адрес обезличен" - МДОУ N ..., N ..., НШДС N ..., ..., ..., .... Указанные МДОУ по состоянию на "Дата обезличена" для детей раннего возраста укомплектованы полностью.
Пунктом 2.8 Правил приема детей и порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений различных видов и дошкольных групп в МОУ "НШДС N 1", утвержденные постановлением администрации МОГО "Ухта" "Номер обезличен" от "Дата обезличена" предусмотрено, что комплектование групп общеразвивающей, компенсирующей и оздоровительной направленности осуществляется Комиссией по комплектованию МДОУ, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в соответствие с электронным реестром согласно дате поступления заявления, документов, подтверждающих льготу, в порядке очереди.
Письмом "Номер обезличен" от "Дата обезличена" МУ "Управление образования" администрации МОГО "Ухта" сообщило Якушеву Е.В. о том, что комплектование МДОУ на новый 2012 -2012 год завершено, путевки в МДОУ по общей городской очереди получили семьи, представившие ходатайства либо заявления до "Дата обезличена"; на территории администрации МОГО "Ухта" планируются к вводу 2 детских сада, открытие возрастных групп на базе имеющегося детского сада после укомплектования педагогическими кадрами. Ребенку Я.М. по мере создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях будет выделено место в одном из детских садов города, вопрос об устройстве ребенка в дошкольное учреждение взят на контроль специалистами дошкольного отдела МУ "Управление образования" администрации МОГО "Ухта" и будет решен по мере наступления очереди.
Также из материалов дела следует, что в судебном заседании "Дата обезличена" Якушеву Е.В. предлагалось устроить ребенка Я.М. на освободившееся место в детский сад "Номер обезличен", от данного предложения заявитель отказался по причине удаленности от места проживания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что оснований для признания бездействия органа местного самоуправления в необеспечении Я.М. местом в дошкольном учреждении по месту его жительства и возложении этих обязанностей на ответчиков не имелось.
С данными выводами суда соглашается судебная коллегия, поскольку непредставление места в МДОУ по месту жительства ребенку истца было обусловлено не незаконным бездействием ответчика, а объективными причинами и обязанностями по соблюдению законодательства, а также необходимости соблюдения очередности предоставления мест в ДОУ.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора правомерно учел то обстоятельство, что превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению требований "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" СанПиН 2.4.1.1249-03, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в МДОУ детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение условий лицензии и, как следствие, применение установленных санкций к МДОУ вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Доводы жалобы Якушева Е.В. о том, что имеет место бездействие администрации МОГО "Ухта" в части необеспечения ребенка Я.М. свободным местом в группе полнодневного пребывания в детском саду по месту жительства, несостоятельны.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Якушева Е.В., суд принял во внимание представленные в материалы дела ответчиком сведения, что очередность предоставления мест соблюдается, имеет стабильную динамику; администрацией МОГО "Ухта" и МУ "Управление образования" постоянно ведется работа по вводу в действие новых детских садов, открытию дополнительных групп, привлечению педагогических работников.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что незаконного бездействия при реализации полномочий по обеспечению доступности дошкольного образования на территории МО ГО "Ухта" со стороны ответчиков не имеется.
Оценив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для вывода о бездействии ответчиков при исполнении полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования не имеется, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований Якушева Е.В. о признании незаконным бездействия администрации МО ГО "Ухта" и МУ "Управление образования" администрации МО ГО "Ухта".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда является законным, основанным на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Якушева Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.