Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Авериной Е.Е. и Поляковой К.В.
при секретаре: Харченко Г.Ф.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе Астраханской области на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 20 ноября 2012 года по делу по иску Бигалиевой Г.У. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе Астраханской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Бигалиева Г.У. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что протоколом Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе Астраханской области (ГУ-УПФ РФ в Приволжском районе) N от 6 июня 2012 года ей отказано в назначении досрочной трудовой ввиду недостаточности специального стажа. Из подсчета льготного стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, нахождение в отпуске по уходу за ребенком после 6 октября 1992 года. Периоды работы в должности медицинской сестры Негосударственного учреждения здравоохранения (НУЗ) "....." а также периоды нахождения в дородовых и послеродовых отпусках, отпуске по уходу за ребенком включены Пенсионным фондом в календарном исчислении. Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, просила суд включить оспариваемые периоды в специальный стаж, в том числе в льготном исчислении как один год шесть месяцев за один год работы, и назначить пенсию со дня обращения за ней в Пенсионный фонд, то есть с 6 марта 2012 года.
В судебном заседании истец Бигалиева Г.У., её представитель Панькова Л.И. иск поддержали, представитель ГУ-УПФ РФ в Приволжском районе Карова В.А. иск не признала.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 20 ноября 2012 года исковые требования Бигалиевой Г.У. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Приволжском районе ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации и отпуск по уходу за ребёнком после 6 октября 1992 года не предусмотрены действующим законодательством, в связи с чем, включению в льготный стаж не подлежат. Решение Пенсионного фонда в части включения в льготный стаж периода нахождения в отпусках по беременности и родам, периоды работы в должности медицинской сестры НУЗ ""....." в календарном исчислении, законно.
На заседание судебной коллегии истец не явилась, о слушании дела извещена, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представила, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснение представителя ГУ-УПФ РФ в Приволжском районе Каровой В.А., поддержавшей доводы жалобы, истца Бигалиевой Г.У. и ее представителя Паньковой Л.И., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.п.20 ч.1 ст.27 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеназванного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, следует, что решением ГУ-УПФ РФ в Приволжском районе N 13 от 6 июня 2012 года Бигалиевой Г.У. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения ввиду недостаточности специального стажа. Из подсчета льготного стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ...года по ...года, с ...года по ...года, с ...года по ...года, с ...года по ...года, как не предусмотренные нормами действующего законодательства; период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 6 октября 1992 года по 16 ноября 1993 года, поскольку отпуск по уходу за ребёнком подлежит включению в стаж только до ...года. Периоды работы с ...года по ...года, с ...года по ...года в должности медицинской сестры НУЗ "....." включены в календарном исчислении; периоды нахождения истца в дородовых и послеродовых отпусках с ...года по ...года, с ...года по ...года, отпуске по уходу за ребёнком с ...года по ...года включены в календарном исчислении.
Судом первой инстанции установлено, что истец с 1987 года осуществляет трудовую деятельность в должности медицинской сестры в учреждениях здравоохранения.
Удовлетворяя исковые требования о включении в льготный стаж периодов работы Бигалиевой Г.У. в должностях медицинской сестры палатной ожогового отделения НУЗ "Медико-санитарной части", медицинской сестры палаты реанимации и интенсивной терапии ожогового отделения НУЗ "Медико-санитарной части", районный суд правильно пришёл к выводу об обоснованности иска по следующим основаниям.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости после 1 ноября 1999 года, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусматривает, что правом на зачет в льготном исчислении для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как год работы и шесть месяцев предусмотрена согласно перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала -медицинские сестры, медицинские сестры палатные. Также поименованы отделения хирургического профиля стационаров, перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом и других отделений.
В льготном исчислении как 1 год и шесть работа среднего медицинского персонала засчитывалась в случае работы медицинской сестрой перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Из записей в трудовой книжке следует, что ...года Бигалиева Г.У. принята на должность медицинской сестры в ожоговое отделение Городской клинической больницы ".....", в период с ...года по ...года обучалась в Астраханском медицинском училище, ...года переведена палатной медицинской сестрой ожогового отделения, ...года переведена в ожоговое отделение медицинской сестрой бригады реанимации и интенсивной терапии, ...года уволена в порядке перевода.
Приказом N от ...года установлено, что, Бигалиева Г.У. в должности медицинской сестры палатной ожогового отделения переведена на должность медицинской сестры бригады реанимации и интенсивной терапии в ожоговое отделение, с выплатой надбавки за вредность.
Согласно справке НУЗ "....." от ...года, Бигалиева Г.У. работала на полную ставку в Городской клинической больнице "....." медицинской сестрой ожогового отделения с ...года, с ...года переведена медицинской сестрой палатной ожогового отделения, с ...года приказом N от ...года переведена медицинской сестрой палаты реанимации и интенсивной терапии ожогового отделения, с ...года переведена на должность медицинской сестры палатной палаты реанимации и интенсивной терапии ожогового отделения, ...года уволена. Работа в период с ...года по ...года относится к льготной работе и исчисляется в льготном исчислении. Также имеются сведения о переименовании учреждения.
Действующее законодательство предусматривает возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев стажа) периодов работы в медицинских учреждениях, применительно к рассматриваемому спору, при наличии одновременно нескольких условий: работа должна протекать в подразделениях, указанных в перечне, на соответствующих должностях, указанных в нем же, и работа по занимаемой должности должна выполняться постоянно в течение полного рабочего дня. Бигалиевой Г.У. совокупность указанных условий выполнена, в связи с чем, районный суд правильной включил оспариваемые периоды работы в должности медицинской сестры в льготном исчислении.
Удовлетворяя исковые требования Бигалиевой Г.У., суд пришел к выводу о том, что подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев период отпуска по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 16 ноября 1993 года, поскольку он имел место до внесения изменений в положения ст. 167 КЗоТ РСФСР, а именно истец находилась в отпуске по уходу за ребенком с 23 декабря 1991 года по 16 ноября 1993 года, а также периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 23 февраля 1998 года по 13 июля 1998 года, так как в указанный период за истцом сохранилось место работы, средняя заработная плата, производилась уплата страховых взносов.
На период отпуска по беременности и родам работающей женщине выдается листок временной нетрудоспособности и это период является продолжением трудовых отношений по занимаемой должности с сохранением всех гарантий, в том числе для досрочного назначения пенсии.
В пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года, определена возможность зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными правовыми актами.
Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС N 156/10-30 от 6 июля 1982 года утверждено разъяснение "О порядке предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет".
Согласно постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС N 677 от 22 августа 1989 года "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", разъяснениям Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС N 23/24-11 от 29 ноября 1989 года "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывалось при исчислении стажа в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
До 6 октября 1992 года статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что периоды отпуска по беременности и родам и отпуск по уходу за ребёнком с ...года по ...года, отпуск по уходу за ребенком с ...года по ...года и с ...года по ...года имели место до ...года, истец работала в должности и учреждении, работа в которых дает право на льготное исчисление данного периода, то указанные периоды подлежат включению в ее стаж лечебной деятельности также в льготном исчислении.
Период нахождения в отпуске по беременности и родам с 23 февраля 1998 года по 13 июля 1998 года, также обосновано включен судом в специальный стаж истца в льготном исчислении, поскольку имел место в период работы, исчисляемый в льготном порядке, на данный период истцу выдавался листок нетрудоспособности, за ней сохранялось место работы и другие гарантии.
Удовлетворяя исковые требования о включении в льготный стаж периодов нахождения Бигалиевой Г.У. на курсах повышения квалификации в льготном исчислении, районный суд правильно пришёл к выводу об обоснованности иска по следующим основаниям.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеуказанной статьей, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.
В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 112 КЗоТ РСФСР) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом каких-либо исключений об исчислении периода нахождения на курсах повышения квалификации только в календарном порядке вышеуказанные правовые акты не содержат.
Как установлено судом первой инстанции, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации Бигалиева Г.У. работала в должностях и в учреждениях, работа в которых дает ей право на назначение досрочной пенсии с применением льготного порядка исчисления специального стажа.
Факт нахождения Бигалиевой Г.У. на курсах повышения квалификации подтверждается выписками из приказов, справкой НУЗ "....." от ...года.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, судом установлено, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Доводы жалобы о том, что пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и неосуществление истцом в указанные периоды трудовой деятельности были предметом судебного разбирательства, которым судом дана правильная оценка их несостоятельности и у судебной коллегии нет оснований давать этим доводам иную оценку.
Учитывая, что при включении оспариваемого периода специальный стаж истца превышает необходимые 30 лет, районный суд обоснованно назначил ей пенсию с даты обращения за ней, то есть с 6 марта 2012 года.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Приволжском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.