судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Балашовой И.Б.
при секретаре Титаренко Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению Гаджимурадова Гейбатуллы Гаджимирзоевича к администрации Волгограда, исполняющему обязанности главы администрации Волгограда Собакарю Владимиру Анатольевичу о признании недействующим постановлений главы Волгограда N 3178 от 04.12.2009 года "О внесении изменений в постановление главы Волгограда от 2 марта 2008 года N 603 "О резервировании земельного участка N "..." "адрес" для муниципальных нужд" и N 603 от 21.03.2008 года "О резервировании земельного участка N "..." по "адрес" для муниципальных нужд" в части резервирования земельного участка по адресу: "адрес" кадастровый номер N "..." как несоответствующие ст.ст. 56, 49, 70.1 земельного кодекса Российской Федерации и ст. ст. 35, 36 Конституции Российской Федерации,
по апелляционной жалобе Гаджимурадова Г.Г.
на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 22 октября 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Андреева А.А., выслушав Гаджимурадова Г.Г. поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя администрации города Волгограда Пригарина Д.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Гаджимурадов Г.Г. обратился в суд с иском к администрации Волгограда, исполняющему обязанности главы администрации Волгограда Собакарю В.А. о признании недействующим постановлений главы Волгограда N 3178 от 04.12.2009 года "О внесении изменений в постановление главы Волгограда от 2 марта 2008 года N 603 "О резервировании земельного участка N "..." по "адрес" для муниципальных нужд" и N 603 от 21.03.2008 года "О резервировании земельного участка N "..." по "адрес" для муниципальных нужд" в части резервирования земельного участка по адресу: "адрес" кадастровый номер N "..." как несоответствующие ст.ст. 56, 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. ст. 35, 36 Конституции Российской Федерации.
В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N "..." и части домовладения на указанном земельном участке, расположенных по адресу: "адрес". 19.03.2012 года истец обнаружил, что на принадлежащем ему земельном участке ведутся землеустроительные работы, при этом разрешений на пользование земельным участкам третьим лицам он не выдавал.
При обращении в правоохранительные органы по факту неправомерных действий на территории принадлежащего ему участка, в возбуждении уголовного дела было отказано. Должностными лицами полиции было установлено, что застройщиком жилого района "Родниковая долина", расположенного по "адрес" является ООО "Диалог", а ООО "АтомТрестСтрой" в рамках данного проекта ведет землеустроительные работы через территорию по адресу "адрес". Работы ведутся на основании письменного разрешения администрации "адрес".
В ответе на его обращение 05.07.2012 года Волгоградской областной прокуратуры он узнал о том, что постановлением главы Волгограда N 3178 от 04.12.2009 года земельный участок по "адрес" зарезервирован для муниципальных нужд и в границы зарезервированного участка входит и участок по "адрес", нормативный акт к ответу приложен не был.
Прокуратурой Волгоградской области было вынесено предписание администрации Волгограда об устранении нарушений действующего законодательства, а именно по факту того, что в Управление Росреестра по Волгоградской области не поданы сведения о резервировании земельного участка.
В судебном заседании 17.07.2012 года в Советском районном суде г. Волгограда по гражданскому делу по иску Гаджимурадова Г.Г. к ООО "Диалог" и ООО "АтомТрестСтрой" об устранении препятствий в пользовании собственностью в материалы дела было представлено постановление главы Волгограда N 3178 и N 603, сведений об их опубликовании представлено не было.
Считал, что постановление главы Волгограда N 3178 от 04.12.2009 года и N 603 от 21.03.2008 года не соответствуют требованиям статьей 36, 56, 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают принципы, провозглашенные ст. 35, 36 Конституции Российской Федерации. Указанные постановления были приняты ответчиком без учета того, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок и часть домовладения на данном участке. Считал, что в данном случае резервирование администрацией земельного участка землепользователя Гаджимурадова Г.Г. не обусловлено необходимостью такого резервирования, произведено произвольно, не соответствует требованиям земельного законодательства и не может не нарушать права частной собственности заявителя.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Гаджимурадов Г.Г. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального права, неправильное применение закона.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как следует из ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Таким образом, положениями ст. 70.1. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено две ситуации, когда возможна реализация процедуры резервирования:
- резервирование земель всех собственности, в том числе, находящихся у граждан и юридических лиц. При такой конструкции резервирование имеет смысл только в связи с последующим изъятием земельных участков, что обусловлено ссылкой на установленные статьями 49 и 53 Земельного кодекса Российской Федерации случаи и порядок изъятия;
- резервирование земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, устанавливает такие случаи, как: размещение объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Резервирование земель для муниципальных нужд возможно в случаях, установленных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, при размещении объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе и для размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
При этом, действующее законодательство не ставит возможность резервирования земельных участков по данному основанию в зависимость от существования каких-либо прав обладателей земельных участков, подпадающих в зону резервирования.
В силу ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генеральный план является документом территориального планирования, содержащим соответствующие карты (схемы) и может считаться достаточным основанием для принятия решения об ограничении оборота земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 года N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных нужд.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Положения N 561 решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Гаджимурадов Г.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N "..." и части домовладения на указанном земельном участке, расположенных по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Указанный земельный приобретен им по договору купли-продажи от 21.12.2010 года у Ватюкова А.В., который по договору купли-продажи от 24.10.2008 года приобрел данный участок у Парамонова Г.Н.
Парамонову Г.Н. земельный участок был передан администрацией Волгограда на основании договора купли-продажи от 10.09.2008 года. Основанием для заключения договора постановление администрации Советского района г. Волгограда от 17.01.2008 года N 23. До совершения данной сделки Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда было дано Заключение о возможности предоставления данного участка в собственность, регистрационный номер 1504 от 23.07.2008 года, из заключения следует, что обременения на земельный участок отсутствуют.
Между тем, 21.03.2008 года администрацией Волгограда издано постановление N 603 "О резервировании земельного участка N "..." по "адрес" для муниципальных нужд", 04.12.2009 года администрацией Волгограда издано постановление N 3178 "О внесении изменений в постановление главы Волгограда N 603 от 21.03.2008 года "О резервировании земельного участка N "..." по "адрес" для муниципальных нужд".
Указанные постановления приняты во исполнение Генерального плана города-героя Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 29.096.2007 года N 47/112, которые были официально опубликованы в газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" от 29.03.2008 года и 10.12.2009 года.
Постановлением администрации Волгограда от 20.04.2011 N 945, опубликованном в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" N45 от 26.04.2011 в постановление от 14.07.2010 N 1717 внесены изменения и дополнения.
В данных постановлениях отражены все необходимые условия, предусмотренные законом.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах с учетом вышеприведенных норм права, суд пришел к правильному выводу о том, что постановления главы Волгограда N 3178 от 04.12.2009 года "О внесении изменений в постановление главы Волгограда от 2 марта 2008 года N 603 "О резервировании земельного участка (учетный номер N "...") по "адрес" для муниципальных нужд" и N 603 от 21.03.2008 года "О резервировании земельного участка (учетный номер N "...") по "адрес" для муниципальных нужд" в части резервирования земельного участка по адресу: "адрес" кадастровый номер N "..." (равнозначен N "..." вынесены надлежащим органом, с соблюдением процедуры принятия правового акта и при соответствии его требованиям закона, ограничения прав собственников земельных участков допущены в связи с необходимостью использования земельного участка для муниципальных нужд для строительства дороги, при этом отсутствуют другие варианты возможного размещения этого объекта.
С учетом указанного вывода суд принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, указанные в жалобе, содержат указания на фактические обстоятельства дела и содержание норм материального права.
При этом судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку указанные доводы правильности вывода суда не опровергают, требования апеллянта об отмене решения основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.
При этом судебная коллегия отклоняет довод жалобы о том, что решением органа местного самоуправления нарушено гарантированное Конституцией РФ право частной собственности, указанное право может быть ограничено в соответствии с федеральным законом, случай резервирования земель для строительства дорог общего пользования относится к именно таким случаям, при этом законом предусмотрен механизм компенсации нарушенного права в виде выкупа земельного участка.
При этом спор о выкупной стоимости в предмет судебного рассмотрения по настоящему спору не входит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 22 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаджимурадова Г.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.