Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Лиджеевой Л.Л.,
судей
Басанговой И.Б. и Шихановой О.Г.,
при секретаре Бимбеевой Ю.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Логвиненко Е. А. к Министерству здравоохранения и социального развития РК о признании права на звание "Ветеран труда" по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения и социального развития РК Додгаева Н.Л. на решение Элистинского городского суда РК от 07 ноября 2012 г.
Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Илькуевой Н.Е., поддержавшей доводы жалобы, возражения Логвиненко Е.А. и ее представителя Павловой З.Э., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Логвиненко Е.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития РК (далее - Минздравсоцразвития РК) о признании права на звание "Ветеран труда", мотивируя тем, что награждена бронзовым знаком "За личный вклад в профсоюз" Центрального комитета общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, имеет трудовой стаж 41 год. На основании п. 1 ст. 1 Закона Республики Калмыкия "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" 11 марта 2012 г. подала заявление ответчику с просьбой присвоить ей указанное звание. 11 мая 2012 г. получила письменный отказ в присвоении ей звания "Ветеран труда", который мотивирован ссылкой на Письмо Федерации независимых профсоюзов России N 103/102 от 29 июля 2011 г. и содержит требование представить документы, что она являлась штатным сотрудником профсоюза.
В судебном заседании Логвиненко Е.А. и ее представитель по доверенности Павлова З.Э., поддержав заявленные требования, уточнили их: просили суд признать решение комиссии Минздравсоцразвития РК об отказе в присвоении ей звания "Ветеран труда" от 16 апреля 2012 г. незаконным, признать за ней право на это звание и возложить обязанность на ответчика подготовить проект решения Правительства РК о присвоении ей звания "Ветеран труда".
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Реcпублики Калмыкия Додгаев Н.Л. иск не признал.
Решением Элистинского городского суда РК от 07 ноября 2012 г. исковое заявление Логвиненко Е.А. удовлетворено. Признано незаконным решение комиссии Минздравсоцразвития РК по рассмотрению заявления и документов граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", от 16 апреля 2012 г. по отказу Логвиненко Е.А. в присвоении ей звания "Ветеран труда". На Минздравсоцразвития РК возложена обязанность подготовить проект решения Правительства РК о присвоении Логвиненко Е.А. звания "Ветеран труда" на основании Бронзового знака Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения "За личный вклад в Профсоюз", признав за ней это право.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Додгаев Н.Л. просит решение суда отменить. Считает, что награду общественной профсоюзной организации нельзя признать ведомственным знаком отличия в труде, так как общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения не является федеральным органом исполнительной власти, то есть ведомством. Решение о возможности присвоения звания "Ветеран труда" относится к компетенции органа исполнительной власти субъекта России.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя иск, суд руководствовался ст. 71 Конституции РФ, ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 г. "О ветеранах", ст. 1 Закона Республики Калмыкия от 16 октября 2006 г. N 299-III-З "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" и исходил из того, что Бронзовый знак ЦК профсоюза "За личный вклад в Профсоюз", которым награждена истица, является ведомственным знаком отличия в труде и дает основание для присвоения ей звания "Ветеран труда".
Данный вывод суда соответствует положениям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу пункта 4 этой же статьи Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного правомочия в Республике Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия от 16 октября 2006 года N 299-III-З "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Согласно ст. 1 Закона Республики Калмыкия звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
При этом законодатель субъекта Российской Федерации, как и федеральный законодатель, нормативно не определил понятие "ведомственный знак отличия в труде".
Каких-либо условий отнесения тех или иных наград и знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", ни ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", ни Закон Республики Калмыкия "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" также не содержат.
Таким образом, отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Как следует из действующих актов федерального законодательства и актов законодательства РСФСР, СССР, на основе предписаний которых регламентировались вопросы награждения различного рода ведомственными знаками отличия в труде ранее, правом решения вопросов о награждении граждан ведомственными знаками отличия в труде наделены не только руководители (их заместители) органов государственной власти и ведомств бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации, в системе которых они работали согласно записям в их трудовых книжках, но и иные, в том числе общественные организации, представительные и исполнительные органы государственной власти (не только в отношении граждан, работавших в системе этих органов, но и в отношении иных лиц, показавших успехи и достижения в труде), выполнявшие легитимно предоставленные им полномочия в данной сфере.
Согласно материалам дела, Постановлением Президиума Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения от 17 февраля 2012 года N 5 Логвиненко Е.А. награждена Бронзовым знаком ЦК профсоюза "За личный вклад в Профсоюз" за многолетний добросовестный труд, активную работу в профсоюзе по защите социально-экономических прав и интересов трудящихся.
В соответствии с Положением о знаке Центрального комитета профсоюза "За личный вклад", утвержденным постановлением Центрального комитета профсоюза от 21 сентября 1998 г. N 13, высшим знаком отличия общероссийского профсоюза учреждается для награждения профактивистов за личный вклад в отраслевой профсоюз и многолетний, добросовестный труд.
Поскольку соответствующие полномочия Президиумом Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения выполнялись указанным органом правомерно, на основании действующих норм права, то они законно порождали определенные правовые последствия в виде награждения конкретного лица ведомственным знаком отличия в труде.
Правовой смысл статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" в контексте с положениями Закона Республики Калмыкия "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Толкование нормативных положений таким образом, что ведомственные знаки отличия в труде это знаки, решение о награждении которыми отдельных граждан принято руководителями (их заместителями) органов государственной власти и ведомств бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации, в системе которых они работали согласно записям в их трудовых книжках, фактически исключает из данного понятия значительный объем ведомственных знаков отличия в труде, решение о награждении которыми принималось иными органами, в том числе и общественными организациями, имеющими (имевшими) полномочия принимать такие решения, установленные федеральным законодательством, а также законодательством РСФСР и СССР. Соответственно, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированного статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", что недопустимо.
Решением комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия от 16 апреля 2012 года N 3 документы Логвиненко Е.А. возращены на доработку в орган социальной защиты населения с разъяснением о том, что представленный знак ЦК профсоюза общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения учитывается при присвоении звания "Ветеран труда" при условии, что ею был награжден работник, работающий в их системе, в связи с чем необходимо представить документы о том, что истица является штатным сотрудником этого профсоюза.
Между тем, указанное противоречит вышеприведенным положениям Федерального закона "О ветеранах", Закона Республики Калмыкия "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", Положения о награде - о знаке ЦК профсоюза "За личный вклад в Профсоюз".
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Трудового кодекса РФ представителями работников в социальном партнерстве являются:
профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ст.ст. 11-23 Федерального закона от 12 января 1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюз имеет полномочия по представлению прав и законных интересов работников: проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций); системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях; право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом и т.д. Имеет определенные контрольные функции: право беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав; профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости; право на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами и т.д.
Работники профсоюза могут быть уволены по инициативе работодателя в случаях установленных законом только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа.
Таким образом, профсоюз наделен законодателем особыми полномочиями, которые не свойственны общественным организациям.
Поэтому профсоюз следует признать особой общественной организацией, встроенной в систему социального партнерства, на которую государством возложена задача по защите и представительству прав и законных интересов работников.
При изложенных данных решение комиссии Минздравсоцразвития Республики Калмыкия о возвращении документов Логвиненко Е.А. на доработку в орган социальной защиты населения, обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что у Логвиненко Е.А. отсутствует право на присвоение звания "Ветеран труда", так как решение о ее награждении принято не федеральным органом власти, а общественной профсоюзной организацией, а также о том, что истицей не представлено документов о том, что она является штатным сотрудником Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения, являются несостоятельными по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 07 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия Додгаева Н.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи И.Б. Басангова
О.Г. Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.