Судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Хоюровой Ю. П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сулейманова Ф.С. на постановление Красноярского районного суда Астраханской области от 29 ноября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Красноярского районного суда Астраханской области от 29 ноября 2012 года директор управления перевалки и транспортировки серы ООО " Газпром сера " Сулейманов Ф. С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением по делу об административном правонарушении, Сулеймановым Ф. С. принесена жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене, ввиду незаконности и необоснованности, и содержится просьба прекратить производство по делу.
Выслушав Сулейманова Ф.С., его представителя - Писарика С. Г., поддержавших жалобу, представителя Астраханской транспортной прокуратуры - Костина М.Е., возражавшего относительно жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Судом установлено, что Астраханской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Астраханского отдела Нижне - Волжского управления Ростехнадзора в период времени с 17 августа 2012 года по 27 августа 2012 года проведена выездная проверка исполнения требований федерального законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов Астраханского региона: участок перевалки и транспортировки серы.
Проверкой установлено, что ООО "Газпром сера" с нарушениями лицензионных требований к промышленной безопасности осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта: "Участок транспортирования опасных веществ (а/т, сера)", расположенной на берегу реки Бузан на территории МО "Сеитовский сельсовет" Красноярского района Астраханской области. В ходе проверки, проведенной в период с 17 по 28 августа 2012 года, выявлены следующие грубые нарушения лицензионных требований к промышленной безопасности, предъявляемые к эксплуатации опасных производственных объектов:
1) в нарушение ст.9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также п/п. "к" п.5 "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов" на предприятии отсутствовала организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемом объекте. В частности, в нарушение п.5.1 "Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" не проводились комплексные целевые проверки состояния промышленной безопасности на участке транспортирования опасных веществ, не выполнялся годовой план мероприятий по обеспечению требований промышленной безопасности.
2) в нарушение ст.9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также п/п. "г" п.5 "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов" не были приняты меры по обеспечению безопасности эксплуатируемого на объекте судопогрузочной машины. Судопогрузочная машина эксплуатировалась с техническими неисправностями, которые приводят к просыпанию серы из конвейера, в связи с отсутствием одного из защитных кожухов.
Постановлением Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры М.от 30 августа 2012 года в отношении директора управления перевалки и транспортировки серы ООО "Газпром сера" Сулейманова Ф.С. возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ. Дело передано для рассмотрения по подведомственности в Красноярский районный суд Астраханской области.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении директора управления перевалки и транспортировки серы ООО "Газпром сера" Сулейманова Ф.С. районным судом приняты объективные и надлежащие меры к выяснению всех обстоятельств дела. Доказательства, собранные и представленные по делу оценивались судом в совокупности и в соответствии с требованиями статей 26.1, 26.11 КоАП РФ.
Однако, в ходе рассмотрения дела часть вменяемых директору управления перевалки и транспортировки серы ООО "Газпром сера" Сулейманову Ф.С. нарушений требований закона о промышленной безопасности, не нашла своего подтверждения, а именно:
-требований ч.1 ст.9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производствен объектов", п.4.1 "Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов", п/п. "у" п.5 "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов" в части отсутствия проектной документации на склад временного хранения и его регистрации в государственном реестре в качестве опасного производственного объекта;
-требований ст.9 и ст.13 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п.5.1 "Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части отсутствия актуализации положения о производственном контроле в отношении безопасной эксплуатации грузоподъемного крана;
-требований ч.1 ст.9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п.5.1 "Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части не обеспечения защиты объекта от проникновения и несанкционированных действий посторонних лиц;
-требований ст.9 и ст. 13 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части отсутствия графика осмотра подкрановых путей, отсутствия схемы движения транспортных средств на местах погрузки (выгрузки) опасных веществ, отсутствия схемы оповещения о возникновении пожара и аварийной ситуации.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и письменным доказательствам.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В статье 2.4 КоАП РФ закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. К должностным лицам представителей власти относятся лица, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия.
Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности.
Согласно приказу генерального директора ООО "Газпром сера" от 06 декабря 2011 года Сулейманов Ф.С. принят на работу директором Управления перевалки и транспортировки серы в г. Астрахань.
На основании приказа от 22 февраля 2012 года "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах" создана комиссия, председателем которой является Сулейманов Ф.С.
Данный приказ вынесен в целях обеспечения проведения контроля за соблюдением работниками требований промышленной безопасности, действующих норм и правил для осуществления целевых проверок на Грузовом участке Управления перевалки и транспортировки серы ООО "Газпром сера" (УП и ТС).
В соответствии с пунктом 1.5 положения об организации и осуществлении производственного контроля на объекте перевалки и транспортировки серы, ответственным за обеспечение исполнения требований законодательства о промышленной безопасности является руководитель.
Из положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах УПиТС ООО "Газпром сера" (приложение N 4- Распределение обязанностей по управлению производственным контролем) следует, что начальник Управления несет ответственность за надлежащее выполнение работниками задач и функциональных обязанностей по охране труда, пожарной, экологической и промышленной безопасности; обеспечивает устойчивую, надежную и безопасную эксплуатацию производственных объектов, переданных ему в оперативное пользование, в соответствии с законодательством РФ, действующими Нормами и Правилами; проводит работу по выполнению условий лицензируемой деятельности
Исходя из вышеприведенного в обязанности директора Управления перевалки и транспортировки серы в г. Астрахань Сулейманова Ф.С. входит обеспечение исполнения требований законодательства о промышленной безопасности.
Таким образом, директор управления перевалки и транспортировки серы ООО "Газпром сера" Сулейманов Ф.С. правомерно привлечен к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
Признавая директора управления перевалки и транспортировки серы ООО "Газпром сера" Сулейманова Ф.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности его вины в нарушении требований закона в части отсутствия на момент проверки организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности, которое является лицензионным требованием, а также в эксплуатации судопогрузочной машины с технической неисправностью, которое приводило к просыпанию серы из конвейера, в связи с отсутствием одного из защитных кожухов.
Факт совершения должностным лицом ООО "Газпром сера" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9. 1 КоАП РФ подтверждается представленными по делу доказательствами: справкой по результатам проверки Астраханской транспортной прокуратуры от 17 августа 2012 года, составленного с участием государственного инспектора Астраханского отдела по надзору за газораспределением и нефтегазодобычи Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора Ш; актом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территории от 17 августа 2012 года; объяснениями директора управления перевалки и транспортировки серы ООО "Газпром сера" Сулейманова Ф.С.; бумажными и цифровыми фотоснимками, иными представленными по делу доказательствами, оценка которых произведена судом в соответствии с требованиями статьи 26. 11 КоАП РФ.
Действия директора управления перевалки и транспортировки серы ООО "Газпром сера" Сулейманова Ф.С. правильно квалифицированы по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями Кодекса.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, не допущено.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями закона.
Доводы жалобы о том, что директором управления перевалки и транспортировки серы ООО "Газпром сера" Сулеймановым Ф.С. соблюдены требования законодательства в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды, в том числе в части принятия необходимых мер по обеспечению безопасной эксплуатации СПК, опровергаются сведениями, содержащимися в акте осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территории от 17 августа 2012 года. Доказательств, опровергающих обстоятельства, установленные в ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территории, не представлено.
Нельзя согласиться с доводами жалобы о нарушении процессуальных требований КоАП РФ, касающихся права представления доказательств по делу, в рамках производства по делу об административном правонарушении, поскольку они не нашли своего подтверждения в материалах дела. Кроме того, письменные доказательства, представленные суду первой инстанции исследовались в совокупности, проверены судом на их относимость и достоверность, оценка доказательств приведена в обжалуемом постановлении.
Процессуальных нарушений закона в ходе проведения проверки и при производстве по делу об административном правонарушении, не установлено.
Иные доводы жалобы, выводов судьи районного суда не опровергают, так как сводятся к иной оценке представленных доказательств по делу, и поэтому не свидетельствуют о наличии существенных нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, обжалуемое судебное постановление соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нём выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление Красноярского районного суда Астраханской области от 29 ноября 2012 года о привлечении к административной ответственности директора управления перевалки и транспортировки серы ООО " Газпром сера " Сулейманова Ф.С. по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу Сулейманова Ф. С. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.