Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.,
судей Корневой М.А., Зубовой Т.Н.,
при секретаре Комиссаровой А.Н.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску Шкурина С.В. к администрации г. Орла о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь,
по апелляционной жалобе Шкурина С.В. на решение Советского районного суда г. Орла от 05 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шкурина С.В. к администрации г. Орла о предоставлении жилья оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Корневой М.А., выслушав Шкурина С.В. и его представителя Морокову С.В., поддержавших жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя администрации г. Орла Андреевой Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Шкурин С.В. обратился в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
В обоснование заявленных требований указывал, что зарегистрирован и проживает по договору социального найма в двухкомнатной квартире общей площадью 44.9 кв.м. по адресу: "адрес". В этой же квартире зарегистрированы: его дочь Ш.В.С., сестра М.С.В. и сын последней Л.К.В.
С 1995 года они состоят на учете нуждающихся в жилом помещении, поскольку вышеуказанная квартира не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям.
С 1997 года он являлся инвалидом детства, а в 2005 году ему установлена 2-ая группа инвалидности без срока переосвидетельствования.
Поскольку имеющееся у него заболевание входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, 03.05.2011 года он включен в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Несмотря на неоднократные обращения к ответчику, отдельное жилое помещение, ему, как лицу, страдающему хроническим заболеванием, указанным в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, и имеющему право на дополнительную жилую площадь, не предоставлено.
Ввиду изложенного, просил суд обязать администрацию г. Орла предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Шкурин В.С. ставит вопрос об отмене решения суда.
Приводит доводы о том, что на учет нуждающихся в жилом помещении в 1995 году семья его матери, в том числе и он, была поставлена не исходя из учетной нормы, а исходя из того, что занимаемое ими жилое помещение не отвечало санитарным и техническим требованиям (по ч. 2 ст. 29 ЖК РСФСР). Поскольку до настоящего времени техническое состояние дома не улучшилось, и жилье им предоставлено не было, он не утратил основания нуждаемости в жилом помещении.
Указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что указанное основание нуждаемости, а также основание, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (проживание в квартире нескольких семей, если в составе одной из них есть больной с тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание в одной квартире невозможно) не требуют применения учетной нормы.
Полагает, что, поскольку имеются основания его нуждаемости по ст. 51 ЖК РФ, то он, как лицо, страдающее тяжелой формой хронических заболеваний, при которых совместное проживание в одной квартире невозможно, имеет право, в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на внеочередное предоставление жилого помещения и, согласно ст. 58 ЖК РФ и ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов", на дополнительную жилую площадь.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года (ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ").
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане в том числе, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Аналогичное основание признания граждан нуждающимися в жилых помещениях закреплено и в п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 названной статьи обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 указанного закона, которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
П. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма лицам, указанным в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ с учетом положений указанной статьи.
Материалами дела установлено, что постановлением главы администрации Железнодорожного района г. Орла от 03.05.1995 года мать истца Ш.З.И. с составом семьи 4 человека (она, сын Шкурин С.В., дочь Ш.С.В. и внук Л.К.В.), проживающие в двухкомнатной квартире N жилой площадью 27 кв.м. дома N по "адрес" приняты на учет нуждающихся в жилом помещении (л. д. 22, 83).
Указанные граждане были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании действовавших на тот момент ч. 2 ст. 29 ЖК РСФСР, п.п. "б" п. 9 гл. 2 "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в области", утвержденных Решением Исполкома Орловского облсовета народных депутатов от 10.04.1987 года N 159 (проживающие в государственном или общественном жилом помещении (доме), не отвечающем санитарным и техническим требованиям, неблагоустроенном или с неполным благоустройством, независимо от размера занимаемой жилплощади, но применительно к данной местности).
В настоящее время в указанной муниципальной квартире, общая площадь которой составляет 44.9 кв.м., зарегистрированы: Шкурин С.В., его дочь Ш.В.С., сестра М.С.В. и сын последней Л.К.В. (л. д. 16-17).
В 2009 году дом N по "адрес" признан непригодным для проживания и подлежащим сносу (л. д. 11, 34)
Шкурин С.В. является инвалидом 2-ой группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами (л. д. 13-15).
Постановлением администрации г. Орла от 03.05.2011 года Шкурин С.В. был включен в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание с ним в одной квартире, проживающий в двухкомнатной квартире, в которой зарегистрированы три человека (л. д. 67).
До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Отказывая Шкурину С.В. в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что М.С.В., в силу ст. 34 СК РФ, принадлежит жилое помещение площадью 71 кв.м., зарегистрированное на праве собственности за ее супругом М.С.В. по адресу: "адрес". В связи с чем, при определении площади, приходящейся на одного человека, в квартире N дома N по "адрес", М.С.В. учитываться не должна. Ввиду чего, на Шкурина С.В., с учетом Л.К.В., в указанной квартире приходится 22.45 кв.м., что превышает учетную норму (11.5 кв.м.), установленную для признания лица, нуждающимся в жилом помещении.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Так ст. 51 ЖК РФ предусматривает четыре самостоятельных основания для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исходя из приведенной правовой нормы, наличие одного из перечисленных условий, является основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
В свою очередь, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрены категории граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, и согласно п. 3 к ним относятся граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Таким образом, для получения жилья во внеочередном порядке на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ достаточно наличия любого из оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и наличия тяжелой формы хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что Шкурин С.В. до 01.03.2005 года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по предусмотренному п. 2 ст. 29 ЖК РСФСР основанию - проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, а физический износ и техническое состояние дома ухудшилось, в связи с чем, он в 2009 году признан аварийным и подлежащим сносу, следовательно, основание, которое до введения в действие ЖК РФ давало истцу право состоять на учете, не отпало, и оснований, предусмотренных п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, для снятия истца с указанного учета не имеется, Шкурин С.В., как нуждающийся в жилом помещении, подлежит обеспечению им в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
Установив, что истец является нуждающимся в жилом помещении, право последнего на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, судебная коллегия приходит к выводу, что требования Шкурина С.В. о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения вне очереди являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу абз. 6 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817, Шкурин С.В. имеет право на дополнительную жилую площадь (л. д. 13).
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Орле составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения (решение Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 года N 5/058-ГС).
При таких обстоятельствах на администрацию г. Орла необходимо возложить обязанность по предоставлению Шкурину С.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения, с учетом права на дополнительную площадь, по договору социального найма на состав семьи один человек, общей площадью не менее 36 кв. м.
Возражения представителя администрации г. Орла о том, что основания для предоставления Шкурину С.В. жилого помещения вне очереди не имеется, поскольку отсутствует совокупность условий, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а переселение из аварийного жилья осуществляется не в связи с улучшением жилищных условий судебная коллегия находит необоснованными, поскольку основанием заявленных Шкуриным С.В. требований являлось не предоставление ему жилья взаимен аварийного, а предоставление вне очереди жилого помещения как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в Перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, со ссылкой, в том числе, на нуждаемость, которая у него имелась с 1995 года (проживание в доме, не отвечающем санитарным и техническим требованиям) и сохранилась на момент рассмотрения дела. При этом, как указывалось выше, для получения жилья во внеочередном порядке на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ достаточно наличия любого из оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий и наличия тяжелой формы хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Ввиду изложенного, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований Шкурина С.В.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Орла от 05 декабря 2012 года отменить.
Обязать администрацию г. Орла предоставить Шкурину С.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, с учетом права на дополнительную площадь, по договору социального найма на состав семьи один человек, общей площадью не менее 36 кв. м.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.