Апелляционное определение Брянского областного суда от 14 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Судья Моисеева И.В. Дело N
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Апелляционная судебная инстанция по гражданским деламБрянского областного суда в составе:
председательствующего СУЯРКОВОЙ В.В.
судей областного суда ЯНИШЕВСКОЙ Л.В.
БОГОРОДСКОЙ Н.А.
при секретаре: АТАМАМЕДОВОЙ О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Суярковой В.В. 14 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 15 ноября 2012 года по делу по иску ФИО1 к ФИО3 фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бежицком районе городского округа г. Брянска, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Брянской области о признании незаконным отказа в установлении права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, обязании назначить единовременную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, обязании произвести перерасчет единовременной денежной выплаты и взыскании невыплаченной суммы единовременной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что ее сын - ФИО2, 03.03.1975 года рождения, погиб 24.01.1995 г., выполняя боевое задание на территории Чеченской Республики, о чем ей было сообщено Бежицким военкоматом г. Брянска.
05.04.1995 г. ей было выдано удостоверение, согласно которому она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О ветеранах" льготы в натуральном виде были заменены ежемесячной денежной выплатой (далее - ЕДВ), размер которой составлял 150 руб. (при отказе от "соцпайка"), после индексации ЕДВ составляет 1 085 руб. 98 коп., однако указанная сумма значительно ниже ЕДВ, выплачиваемого участникам Великой Отечественной войны (далее - ВОВ), которое составляет 2 713 руб. 19 коп.
Полагая, что ЕДВ должно быть назначено ей в таком же размере, как и участникам ВОВ, она обращалась с заявлением в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Брянской области с заявлением о назначении ей, как родителю военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, ЕДВ в сумме, установленной участникам ВОВ.
Пенсионный фонд письмом от 30.03.2012 г. N К-230 отказал ей в установлении с 01.01.2005 г. ЕДВ в размере, предусмотренном п.п. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", на том основании, что это право распространяется только на тех родителей, сыновья которых погибли до вступления в силу Федерального закона N 5 "О ветеранах", то есть до 12.01.1995 г., а её сын погиб 24.01.1995 г.
Истица считает данный отказ необоснованным, поскольку то обстоятельство, что ее сын погиб после введения в действие ФЗ РФ "О ветеранах" само по себе не лишает ее права на льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, согласно Закону СССР от 01.08.1989 г. N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".
Просила суд признать незаконным отказ ответчика в установлении права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны; обязать ответчика назначить единовременную денежную выплату в размере 2 713 руб. 19 коп. и произвести перерасчет и выплату с 01.01.2005 года по настоящее время единовременной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бежицком районе городского округа г. Брянска - ФИО16 и представитель Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Брянской области - ФИО11 исковые требования не признали.
Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО1 - отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить. Указывает, что не должны издаваться законы, отклоняющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бежицком районе городского округа г. Брянска - ФИО17 и представитель Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Брянской области - ФИО11 просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Суярковой В.В., выслушав объяснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы об отмене решения, возражения на жалобу представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бежицком районе городского округа г. Брянска - ФИО18., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения не находит.
Как следует из материалов дела, сын ФИО1 - ФИО2, 03.03.1975 года рождения, погиб 24.01.1995 г., выполняя боевое задание на территории Чеченской Республики.
Согласно статье 7 Закона СССР от 01.08.1989 г. N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Федеральным законом N 5-ФЗ от 12 января 1995 г. "О ветеранах" определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и предусмотрены меры социальной защиты для каждой из категорий ветеранов и членов их семей, объем которых различен. В частности, различный объем мер социальной защиты установлен для участников войны и лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших(умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц ( военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей).
Пунктом 3 статьи 11 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 г.) предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.
С учетом приведенных правовых норм члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, поскольку такой правовой статус был ими приобретен ранее в соответствии со статьей 7 Закона СССР от 01 августа 1989 г. N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, преобразована в систему социальной поддержки. Основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), размер которой определен подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах".
Суд пришел к правильному выводу о том, что к лицам, у которых до 01 января 2005 г. в соответствии с Законом СССР от 01 августа 1989 г. N 313 " О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 г., т.е. до момента вступления в законную силу Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Конституционный Суд РФ в своих определениях по жалобам граждан, чьи дети погибли при исполнении обязанностей военной службы после 16 января 1995г. до 1 января 2005 г., и у которых возникло право на льготы, предусмотренные для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", на нарушение их конституционных прав установлением размера ЕДВ в сумме, меньшей, чем для лиц, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", указал, что законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей, приобретенного на основании различных нормативных правовых актов, и решение вопроса о размере выплат является прерогативой законодателя, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 г. N 1125-О-О, от 15.07.2010 г. N 1017-О-О, от 23.09.2010 г. N 1206-О-О, от 23.09.2010 г. N 1207-О-О, от 24.02.2011г. N 246-О-О).
Таким образом, юридически значимым фактом для приобретения права на меры социальной поддержки в соответствии со ст.7 Закона СССР от 01.08.1989 г. N 313-1 является факт гибели (смерти) военнослужащего, наступивший до 16.01.1995 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Так как сын истицы погиб 24 января 1995 г., после вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", то на момент действия Закона СССР N 313-1 у истицы не возникло и не было фактически реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны.
С учетом изложенного, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Решение постановлено судом в соответствии с нормами действующего законодательства, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, а потому оснований для отмены решения по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь изложенным и ст. 328 ГПК РФ, апелляционная судебная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. СУЯРКОВА
Судьи областного суда Л.В. ЯНИШЕВСКАЯ
Н.А. БОГОРОДСКАЯ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.