Правила перевозок грузов. Раздел 42
"Правила перевозок опасных грузов (кроме грузов ВВ и ЯВ)"
(утв. МПС СССР 15 сентября 1965 г.)
Раздел 42 Правил перевозок грузов фактически прекратил действие с принятием Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных МПС РФ 27 декабря 1994 г.
1. К опасным грузам относятся грузы, которые в условиях перевозки или хранения могут послужить причиной взрыва, пожара, заболевания, отравления или ожогов людей и животных, а также вызвать порчу других грузов, подвижного состава, сооружений, устройств, поэтому эти грузы требуют соблюдения специальных условий и принятия мер предосторожности при перевозке и хранении.
2. Опасные грузы по характеру опасности делятся на следующие категории:
1) вещества, способные к образованию взрывчатых смесей;
2) сжатые и сжиженные газы;
3) самовозгорающиеся вещества;
4) вещества, воспламеняющиеся от действия воды;
5) легковоспламеняющиеся вещества;
6) едкие вещества;
7) ядовитые вещества;
8) радиоактивные вещества;
9) сильнодействующие ядовитые вещества - ЯВ;
10) взрывчатые вещества ВВ и предметы, ими снаряженные.
Кроме указанных категорий опасных грузов, имеется еще ряд легкогорючих грузов, которые по своим свойствам к числу опасных хотя и не относятся, но требуют соблюдения мер предосторожности и безопасности в пожарном отношении при перевозке и хранении.
Перечень легкогорючих грузов и условия их перевозок устанавливаются Правилами перевозок легкогорючих грузов.
3. Опасные грузы, как правило, перевозятся по железным дорогам в крытых вагонах. Некоторые опасные грузы перевозятся только в специально выделенных и оборудованных вагонах, приписанных к станциям погрузки или арендуемых грузоотправителем (§ 83, 84, 88, 102). На таких вагонах должны быть нанесены трафареты о специальном назначении и станции приписки.
Ряд опасных грузов перевозится в универсальных контейнерах МПС или в специальных контейнерах отправителя.
Многие жидкие грузы из числа опасных допускаются к перевозке наливом в вагонах-цистернах в порядке, предусмотренном Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах.
4. Приписанные к пунктам погрузки специально оборудованные и арендованные вагоны после выгрузки вместе с оборудованием направляются по полным перевозочным документам на станцию приписки за пломбами грузополучателя.
5. По железным дорогам перевозятся опасные грузы, перечисленные в приложении 1. Опасные грузы, не указанные в приложении 1, но сходные по химическим свойствам и характеру опасности с грузами, перечисленными в приложении 1, перевозятся на условиях, указанных грузоотправителем в накладной, о чем он должен сделать следующую отметку в накладной под наименованием груза: "Груз ..... (указывается его наименование) относится к числу опасных категорий ..... (указывается характер опасности груза), должен перевозиться на условиях, установленных Правилами перевозок опасных грузов для ....." (указывается наименование опасного груза согласно приложению 1).
Грузоотправитель несет ответственность за правильное определение условий перевозок груза, не указанного в приложении 1.
6. Перевозка опасных грузов, которые не могут быть приравнены к грузам, указанным в приложении 1, или перевозку которых необходимо производить в специально выделенных вагонах или на условиях, не предусмотренных настоящими Правилами, допускается только по разрешению Министерства путей сообщения на основании ходатайства министерства, ведомства, в систему которого входит предприятие-грузоотправитель, с обязательным представлением характеристики груза по форме, установленной Министерством путей сообщения (приложение 7).
7. Перевозка порожней тары из-под опасных грузов разрешается только при условии полного освобождения от остатков перевозившегося в ней груза, а также очистки ее внутри и снаружи, о чем отправитель в накладной под наименованием груза обязан сделать следующую отметку: "Тара очищена, безопасна". Такая тара перевозится на общих основаниях как неопасный груз.
Порожняя тара из-под этиловой жидкости, одоранта, метилмеркаптофоса и других грузов, перевозимых в специально выделенных вагонах, перевозится только в соответствующих вагонах, выделенных для перевозки данного груза. Перевозка такой тары в других вагонах запрещается. Указанная выше отметка в накладной для порожней тары, перевозимой в специально выделенных вагонах, не требуется.
Порожние баллоны из-под газов, бочки из-под этиловой жидкости и отправительские контейнеры из-под радиоактивных веществ перевозятся в порядке, предусмотренном соответственно § 40, 99 и 142 настоящих Правил.
8. Отправитель несет полную ответственность за точное соблюдение Правил перевозок опасных грузов в отношении надлежащей упаковки и погрузки груза, правильности указания в перевозочных документах наименования, категории опасности, веса груза и др.
9. Перевозка опасных грузов допускается как повагонными, так и мелкими отправками.
Перевозка опасных грузов в пассажирских поездах, в том числе и ручной кладью, не допускается, за исключением сжатых и сжиженных газов I группы (§ 39), проб легковоспламеняющихся жидкостей (§ 54), меланжа (§ 78), а также кинопленки и кинофильмов (§ 65).
Хранить опасные грузы в камерах хранения ручной клади запрещается.
10. Перевозка опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производится только по предъявлении грузоотправителем станции подтверждения о согласии водного транспорта на такую перевозку.
Грузоотправители в заявках и развернутых планах перевозок грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении обязаны указывать особенности перевозок тех или иных опасных грузов.
11. Опасные грузы должны предъявляться к перевозке в таре, установленной соответствующими стандартами или ведомственными техническими условиями. Тара должна быть плотной, прочной, исправной, тщательно укупоренной и не иметь следов течи груза.
12. Опасные грузы в стеклянных бутылях должны быть упакованы в деревянные ящики, обрешетки или корзины с заполнением свободных промежутков мягким упаковочным материалом (стружкой, соломой и др.). Стенки открытых ящиков должны быть выше закупоренных бутылей на 5 см.
13. Совместная упаковка в одном месте допускается только тех опасных грузов, которые допускаются к совместной перевозке в одном вагоне (приложение 3).
Каждое вещество должно быть упаковано отдельно в соответствии с ГОСТом или техническими условиями для этого вещества. Отдельно упакованные предметы укладываются в прочный деревянный ящик с гнездами для каждого предмета. Дно ящика, свободные промежутки в гнездах, а также пространство под крышкой заполняются соответствующим мягким упаковочным материалом. Ящик прочно закрывается крышкой. Общий вес такого места не должен превышать 50 кг брутто.
Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием веса каждого вещества.
14. Все опасные грузы, прибывшие из-за границы (по железной дороге или водным путям) в исправной упаковке, допускаются к дальнейшей перевозке в той же упаковке, в которой они прибыли, с соблюдением условий совместной перевозки, установленных приложением 3.
15. На каждом упакованном месте с опасным грузом (на крышке и на одной из боковых сторон) грузоотправитель обязан наклеить ярлык об опасности груза согласно графе 3 приложения 1 (форма ярлыков приведена в приложении 2).
К бутылям в корзинах ярлык, наклеенный на дощечку, прикрепляется бечевой или проволокой.
При повагонных отправках однородных опасных грузов без перегрузки в пути следования ярлыки об опасности разрешается наклеивать не менее чем на 10 местах, которые размещаются при погрузке у дверей вагона.
При совместной упаковке разных по категории опасных грузов наклеиваются ярлыки, соответствующие каждой категории.
16. В накладной на перевозку опасного груза должно быть указано точное наименование груза. Перевозка опасных грузов под обобщенными наименованиями, например, "Химикаты", "Медикаменты", не допускается.
В верхней части накладной грузоотправитель обязан проставить красочные штемпеля об опасности груза с надписью, предусмотренной приложением 1 для данного груза.
При совместной упаковке опасных грузов разных категорий проставляются штемпеля, соответствующие каждой категории совместно упакованных грузов.
На вагонном листе такие штемпеля проставляются станцией отправления.
Кроме того, станция в необходимых случаях должна проставить в накладной и в вагонном листе штемпель о порядке прикрытия вагона в составе поезда и штемпель: "Не спускать с горки" или "Спускать с горки осторожно" (графа 4 приложения 1).
17. Химические реактивы и медицинские препараты из числа опасных веществ должны перевозиться по железным дорогам с соблюдением условий, установленных для опасных грузов.
Химические реактивы и препараты в мелкой расфасовке разрешается перевозить мелкими отправками, в том числе в универсальных контейнерах, как неопасный груз, а также грузобагажом в багажных вагонах пассажирскими поездами. Условия таких перевозок указаны в § 118 - 128 настоящих Правил.
18. Разрешается перевозить на общих условиях (повагонными и мелкими отправками, а также в универсальных контейнерах МПС) как неопасный груз различные легковоспламеняющиеся жидкости, кислоты и другие опасные вещества в мелкой расфасовке весом нетто не более 1 кг, но объемом не более 1 л.
Стеклянная тара с опасными веществами должна быть плотно закупорена пробкой и упакована в деревянный или фанерный ящик с применением мягкого упаковочного материала. Вес брутто такого ящика не должен превышать 50 кг.
Вещества, затаренные в металлические банки или тюбики, в картонные коробки или бумажные пакеты, разрешается упаковывать в картонные короба и крафт-мешки. Вес брутто одного места такой упаковки не должен превышать 30 кг.
На наружной упаковке грузоотправителем должны быть нанесены надписи: "В мелкой расфасовке", "Верх", а при наличии стеклянной тары также - "Осторожно", "Стекло".
Опасные грузы в универсальных контейнерах МПС, а также в специальных контейнерах отправителей (получателей) разрешается перевозить на открытом подвижном составе (платформах, полувагонах), тщательно очищенном от остатков ранее перевозимых грузов и мусора.
19. Запрещается погрузка в один вагон опасных грузов разных категорий, не разрешенных к совместной перевозке (приложение 3). Совместная перевозка в одном вагоне опасных грузов с неопасными должна производиться в соответствии с приложением 4.
20. При погрузке и выгрузке опасных грузов вручную грузчики должны быть особенно внимательны и осторожны, тщательно соблюдать при работе меры личной безопасности и предохранять груз от повреждения.
Кантовать, волочить и бросать места с опасными грузами запрещается.
Бутыли с легковоспламеняющимися жидкостями, кислотами, щелочами и другими опасными грузами должны перевозиться на специальных тележках или переноситься двумя рабочими на носилках, имеющих специальные гнезда, или за ручки корзин. Переноска бутылей в корзинах за ручки допускается только после предварительной проверки крепости ручек и дна корзины. Переносить бутыли с указанными грузами на спине, плече или перед собой запрещается.
С порожней тарой, особенно из-под кислот, щелочей и других едких и ядовитых грузов, следует обращаться также осторожно.
21. При выгрузке опасных грузов перед входом в вагон необходимо убедиться в отсутствии на полу рассыпанных или разлитых грузов. Если при осмотре будут обнаружены поврежденная тара, рассыпанный или разлитый груз, должны быть приняты меры к удалению поврежденного места, а также к уборке рассыпанных или разлитых грузов.
Во всех случаях перед началом выгрузки необходимо тщательно проветрить вагон, открыв двери и люки.
22. По окончании выгрузки опасных грузов получатель обязан осмотреть кузов вагона, тщательно собрать и удалить из него остатки груза и мусора с соблюдением мер предосторожности и безопасности.
В необходимых случаях вагоны должны быть промыты и дегазированы (обезврежены).
23. При внутреннем осмотре вагонов, загруженных легковоспламеняющимися жидкостями, сжатыми или сжиженными газами или непосредственно после выгрузки таких грузов, а также при наружном осмотре вагонов с признаками течи или россыпи груза запрещается пользоваться спичками, керосиновыми и свечными фонарями. В этих случаях для освещения разрешается пользоваться только аккумуляторными или карманными электрическими фонарями. Включать и выключать эти фонари вблизи таких грузов запрещается.
24. Места погрузки, выгрузки и сортировки опасных грузов должны иметь достаточно общее и местное электрическое освещение, обеспечивающее круглосуточное выполнение погрузочно-разгрузочных работ с этими грузами.
При отсутствии электроосвещения указанные работы могут производиться с особой бдительностью и осторожностью, с использованием для освещения аккумуляторных электрических переносных фонарей.
Разведение огня ближе 50 м от мест погрузки и выгрузки опасных грузов, а также курение вблизи таких мест запрещается.
25. Опасные грузы должны быть вывезены со станции в течение 24 ч с момента прибытия.
Получатель не имеет права отказываться от приема опасного груза, прибывшего в его адрес, и обязан принять груз и своевременно вывезти его со станции.
26. Проводники, сопровождающие опасные грузы, кроме обязанностей, предусмотренных Правилами перевозок грузов в сопровождении проводников грузоотправителей или грузополучателей (раздел 21), должны знать свойства сопровождаемого груза и следить за соблюдением условий и мер безопасности, установленных для данного груза.
27. Кроме условий, являющихся обязательными для всех категорий опасных грузов, в зависимости от свойств и характера опасности отдельных категорий грузов должны соблюдаться также следующие дополнительные условия.
Вещества, способные к образованию взрывчатых смесей
28. К категории веществ, способных к образованию взрывчатых смесей, относятся вещества, могущие в соответствующих условиях и в смеси с другими веществами вызвать взрыв.
На местах с такими грузами отправителем наклеивается ярлык с надписью: "Дает взрывчатые смеси" (приложение 2, форма N 1), а в накладной проставляется штемпель: "Опасно", "Дает взрывчатые смеси".
29. При погрузке, выгрузке и хранении веществ, способных к образованию взрывчатых смесей, необходимо избегать засорения или смешивания их с древесными опилками, соломой, углем, торфом, мучной пылью и другими органическими веществами во избежание могущего возникнуть самовозгорания, пожара и взрыва.
30. В случае повреждения тары рассыпанное вещество обильно смачивается водой и собирается деревянной лопатой в мешок или ящик, а место, где было рассыпано вещество, тщательно промывается водой.
Хождение по рассыпанному веществу запрещается.
Сжатые и сжиженные газы
31. Сжатые и сжиженные газы подразделяются по своим свойствам и условиям перевозок на три группы (приложение 1).
Группа I - негорючие и неядовитые: азот, воздух сжатый, кислород сжатый, углекислота (углекислый газ) и др.
Группа II - горючие: ацетилен, бутан, водород, пропан и др.
Группа III - ядовитые: сернистый ангидрид, сероводород, хлор и др.
32. Перевозка сжатых и сжиженных газов производится под давлением в баллонах или других сосудах, отвечающих требованиям соответствующих стандартов и правил Госгортехнадзора СССР.
Некоторые сжиженные газы перевозятся также наливом в специальных цистернах отправителя в соответствии с Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах (раздел 41).
33. Перевозка баллонов со сжатыми и сжиженными газами допускается при условии полной исправности баллонов и вентилей, а также наличия на баллонах:
а) четких, установленных для каждого газа окраски баллонов, цветных полос и надписей;
б) предохранительного колпака, запломбированного пломбой отправителя или завода, наполнявшего баллон;
в) двух защитных резиновых колец не тоньше 25 мм;
г) ярлыков соответствующей формы (согласно приложениям 1 и 2).
Перевозка баллонов с признаками утечки газа (обнаруживаются по запаху или шипению) не допускается.
34. Перевозка баллонов со сжатыми и сжиженными газами повагонными отправками в прямом железнодорожном сообщении без перегрузки в пути следования разрешается с незапломбированными предохранительными колпаками.
35. Наполнение баллонов газами не должно превышать установленной нормы. В подтверждение этого в накладной под наименованием груза отправитель обязан сделать следующую отметку: "Баллоны наполнены не выше установленной нормы".
36. В накладной грузоотправителем должны быть наложены штемпеля, предусмотренные приложением 1 для соответствующего газа ("Опасно", "Сжатый газ", "Ядовито" и др.).
37. Баллоны с газами должны грузиться в горизонтальном положении (лежа). В виде исключения при перевозке повагонными отправками допускается погрузка баллонов без предохранительных колец. В этом случае между каждым рядом баллонов должны быть положены прокладки из досок с вырезами гнезд для баллонов.
Прокладка между баллонами (сосудами) сена, соломы и других легкогорючих материалов запрещается.
В вертикальном положении (стоя) баллоны с газами могут грузиться лишь при наличии на всех баллонах защитных колец и при условии плотной погрузки, обеспечивающей невозможность передвижения или падения баллонов.
38. Совместная перевозка различных газов, а также газов с другими грузами производится в соответствии с приложениями 3 и 4 к настоящим Правилам.
39. Сжатые и сжиженные газы I группы могут перевозиться пассажирскими поездами в багажных вагонах без перегрузки в пути следования не более 20 баллонов в одном вагоне. Совместная перевозка их в одном вагоне с кинопленками запрещается.
§ 40. При предъявлении к перевозке порожних баллонов
грузоотправитель в накладной в графе "Наименование груза" обязан указать:
"Баллоны порожние из-под ____________ газа" (указывается наименование
газа).
Остаточное давление в порожних баллонах должно соответствовать нормам, установленным правилами Госгортехнадзора СССР.
Порожние баллоны должны иметь плотно закрытые вентили и навернутые колпаки, а при перевозке мелкими отправками также наклейку с четкой надписью: "Порожний".
Порожние баллоны перевозятся как опасный груз на условиях, установленных для сжатых и сжиженных газов.
Самовозгорающиеся вещества
41. К категории самовозгорающихся веществ относятся грузы, способные при перевозке или хранении самопроизвольно загораться. К таким грузам относятся также волокнистые материалы (концы, очесы, прядильные отходы и др.), пропитанные маслом или жиром, и жмыхи дробленые.
На таре с опасными грузами этой категории должны быть наклеены ярлыки с надписью: "Самовозгорается" (приложение 2, форма N 5).
42. Для устранения случаев самовозгорания в пути следования дробленых жмыхов должны соблюдаться следующие условия:
а) жмыхи предъявляются к перевозке в дробленом виде размером частиц в диаметре не более 15 мм;
б) перевозка жмыхов производится в крытых вагонах. При хранении и погрузке в вагоны грузоотправителем должны быть приняты меры к предохранению жмыхов от увлажнения;
в) температура жмыхов при погрузке не должна превышать +30°С, а влажность и масляничность должны соответствовать действующим стандартам.
43. Пряжа, прядильные отходы, концы и очесы промасленные перевозятся упакованными в кипы, тюки или связки.
Погрузка и выгрузка грузов этой категории, перевозимых в таре, особенно металлического цемента, магниевого порошка, цинковой пыли и алюминиевой пудры, должны производиться с особой осторожностью во избежание повреждения тары и россыпи груза, а также его самовоспламенения.
Вещества, воспламеняющиеся от действия воды
44. К категории веществ, воспламеняющихся от действия воды, относятся вещества, которые от взаимодействия с водой выделяют тепло и горючие газы, что может вызвать самовоспламенение и пожар.
45. На таре с опасными грузами этой категории должен быть наклеен ярлык с надписью "Загорается от воды" (приложение 2, форма N 6).
В накладной грузоотправитель обязан проставить штемпель: "Опасно", "Загорается от воды".
46. При погрузке и выгрузке веществ, воспламеняющихся от действия воды, необходимо тщательно следить за сохранностью и герметичностью тары и особенно оберегать груз от попадания влаги, а также соблюдать осторожность при обращении с огнем, не допуская близкого нахождения открытого огня у мест погрузки и выгрузки этих грузов.
Легковоспламеняющиеся вещества
47. К легковоспламеняющимся веществам относятся легковоспламеняющиеся жидкости и твердые легковоспламеняющиеся вещества.
Жидкие грузы относятся к числу легковоспламеняющихся, если температура вспышки их не превышает +45°С.
К твердым легковоспламеняющимся веществам относятся также вещества, которые обладают окисляющими свойствами, например: калий марганцовокислый, перекись бария и др.
48. На таре с опасными грузами этой категории должен быть наклеен ярлык с надписью: "Беречь от огня" (приложение 2, форма N 7).
Некоторые легковоспламеняющиеся жидкости обладают также ядовитыми свойствами и при перевозке их должны соблюдаться также меры предосторожности, установленные для ядовитых грузов. На таре с такими грузами, кроме ярлыка формы N 7, должен быть наклеен ярлык формы N 8 с надписью: "Берегись отравления".
49. В накладной грузоотправитель обязан проставить штемпель об опасности с надписью: "Опасно", "Легко воспламеняется".
50. Предъявляемые к перевозке сосуды с легковоспламеняющимися жидкостями должны наполняться не более чем на 95% своего объема.
При перевозке сероуглерода в летнее время (с 1/IV по 1/X) поверх груза должна наливаться вода в количестве 5% от веса груза.
51. Этилированный бензин ядовит и в отличие от обычного бензина имеет другой цвет.
Этилированный бензин перевозится наливом в цистернах. Перевозка этилированного бензина в таре может допускаться только с разрешения в каждом отдельном случае Главного санитарного врача СССР на условиях, указанных в этом разрешении.
При предъявлении к перевозке бензина в таре грузоотправитель в накладной после наименования груза обязан указать: "этилированный" или "неэтилированный".
52. Легковоспламеняющиеся жидкости в мелкой расфасовке весом нетто не более 1000 г, но объемом не более 1 л к опасным грузам не относятся и могут перевозиться согласно § 18 настоящих Правил.
53. Легковоспламеняющиеся жидкости, входящие в небольшом количестве в комплект медицинского, ветеринарного или лабораторного имущества, разрешается перевозить повагонными отправками совместно с небольшим количеством кислот, входящих в состав этих комплектов, с соблюдением следующих условий:
а) все легковоспламеняющиеся жидкости, входящие в комплект, как-то: ацетон, бензин, бензол, спирты, хлороформ, эфир и др., а также различные препараты на спирте, ацетоне, эфире и т.п. должны быть упакованы в отдельный ящик с гнездами на всю высоту тары. При перевозке этих жидкостей в стеклянной расфасовке последняя должна быть емкостью не более 1 л и герметично закупорена пробкой, залитой сургучом. Гнезда ящиков обкладываются мягким упаковочным материалом. Такой же материал прокладывается под крышкой ящика. Общий вес места брутто не должен превышать 50 кг;
б) все минеральные кислоты (азотная, серная, соляная) в стеклянной расфасовке упаковываются в отдельный ящик с гнездами. Стеклянная тара должна быть закупорена каучуковыми или стеклянными притертыми пробками. Пробки закрепляются предохранительными колпаками. Гнезда ящиков должны быть выложены мягким негорючим материалом (шлаковата, кизельгур и др.). Использование бумаги, древесных стружек, опилок, соломы и других легкогорючих веществ в качестве прокладочного материала при упаковке кислот не допускается;
в) на ящиках должны быть нанесены надписи и наклейки, предусмотренные для опасных грузов соответствующих категорий;
г) при погрузке в вагон ящики с кислотами ставятся в противоположную сторону от ящиков с легковоспламеняющимися жидкостями и перевязочным легкогорючим материалом. Все места должны быть установлены плотно одно к другому и прочно закреплены.
Совместная перевозка таких комплектов мелкими отправками не разрешается.
Пробы различных опасных жидкостей
54. Предприятиям, учреждениям и организациям разрешается отгрузка проб некоторых легковоспламеняющихся едких и ядовитых жидкостей при соблюдении следующих условий:
а) пробы гептила, изонита, самина, топлива Т-185 и меланжа разрешается перевозить ручной кладью в отдельном купе пассажирского вагона в специальной упаковке типа УПА-3, имеющей с внешней стороны вид чемодана. Внутренняя упаковка и порядок сопровождения таких проб устанавливаются специальной инструкцией отправителя. В остальном при перевозке таких проб должны быть соблюдены условия, установленные § 57 - 60 и 63 настоящих Правил;
б) пробы нефтепродуктов, а также антифриза и этиленгликоля (ядовитые жидкости) разрешается перевозить ручной кладью грузобагажом и посылками в багажных и почтовых вагонах. Пробы указанных жидкостей должны перевозиться в специальной упаковке УП-2, которая заключается в следующем:
жидкость наливается в толстостенную стеклянную бутылку емкостью не более 1 л, которая укупоривается корковой пробкой. Пробка закрепляется прочным шпагатом и заливается сургучом или коллодием;
бутылка с пробой вставляется в разъемный (состоящий из двух частей) металлический футляр, выложенный внутри войлоком. Части футляра свинчиваются на прокладке (типа клингерита). На место соединения частей футляра для создания герметичности напаивается поясок из белой жести;
стеклянная бутылка с пробой в металлическом футляре укладывается горизонтально в прочный деревянный или фанерный ящик. При необходимости в ящик вкладывается также качественный паспорт на пробу.
Толщина досок для ящика должна быть не менее 15 мм, а фанеры не менее 5 мм.
В ящик может быть уложено не более двух бутылок с пробами. Свободное пространство в ящике заполняется сухими древесными опилками. Крышка ящика прибивается гвоздями на расстоянии не более 10 см один от другого. Упаковка должна быть перевязана прочной бечевой и запломбирована отправителем. При перевозке грузобагажом упаковка, кроме того, должна быть перевязана крестообразно прочной веревкой.
Примечание. Для почтовых посылок с пробами при перевозке их в багажном вагоне дополнительной увязки веревкой не требуется.
55. Всю ответственность за правильность внутренней упаковки и последствия, связанные с перевозкой проб в несоответствующей упаковке, несет отправитель.
56. На крышке упаковки и на одной из боковых ее сторон наклеивается ярлык формы N 7 (приложение 2) и, кроме того, должны быть нанесены четкие надписи: "Проба в упаковке УП-2", "Не бросать". На упаковках с антифризом и этиленгликолем вместо ярлыка формы N 7 наклеивается ярлык формы N 9.
57. Вес пробы с упаковкой при перевозке ручной кладью или грузобагажом не должен превышать 20 кг брутто.
Пассажиру разрешается перевозить ручной кладью только одно место с пробой.
58. Пассажир, перевозящий ручной кладью пробу указанных жидкостей, должен иметь командировочное удостоверение, в котором указывается цель командировки и полное наименование перевозимой пробы.
Перевозящий пробу обязан поставить об этом в известность начальника станции и механика-бригадира проводников и предъявить командировочное удостоверение.
Такому пассажиру должно быть предоставлено соответствующее место, обязательно в вагоне для некурящих.
59. Упаковки с пробами должны ставиться под нижними сиденьями. Ставить эту упаковку на верхние полки и на места для сидения пассажиров запрещается.
60. Пассажир, перевозящий пробу ручной кладью, несет ответственность за надежную укладку ее в вагоне, за сохранность клади и за убытки, возникшие при перевозке по его вине.
61. Прием к перевозке проб грузобагажом от одного отправителя разрешается одновременно не более пяти мест.
В заявке на перевозку должно быть указано наименование перевозимой жидкости и способ упаковки пробы: "В специальной упаковке УП-2".
В перевозочных документах в графе "Наименование груза" проставляется полное наименование перевозимой пробы, а в графе "Упаковка" указывается: "Упаковка УП-2".
62. Перевозка упаковок с пробами в багажном вагоне разрешается не более десяти мест.
Перевозка упаковок с пробами в одном вагоне с кислородом в баллонах запрещается.
Погрузка проб в вагон должна производиться так, чтобы можно было быстро извлечь их.
63. В случае возникновения пожара в багажном или пассажирском вагоне упаковки с пробами должны быть немедленно вынесены, а в крайнем случае выброшены из вагона.
При хранении на станциях упаковок с пробами, предназначенных к погрузке или выгруженных из вагона, необходимо соблюдать меры пожарной безопасности.
64. Перевозка проб в почтовых вагонах производится в соответствии с правилами, устанавливаемыми Министерством связи по согласованию с Министерством путей сообщения.
Кинопленка и кинофильмы
65. Кинопленку и кинофильмы (кинокартины) разрешается перевозить в грузовых поездах и грузобагажом в пассажирских поездах.
Кинофильмы (кинокартины) разрешается перевозить также ручной кладью во всех пассажирских поездах.
66. Кинопленка и кинофильмы при перевозке по железным дорогам должны быть упакованы следующим образом: каждый рулон кинопленки (кинофильма) помещается в коробку из белой жести с плотно закрывающейся крышкой. Жестяные коробки плотно укладываются в железный ящик с крышкой.
Ящики, сдаваемые к перевозке грузобагажом, должны иметь удобные и надежные ручки, а также запорное устройство, обеспечивающее плотное прилегание крышки.
Ящики должны быть опломбированы отправителем. Сверху и на одной из боковых стенок ящика отправитель обязан наклеить ярлык формы N 7 (приложение 2) или нанести яркой несмываемой краской надпись, предупреждающую об опасности груза.
При предъявлении к перевозке неогнеопасных (ацетатной или триацетатной) пленок и узкопленочных кинофильмов отправитель обязан указать об этом в соответствующих документах (в накладной или в заявлении на перевозку грузобагажом).
Кинофильмы и киноленты из негорючего материала разрешается перевозить грузобагажом и ручной кладью в пассажирских поездах на общих основаниях. На таре с негорючей пленкой должен быть наклеен ярлык синего цвета с надписью: "Кинолента. Неогнеопасно".
67. Старая, использованная (битая) кинопленка может перевозиться и без жестяных коробок, но обязательно в железной таре (ящиках, бочках) или в прочных деревянных ящиках, обитых снаружи железом.
Перевозка старой кинопленки в пассажирских поездах запрещается.
Перевозка кинопленки и кинофильмов в багажных вагонах совместно со сжатыми и сжиженными газами I группы запрещается.
68. Предельный вес брутто одного места с кинопленкой и кинофильмом - 50 кг. Предельный вес отправки при перевозке грузобагажом - 500 кг.
Пассажиру, перевозящему кинофильмы ручной кладью, разрешается иметь при себе не более двух мест с кинофильмами общим весом не более 36 кг брутто.
69. Для перевозки кинофильмов ручной кладью отправителем назначается лицо, хорошо знакомое со свойствами кинопленки и правилами ее перевозки.
Пассажир, везущий кинофильмы ручной кладью, обязан явиться к начальнику станции (начальнику вокзала) или его дежурному помощнику (дежурному по вокзалу) за 2 ч до отхода поезда (на пригородных линиях за 1 ч) и предъявить командировочное удостоверение с указанием в нем цели командировки, станции отправления и назначения, а также веса перевозимых фильмов.
При перевозке неогнеопасных фильмов и пленки ручной кладью пассажир обязан предъявить станции и механику-бригадиру проводников поезда удостоверение, подтверждающее неогнеопасность его ручной клади.
70. Начальник станции (начальник вокзала) или его дежурный помощник (дежурный по вокзалу) обязан проверить наружную упаковку клади, поставить на командировочном удостоверении штемпель станции и обеспечить посадку пассажира в последний вагон для некурящих в хвосте поезда.
О посадке в поезд такого пассажира должны быть поставлены в известность механик-бригадир проводников и проводник вагона.
В поезде разрешается проезд только одного пассажира, перевозящего кинофильмы ручной кладью.
71. Организация, отправляющая кинофильмы, и работник, перевозящий кинофильмы ручной кладью, несут ответственность за правильную упаковку клади, за надежную укладку ее в вагоне и обеспечение мер пожарной безопасности при перевозке.
72. В случае возникновения пожара в багажном или пассажирском вагоне ящики с кинопленками и кинофильмами должны быть немедленно вынесены, а в крайнем случае выброшены из вагона.
Едкие вещества
73. К категории едких веществ относятся грузы, перевозка которых связана с опасностью ожога и других поражений кожи, поражения слизистых оболочек глаз и носа, а также с порчей подвижного состава при неосторожном обращении с грузом, повреждении тары или другом аварийном случае.
Пары, газы и пыль едких веществ обладают ядовитыми свойствами и при попадании в дыхательные пути могут вызвать отравление.
74. На каждом месте с едким веществом отправитель должен наклеить ярлык с надписью: "Берегись ожога" (приложение 2, форма N 10).
В накладной грузоотправитель обязан проставить штемпеля: "Опасно", "Едкое вещество", а при перевозке кислот - "Опасно", "Кислота".
75. При перевозке азотной кислоты в бутылях стружка для упаковки бутылей должна быть пропитана огнестойким и кислотостойким составом. Бутыли должны быть наполнены не более 95% объема и тщательно укупорены.
76. Кислоты и другие едкие жидкости в расфасовке до 1 кг перевозятся как неопасный груз при условии соответствующей упаковки, предохраняющей тару от боя и выпадания пробок.
Перевозка едких жидкостей в мелкой расфасовке производится в соответствии с § 18 настоящих Правил.
77. Разрешается совместная перевозка в одном вагоне небольших количеств кислот и легковоспламеняющихся жидкостей, входящих в комплекты медицинского, ветеринарного и лабораторного имущества, на условиях, указанных в § 53.
78. Разрешается перевозка проб меланжа ручной кладью в отдельном купе пассажирского вагона с соблюдением условий, установленных § 54, 57 - 60 и 63 настоящих Правил.
79. Пек каменноугольный и антрацен мелкими отправками перевозятся в деревянной таре - бочках или ящиках.
Перевозка пека повагонными отправками допускается без тары только на открытом подвижном составе. Электродный пек должен перевозиться в крытых вагонах или в бункерных полувагонах.
Перевозка антрацена повагонными отправками без тары в крытых вагонах разрешается только при условии предохранения вагона от загрязнения.
Погрузка, выгрузка и хранение пека и антрацена без тары на местах общего пользования запрещаются.
Ядовитые вещества
80. К категории ядовитых веществ относятся грузы, которые при неосторожном обращении с ними могут послужить причиной заболевания и отравления людей и животных.
81. В накладной грузоотправитель должен поставить штемпеля о характере опасности груза с надписью "Опасно", "Ядовито".
На таре с грузами этой категории отправитель обязан наклеить:
для легколетучих ядовитых жидкостей, действующих отравляюще через дыхательные пути, - ярлык с надписью: "Берегись отравления" (приложение 2, форма N 8);
для остальных ядовитых жидких и твердых веществ, вызывающих отравление при приеме их внутрь, - ярлык с надписью: "Яд" и с изображением черепа (приложение 2, форма N 9).
Легковоспламеняющиеся ядовитые грузы в случаях, предусмотренных приложением 1, должны иметь также ярлык с надписью: "Беречь от огня" (приложение 2, форма N 7).
82. Не разрешается перевозка ядовитых веществ в одном вагоне с продовольственными и хлебно-фуражными грузами, парфюмерно-косметическими и фармацевтическими товарами, с лекарственными растениями (шиповник и др.), одеждой, предметами бытового обихода, посудой и др.
83. Одорант и ядохимикаты для сельского хозяйства (алдрин, бутифос, гексахлоран, ДДТ, карбофос, метилмеркаптофос и др., отмеченные в приложении 1 знаком*), а также порожнюю тару из-под этих грузов разрешается перевозить только в специально выделенных вагонах, арендованных грузоотправителем, приписанных к станциям погрузки и имеющих на дверях следующие предупредительные надписи:
на вагонах для одоранта - "Одорант", "Другими грузами не загружать";
на вагонах для ядохимикатов - "Арендованный", "Яд" и рисунок черепа с костями.
Кроме того, на таких вагонах наносятся трафареты о станции и дороге приписки.
Перед направлением таких вагонов в ремонт предприятия-арендаторы обязаны обезвредить (дегазировать) эти вагоны и выдать об этом справку начальнику станции.
84. Мышьяковистый ангидрид (мышьяк белый) разрешается перевозить только повагонными отправками в специально выделенных крытых вагонах, находящихся в арендном пользовании грузоотправителя.
На таких вагонах должны быть следующие обозначения и надписи:
а) в центре дверей белой краской наносится сплошной круг диаметром 60 см. На фоне круга черной краской - рисунок черепа с перекрещивающимися костями. В нижней части под рисунком - слово: "Яд";
б) ниже круга во всю ширину двери наносится белой краской полоса шириной 250 мм, по ней черной краской надпись "Загружать только на станции приписки";
в) левее двери - надпись: "Арендованный", "Срочный возврат на ст. _____________ ж. д."; правее двери - надпись: "С горки не спускать".
Мышьяк белый должен следовать в сопровождении проводников грузоотправителя.
85. При повагонных отправках ядовитых грузов (кроме прибывших из-за границы) отправитель обязан в каждый вагон поместить не менее трех мест запасной порожней тары на случай повреждения отдельных мест.
86. В целях предупреждения отравления людей, животных и заражения грузов, получатель обязан после выгрузки ядовитых веществ своими средствами тщательно очистить вагон от остатков перевозившихся грузов, а при необходимости - промыть и обезвредить его.
Обезвреживание (дегазация) вагонов после выгрузки ядовитых веществ должен проверять в порядке контроля санитарный инспектор в присутствии начальника станции или его заместителя и представителя грузополучателя, ответственного за обработку и обезвреживание вагона.
После обезвреживания ответственный за обработку вагона обязан выдать станции специальную справку об обезвреживании вагона и о возможности перевозки в нем людей, животных, фуража, продовольственных и других грузов. Справка хранится в делах станции. Без справки об обезвреживании вагон станцией не принимается.
Вагоны с ядохимикатами, прибывшие в адрес сельскохозяйственных организаций, в пунктах выгрузки не обезвреживаются. Грузополучатель после выгрузки таких грузов обязан удалить из вагона остаток груза, запломбировать вагон и направить его при полных перевозочных документах на станцию приписки в адрес арендатора.
Этиловая жидкость
87. Этиловая жидкость - сильный яд, окрашена в красный, синий или оранжевый цвет.
Этиловая жидкость особенно опасна тем, что отравляющее действие ее проявляется не сразу, иногда даже спустя продолжительное время и на первой стадии отравления незаметно для пострадавшего.
88. Перевозка по железным дорогам этиловой жидкости и возвращаемой порожней тары из-под этого груза разрешается исключительно в специально выделенных крытых вагонах, оборудованных в соответствии с Правилами Госсанинспекции СССР и приписанных к станциям постоянной погрузки этиловой жидкости.
Предприятиям-отправителям этиловой жидкости такие вагоны передаются в арендное пользование.
Этиловая жидкость перевозится также в специальных цистернах отправителя с соблюдением условий, предусмотренных Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах.
89. Вагоны для перевозки этиловой жидкости должны быть окрашены в серый цвет. Кроме того, с обеих сторон вагона масляной краской наносятся:
а) в центре двери белой краской - сплошной круг диаметром 60 см, на фоне этого круга черной краской - рисунок черепа с перекрещивающимися костями (высота рисунка 40 см), внизу круга под черепом - надпись: "Яд" (высота букв 15 см);
б) под белым кругом - надпись во всю ширину двери: "Вагон загружать только этиловой жидкостью" (высота букв 5 см);
в) левее двери - надпись:
"Срочный возврат на ст. _____________________________________ ж. д."
(указываются станция и дорога приписки)
г) правее двери (между угловой и люковой стойками) - надпись: "С горки не спускать" (высота букв 10 см).
90. Использование этих вагонов для перевозки других грузов, кроме этиловой жидкости и порожней тары из-под этиловой жидкости запрещается.
91. Этиловая жидкость перевозится исключительно повагонными отправками в стандартных, герметически закупоренных и запломбированных металлических бочках емкостью 250 л с погрузкой на складе отправителя и выгрузкой на складе получателя.
Перевозка этиловой жидкости мелкими отправками или в нестандартной таре запрещается.
92. В случае предъявления к перевозке этиловой жидкости на станциях, где специальных вагонов нет, дорога погрузки обязана запросить согласие Министерства путей сообщения на подсылку таких вагонов. До поступления таких вагонов груз к перевозке не принимается.
93. Этиловая жидкость перевозится в крытых вагонах в сопровождении проводников отправителя.
Сопровождающий этиловую жидкость, кроме обязанностей, предусмотренных Правилами перевозок грузов в сопровождении проводников грузоотправителей или грузополучателей (раздел 21), должен знать служебную инструкцию по сопровождению груза, настоящие Правила, а также Санитарные правила по хранению, перевозке и применению этиловой жидкости, утвержденные Министерством здравоохранения СССР.
Отправитель обязан проинструктировать проводника о мерах безопасности при перевозке груза и снабдить его необходимой спецодеждой и средствами дегазации.
94. Перед погрузкой отправитель обязан очистить вагон от мусора и посторонних предметов и тщательно осмотреть каждое место. Бочки с нарушенной герметичностью, деформированные, а также с признаками течи грузить не разрешается.
Бочки с этиловой жидкостью должны быть погружены только в один ряд в горизонтальном положении и обязательно пробками вверх. По окончании погрузки бочки тщательно закрепляются отправителем таким образом, чтобы они не могли перекатываться, ударяться одна о другую или о стенки вагона.
Все работы по погрузке и выгрузке этиловой жидкости и дегазации вагонов производятся средствами отправителя и получателя.
95. По окончании погрузки вагона руководитель погрузки должен удостовериться в правильности произведенной погрузки, надежности крепления груза, после чего вагон должен быть немедленно запломбирован пломбами отправителя.
96. Вагоны с этиловой жидкостью запрещается спускать с горки.
В верхней части накладной грузоотправитель должен проставить штемпель: "Опасно", "Яд".
Станция отправления обязана проставить такой штемпель в вагонном листе и штемпеля: "Не спускать с горки", "Прикрытие 3/1-1*-1-1" в накладной и вагонном листе.
97. В случае появления течи груза в пути проводник, сопровождающий груз, должен немедленно ликвидировать течь и дегазировать места, облитые этиловой жидкостью.
Для этого вагон вскрывается, бочки, дающие течь, устанавливаются поврежденным местом вверх и тщательно закрепляются.
Залитые места на полу вагона, а также зараженный этиловой жидкостью участок земли должны быть дегазированы.
После ликвидации неисправности вагон должен быть запломбирован. О вскрытии вагона, выявленных дефектах и принятых мерах составляется акт общей формы, копия которого прилагается к перевозочным документам.
98. После окончания выгрузки этиловой жидкости получатель обязан дегазировать пол и стены вагона. Обнаруженные в вагоне посторонние предметы должны быть удалены из вагона и дегазированы или сожжены.
После дегазации вагон должен быть получателем запломбирован и при полных перевозочных документах направлен на станцию приписки.
В накладной получатель обязан сделать отметку о произведенной дегазации вагона.
99. Порожние бочки из-под этиловой жидкости должны предъявляться к перевозке с плотно завинченными пробками после обеззараживания (двукратного промывания керосином или бензином).
В накладной в графе "Наименование груза" грузоотправитель обязан указать: "Бочки стальные порожние из-под этиловой жидкости".
Одновременно с накладной отправитель обязан предъявить начальнику станции справку о произведенном обеззараживании бочек. Справка хранится в делах станции.
Порожние бочки из-под этиловой жидкости разрешается перевозить только в вагонах для этиловой жидкости. Перевозка этой тары в других вагонах запрещается.
100. Все случаи нарушения правил перевозок этиловой жидкости, особенно случаи загрузки вагонов для этиловой жидкости пищевыми продуктами и другими грузами, должны тщательно расследоваться и виновные привлекаться к строгой ответственности.
Метанол химически чистый
101. Метанол представляет собой легковоспламеняющуюся и чрезвычайно ядовитую жидкость.
По цвету, запаху и вкусу метанол напоминает винный спирт, но прием его внутрь как технического, так и химически чистого даже в небольшом количестве вызывает отравление с тяжелыми последствиями - потерей зрения до полной слепоты и часто со смертельным исходом.
Технический метанол перевозится по железным дорогам наливом в цистернах в соответствии с Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах (раздел 41).
Метанол химически чистый (ГОСТ 6995-54) может перевозиться только в стеклянной таре в соответствующей упаковке.
102. Перевозка химически чистого метанола в таре разрешается только в специально приспособленных вагонах, приписанных к станциям постоянной погрузки.
103. Вагоны для перевозки метанола должны быть окрашены заводом-отправителем масляной краской в желтый цвет и с обеих сторон вагона масляной краской черного цвета по трафарету должно быть нанесено:
а) в центре двери - рисунок черепа с перекрещивающимися костями (высота рисунка 40 см), над рисунком надпись: "Метанол", под рисунком "Яд", "Огнеопасно". Высота букв надписей 154 мм;
б) левее двери - надпись:
"Срочный возврат на ст._____________________________________ ж. д.",
(указываются станция и дорога приписки)
правее двери - надпись: "Не спускать с горки". Высота букв надписей 70
мм.
104. Вагоны оборудуются отправителем постоянным настилом для перевозки груза в два яруса.
Для предотвращения течи груза из вагона при случайном повреждении тары на пол вагона до погрузки должен быть насыпан сухой песок слоем не менее 100 мм.
Для того чтобы песок не высыпался наружу, внутри кузова по всему периметру, в том числе и в междверном пространстве, плотно к полу вагона прибивается планка высотой 15 см.
105. Метанол химически чистый может перевозиться только повагонными отправками с погрузкой на складе отправителя и выгрузкой на складе получателя.
Перевозка этого груза мелкими отправками не допускается.
При погрузке отправитель обязан тщательно закрепить груз в вагоне, чтобы предохранить бутыли от повреждения.
106. В верхней части накладной отправитель обязан проставить красочный штемпель: "Опасно", "Яд", "Легко воспламеняется", а в графе "Наименование груза" указать квалификацию (качество) метанола: "Химически чистый" (ХЧ), "Чистый для анализа" (ЧДА) или "Чистый" (Ч).
107. Станция отправления обязана проставить штемпель об опасности груза в вагонном листе и штемпеля: "Не спускать с горки" и "Прикрытие 3/0-1-1-1" в накладной и вагонном листе, а в натурном листе против номера вагона с метанолом сделать отметку: "Метанол".
108. Метанол в таре перевозится при обязательном сопровождении груза военизированной охраной Министерства путей сообщения.
109. После выгрузки метанола вагон должен быть запломбирован получателем и по полным перевозочным документам отправлен на станцию приписки.
110. В вагонах для перевозки метанола получатель после выгрузки этого груза может отгружать на станцию приписки в адрес поставщика метанола порожнюю тару. Использовать эти вагоны для перевозки других грузов запрещается.
111. В остальном при перевозке метанола в крытых вагонах должны соблюдаться условия, установленные настоящим разделом Правил.
Сильнодействующие ядовитые вещества (ЯВ) и
взрывчатые вещества (ВВ)
112. Из числа опасных грузов грузы этих категорий являются наиболее опасными и потому при перевозке, погрузке и выгрузке их требуется соблюдение особых мер предосторожности.
Перевозка грузов этой категории производится в порядке, установленном специальными правилами перевозок боеприпасов, ВВ и ЯВ. Мышьяковистый ангидрид перевозится согласно § 84 настоящих Правил.
Перевозка опасных грузов в универсальных контейнерах МПС
113. В универсальных контейнерах МПС разрешается перевозить только те опасные грузы, которые в приложении 1 отмечены знаком **, а также все грузы, перечисленные в этом приложении, предъявляемые к перевозке в расфасовке и упаковке, соответствующих требованиям § 18 настоящих Правил.
Дробление грузоотправителем повагонных отправок опасных грузов на мелкие партии для перевозки их в контейнерах запрещается.
114. Под погрузку опасных грузов должны подаваться только металлические исправные контейнеры после предварительного осмотра их осмотрщиком вагонов. О пригодности контейнера для перевозки опасного груза осмотрщик вагонов на контейнерной площадке в наряде формы КЭУ-5 или КЭУ-16 делает отметку: "Контейнер под погрузку опасного груза годен".
115. Целлулоидные игрушки разрешается перевозить в контейнерах в цеховой упаковке. Остальные опасные грузы, разрешенные к перевозке в контейнерах, должны быть упакованы, как при перевозке в крытых вагонах.
Перевозка в контейнерах опасных грузов в стеклянной таре емкостью более 1 л запрещается.
116. Груз в контейнерах должен быть уложен и закреплен так, чтобы исключалась возможность перемещения его внутри контейнера как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Крепление, при котором нарушается внутренняя обшивка контейнера, не допускается.
117. При погрузке опасных грузов в контейнеры отправитель обязан на задней и одной из боковых стенок контейнера (с наружной стороны) наклеить соответствующие ярлыки об опасности груза, предусмотренные приложением 1, по форме согласно приложению 2.
Совместная перевозка в одном контейнере опасных грузов, а также легкогорючих и неопасных грузов допускается в соответствии с таблицами совместных перевозок таких грузов (приложения 3 и 4).
Перевозка химических реактивов и препаратов мелкими отправками
118. Настоящие условия перевозок распространяются на химические реактивы и препараты, кроме относящихся к взрывчатым и сильнодействующим ядовитым веществам.
Химические реактивы и препараты могут перевозиться:
а) мелкими отправками;
б) грузобагажом в багажных вагонах пассажирских поездов;
в) почтовыми посылками в почтовых вагонах.
119. Все химические реактивы и препараты делятся на опасные и неопасные.
Неопасные химические реактивы и препараты перевозятся мелкими отправками грузобагажом без ограничений на общих основаниях, за исключением жидкостей, перевозка которых грузобагажом по железным дорогам не допускается.
Перевозка опасных химических реактивов и препаратов может производиться лишь при соблюдении настоящих особых условий.
Перевозка опасных химических реактивов и препаратов грузобагажом в пассажирских поездах запрещается.
120. Опасные химические реактивы и препараты по условиям перевозки подразделяются на четыре группы:
I группа - легковоспламеняющиеся жидкости;
II группа - наиболее агрессивные едкие жидкости (кислоты минеральные, бром и т.п.);
III группа - прочие жидкие опасные реактивы (едкие, ядовитые и др.);
IV группа - сухие (твердые, порошкообразные) опасные реактивы.
Опасные реактивы и препараты относятся к соответствующей группе по указанию Отдела технического контроля (ОТК) предприятия (базы, склада) - грузоотправителя в соответствии с Инструкцией "Союзглавреактива".
121. Химические реактивы и препараты должны быть упакованы в соответствии с ГОСТ 3885-59 или техническими условиями.
Запрещается упаковка в одном ящике реактивов и препаратов (в том числе и неопасных), взаимодействие которых в случае нарушения герметичности внутренней упаковки может послужить причиной каких-либо опасных последствий.
Ответственность за содержание отправок, за совместимость реактивов как в отдельных местах, так и в целом по всей отправке, а также за правильность упаковки их возлагается на ОТК предприятия (базы, склада) грузоотправителя, а при отсутствии ОТК - лично на руководителя предприятия (склада, базы).
122. В документах на перевозку опасных реактивов и препаратов мелкими отправками и грузобагажом ОТК предприятия (базы, склада) - грузоотправителя обязан указать: "Упаковано в соответствии с правилами перевозок химреактивов".
123. Отправитель несет полную ответственность за последствия в случае каких-либо происшествий (пожар, отравление людей и др.), возникших при перевозке химреактивов и препаратов в результате нарушения им настоящих условий перевозок.
124. Опасные химические реактивы и препараты в мелкой расфасовке весом не более 1000 г, но объемом не более 1 л разрешается перевозить мелкими отправками, в том числе и в контейнерах, на общих основаниях, как неопасный груз.
Эти вещества упаковываются в прочные дощатые ящики.
Предельный вес брутто одного места с такими грузами - 50 кг.
125. На каждом месте с такими грузами отправитель обязан указать: "Верх", "Осторожно - химреактивы - стекло", и наклеить ярлык, соответствующий характеру опасности груза.
Кроме того, отправителем должна быть сделана надпись на таре: "В мелкой расфасовке", что указывает на возможность перевозки этого груза на общих основаниях.
126. В накладной отправитель обязан указать: "Химические реактивы в мелкой расфасовке". Штемпель об опасности груза в этом случае в перевозочных документах не проставляется.
127. Сухие неопасные реактивы разрешается перевозить в багажных вагонах пассажирских поездов. Такие отправки должны быть упакованы в прочные дощатые ящики, окантованные по торцам металлической лентой. На ящике должна быть четкая надпись: "Осторожно - химреактивы - стекло". Вес брутто одного места при такой перевозке должен быть не менее 10 и не более 35 кг.
В заявке на перевозку грузобагажа отправитель обязан указать, что к перевозке предъявляется "Реактив сухой неопасный".
Перевозка жидких и опасных химических реактивов и препаратов грузобагажом в пассажирских поездах запрещается.
128. Перевозка химических реактивов и препаратов почтовыми посылками производится в порядке, установленном Министерством связи СССР.
Радиоактивные вещества
I. Общие положения
129. Настоящие правила составлены на основании "Правил перевозок радиоактивных веществ", утвержденных Госсанинспекцией СССР 26/XII 1960 г. за N 349-60. Правила устанавливают порядок перевозки по железным дорогам радиоактивных веществ. При соблюдении этих правил радиоактивные вещества не оказывают отрицательного влияния на другие грузы.
130. При погрузке, выгрузке, перевозке и хранении радиоактивных веществ в случаях несоблюдения установленных требований возможно:
а) внешнее облучение обслуживающего персонала бета-, гамма- и нейтронным излучением;
б) загрязнение радиоактивными веществами людей, грузов, помещений и транспортных средств;
г) засвечивание фоточувствительных материалов.
131. В зависимости от физической характеристики излучения перевозимые радиоактивные вещества условно разделяются на три группы:
1-я группа - вещества, излучающие наряду с альфа- и бета- частицами также и гамма-лучи;
2-я группа - источники нейтронов или нейтронов в сочетании с излучением гамма-лучей;
3-я группа - радиоактивные вещества, излучающие лишь альфа- и бета-частицы.
В зависимости от мощности физической дозы гамма-излучения и (или) потока нейтронов упаковки с радиоактивными веществами разделяются на четыре транспортные категории:
-------------------------------------------------------------------------
| Максимально допустимые мощности доз гамма-излучения
| в миллирентгенах в час (мр/ч) или потока быстрых
| нейтронов в секунду (б. нейтр./кв. см сек.)
Транспортная|------------------------------------------------------------
категория | На поверхности упаковок | На расстоянии 1 м от
| | поверхности упаковок
|------------------------------+-----------------------------
| мр/ч | б. нейтр./кв. см сек | мр/ч| б. нейтр./кв. см сек
------------+-------+----------------------+-----------------------------
I | 0,4 | 2,0 | Не учитывается
II | 10,0 | 40,0 | 0,4 | 2,0
III |200,0 | 800,0 | 10,0 | 40,0
IV | Не нормируется | 50,0 | 200,0
-------------------------------------------------------------------------
132. Количество упаковок I и II транспортных категорий, перевозимых в одном вагоне, кроме багажного (§ 151), или хранимых на складе, не ограничивается.
133. Независимо от группы радиоактивные вещества, предназначенные к перевозке, должны быть заключены в специальные отправительские контейнеры, гарантирующие максимально допустимую мощность дозы гаммы-излучения на поверхности упаковки или на расстоянии 1 м от нее (§ 131).
Отправительские контейнеры для перевозки радиоактивных веществ должны соответствовать техническим условиям, согласованным с Государственным комитетом Совета Министров СССР по использованию атомной энергии и Главным санитарным врачом СССР. Предъявление к перевозке радиоактивных веществ в контейнерах, не отвечающих установленным требованиям, запрещается.
Для защиты обслуживающего персонала, помещений и транспортных средств от возможного загрязнения радиоактивными веществами отправительские контейнеры должны помещаться в дополнительную наружную упаковку в виде металлических или деревянных ящиков, пластикатовых или картонных футляров, имеющих достаточную механическую прочность.
Наружная поверхность дополнительной упаковки не должна иметь радиоактивных загрязнений. Перевозка радиоактивных веществ без дополнительной наружной упаковки не допускается.
Упаковки и контейнеры весом более 5 кг должны иметь рукоятки, скобы или другие приспособления, облегчающие переноску, погрузку и выгрузку. Упаковки весом выше 25 кг должны быть снабжены приспособлениями для подъема и перемещения с помощью подъемно-транспортных средств.
134. В целях безопасности для обслуживающего персонала все работы по погрузке, выгрузке и перемещению упаковок с радиоактивными веществами I, II и III транспортных категорий должны производиться в возможно короткий срок с применением подъемно-транспортных средств.
Погрузка и выгрузка упаковок IV транспортной категории производятся только персоналом отправителя и получателя.
135. Радиоактивные вещества в упаковке I, II и III транспортных категорий разрешается перевозить в грузовых поездах и хранить в грузовых складах, не отделяя их от других грузов, за исключением непроявленных кино-, фото- и рентгенопленок, которые при сортировке и хранении должны находиться от упаковок II транспортной категории на расстоянии не менее 3 м, а от упаковок III транспортной категории - на расстоянии не менее 10 м. Совместная перевозка в одном вагоне упаковок I, II и III транспортных категорий с непроявленными кино-, фото- и рентгенопленками запрещается.
Упаковки I и II транспортных категорий, кроме того, следует располагать в местах, удаленных от постоянного пребывания людей не менее чем на 3 м, а упаковки III транспортной категории - не менее 10 м. Перевозить в одном вагоне с другими грузами и хранить на складах станции упаковки IV транспортной категории запрещается.
На станциях, постоянно выполняющих операции по приему и выдаче упаковок с радиоактивными веществами для хранения указанных грузов, должны быть выделены в общих складах специальные места площадью не менее 10 кв. м. На станциях с разовым приемом и выдачей упаковок с радиоактивными веществами разрешается временно хранить в общих складах (без выделения специальных мест) неограниченное количество упаковок I и II транспортных категорий и не более четырех упаковок III транспортной категории с соблюдением других условий, указанных в настоящем параграфе.
136. Все предназначенные к отправке упаковки с радиоактивными веществами отправитель обязан подвергнуть дозиметрическому контролю для определения транспортной категории упаковки и отсутствия загрязненности ее наружной поверхности.
Органы железнодорожного транспорта вправе произвести контрольную дозиметрическую проверку в присутствии грузоотправителя. При обнаружении несоответствия (более высокой) транспортной категории упаковки против указанной на этикетке такой груз к перевозке не принимается и возвращается отправителю с составлением акта, который направляется местному органу санитарного надзора.
137. Каждая упаковка, предъявляемая к перевозке, должна быть отправителем опломбирована и замаркирована в установленном порядке. Кроме того, на каждой упаковке должны быть нанесены надписи "Осторожно", "Не кантовать" и наклеена с двух сторон особая этикетка с предупредительными надписями и знаками (приложение 6). Этикетки на упаковках с радиоактивными веществами должны быть четкими и хорошо видимыми. Категория упаковки указывается на этикетке красными вертикальными полосами (I, II, III, IV).
138. В накладной (заявке) отправитель обязан сделать следующую надпись "Правила перевозок радиоактивных веществ N 349-60 и Правила перевозок по железным дорогам радиоактивных веществ отправителю известны и соблюдены". Отправитель несет ответственность за невыполнение относящихся к нему требований, предусмотренных указанными правилами.
В случае предъявления к перевозке "короткоживущих" или применяемых в медицине радиоактивных веществ отправитель должен также указать в накладной (заявке) допустимый срок транспортировки. Такие отправки принимаются к перевозке при условии, если срок транспортировки равен или больше сроков доставки грузов, установленных на железнодорожном транспорте.
В верхней части накладной на перевозку радиоактивных веществ грузоотправитель обязан проставить красочный штемпель "Радиоактивно". В вагонном листе такой штемпель проставляется станцией.
139. Вес радиоактивных веществ на местах общего и необщего пользования определяет отправитель.
Вагоны, загруженные этими веществами, во всех случаях пломбируются пломбами отправителя. В случае отсутствия на станции железной дороги складского помещения отправитель завозит груз непосредственно к моменту погрузки вагона в срок, устанавливаемый начальником станции.
140. Отправитель обязан в день сдачи груза к перевозке сообщить телеграфно получателю об отправке в его адрес радиоактивного вещества с указанием наименования груза, номера пассажирского поезда, железнодорожного вагона или железнодорожного контейнера и номера квитанции в приеме к перевозке, а также даты отгрузки.
По получении телеграфного уведомления отправителя грузополучатель обязан связаться с начальником станции и сообщить ему адрес, по которому должно быть направлено уведомление о прибытии груза, а также порядок посылки этого уведомления (по телефону, почтой и др.).
141. По прибытии радиоактивных веществ начальник станции должен немедленно известить об этом грузополучателя, который обязан вывезти груз с территории станции не позднее 12 ч с момента его поступления.
При следовании радиоактивных веществ пассажирским поездом грузополучатель обязан выслать своего представителя к моменту прибытия поезда для получения отправки.
Упаковки или контейнеры с радиоактивными веществами при исправности пломб выдаются грузополучателю без проверки веса и содержимого. Получатель не имеет права отказаться от получения прибывших в его адрес отправок с радиоактивными веществами. Получатель может произвести контрольную проверку радиоактивной загрязненности упаковок и соответствие их транспортным категориям.
При нарушении или отсутствии пломбы, повреждении наружной упаковки или контейнера об этом составляется акт общей формы без вскрытия упаковки или контейнера и проверки их содержимого. Проверка в таких случаях производится только у получателя. Результаты проверки оформляются актом.
В случае если грузополучатель своевременно не вывезет прибывшие радиоактивные вещества, начальник станции должен обратиться в органы милиции Министерства внутренних дел СССР для принятия мер по обеспечению получателем срочного вывоза груза со станции.
Если грузополучателя не окажется в районе пункта назначения, радиоактивные вещества выдаются другому получателю или направляются новому адресату или возвращаются обратно по указанию отправителя со взысканием с него платы за дополнительную перевозку.
142. Порожние отправительские контейнеры из-под радиоактивных веществ, очищенные изнутри и не содержащие активных загрязнений на наружной упаковке, разрешается перевозить на общих основаниях без ограничения.
Внутренняя поверхность контейнера должна быть тщательно очищена и не содержать каких-либо посторонних активных материалов (вскрытой ампулы или пенала, ваты и др.). Очищенный контейнер должен быть закрыт крышкой или пробкой, опломбирован пломбой отправителя и помещен в чистую дополнительную упаковку.
Отправитель порожней тары обязан вместе с накладной (заявкой) представить удостоверение, свидетельствующее о чистоте тары, подписанное руководителем учреждения или лицом, им уполномоченным. Это удостоверение прилагается к перевозочным документам и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с накладной.
В накладной в графе "Наименование груза" или в заявке на перевозку грузобагажом грузоотправитель обязан указать: "Тара из-под радиоактивного вещества очищена и безопасна, что подтверждено удостоверением N ___________ от ____________ числа _________ месяца _____________ года".
II. Перевозка грузовыми поездами
А. В крытых вагонах
143. Радиоактивные вещества в упаковках I, II и III транспортных категорий разрешается перевозить как мелкими отправками совместно с другими грузами, так и в отдельных вагонах.
В сборном вагоне совместно с другими грузами разрешается перевозка упаковок I и II транспортных категорий без ограничения, а III категории - не более четырех упаковок. При совместной перевозке с другими грузами должно быть выполнено требование § 135 в отношении запрещения перевозок с непроявленными кино-, фото- и рентгенопленками. Контейнеры с радиоактивными веществами должны быть надежно закреплены для предотвращения опрокидывания.
Совместная перевозка и хранение радиоактивных веществ с разрядными грузами, легковоспламеняющимися, ядовитыми и другими опасными грузами запрещается.
Радиоактивные вещества, как правило, должны отгружаться в прямых сборных вагонах.
144. Радиоактивные вещества III транспортной категории более 10 упаковок, а также упаковки IV транспортной категории разрешается перевозить только в отдельных грузовых вагонах или в специальных вагонах отправителя (получателя).
Погрузка таких упаковок должна производиться только силами и средствами грузоотправителя, а выгрузка силами и средствами грузополучателя непосредственно из вагона на его транспорт.
При наличии на станции погрузочно-разгрузочных механизмов они должны быть предоставлены отправителю (получателю) для погрузки (выгрузки).
Хранение на складах станции упаковок IV транспортной категории запрещается.
145. При повагонных отправках радиоактивных веществ в упаковках I, II, III и IV транспортных категорий грузоотправитель обязан произвести погрузку их так, чтобы уровень излучения в любой точке на наружной поверхности кузова вагона не превышал 200 мр/ч, а на расстоянии 3 м от наружной поверхности - 10 мр/ч.
На внешней поверхности боковых стен вагона отправитель должен наклеить знак радиационной опасности (приложение 5). Такой вагон в поезде не должен находиться рядом с пассажирскими вагонами, с грузовыми вагонами с людьми или с сопровождающими грузы, с вагонами, имеющими тормозную площадку, а также с вагонами, загруженными разрядными, огнеопасными, ядовитыми и другими особо опасными грузами.
Б. В универсальных контейнерах МПС
146. Упаковки с радиоактивными веществами разрешается принимать к перевозке в универсальных контейнерах железных дорог только назначением на станции, открытые для производства контейнерных операций. Такая перевозка производится в порядке, установленном Правилами перевозок грузов в универсальных контейнерах МПС (раздел 25).
147. При перевозке радиоактивных веществ в универсальных контейнерах МПС грузоотправитель путем дозиметрического измерения дополнительно определяет мощность дозы излучения на наружной поверхности железнодорожного контейнера и на расстоянии 1 м от него, а также устанавливает транспортную категорию отправки в соответствии с таблицей к § 131 по максимальным данным этого замера.
Транспортная категория отправки указывается в перевозочных документах и на этикетке, прикрепляемой к универсальному контейнеру (приложение 6).
Мощность дозы излучений на внешней поверхности контейнера и на расстоянии 1 м от него не должна превышать величин, установленных в § 131 для упаковок III транспортной категории.
148. Универсальный железнодорожный контейнер, предоставляемый под перевозку радиоактивных веществ, должен быть до погрузки осмотрен работниками станции и грузоотправителя. Производить погрузку в контейнер, имеющий какие-либо неисправности, категорически запрещается.
Погрузка радиоактивных веществ в железнодорожный контейнер производится только у отправителя, а выгрузка - у получателя.
Вес груза в контейнере не должен превышать его грузоподъемности, при этом нагрузка на пол контейнера должна быть не более 1000 кг на 1 кв. м.
Перевозка в одном контейнере радиоактивных веществ совместно с другими грузами не допускается.
Для обеспечения устойчивости при перевозке упаковки с радиоактивными веществами должны быть отправителем надежно закреплены планками, прибиваемыми к полу контейнера.
Снаружи контейнера на торцовой и задней стенках на высоте 1 м от пола контейнера отправитель обязан наклеить знак радиационной опасности (приложение 5).
149. Погрузка контейнеров с радиоактивными веществами должна производиться, как правило, на платформы, следующие без сортировки в пути следования. Такие контейнеры устанавливаются обязательно в средней части платформы.
Перевозка контейнера с радиоактивными веществами на одной платформе с контейнерами, загруженными непроявленными кино-, фото- и рентгенопленками, не допускается, кроме контейнеров, приравненных к упаковкам I транспортной категории.
150. На контейнерных площадках в пунктах отправления, назначения и при сортировке контейнеры с радиоактивными веществами должны устанавливаться на расстоянии не менее 5 м от контейнеров, загруженных непроявленными кино-, фото- и рентгенопленками, кроме контейнеров, приравненных к упаковкам I транспортной категории.
III. Перевозка пассажирскими поездами
151. Срочные мелкие отправки упаковок с радиоактивными веществами I и II транспортных категорий могут приниматься к перевозке в багажных вагонах пассажирских поездов (грузобагажом) на общих основаниях как отправки первой очереди. Вес брутто одной отправки должен быть не более 165 кг. Допускается одновременная перевозка в поездном багажном вагоне не более пяти отправок с радиоактивными веществами. Перевозка упаковок с радиоактивными веществами III и IV транспортных категорий в поездных багажных вагонах пассажирских поездов не допускается.
152. К перевозке грузобагажом отправки с радиоактивными веществами принимаются назначением на станции, открытые для багажных операций, где поезд, с которым перевозится этот груз, имеет стоянку.
Отправки, имеющие отдельные места весом более 75 кг, принимаются лишь на те станции, где поезд согласно расписанию имеет стоянку не менее 5 мин.
153. Разрешенные к перевозке грузобагажом отправки с радиоактивными веществами должны быть доставлены отправителем на станцию в день отправления поезда за 2 ч до отхода.
Получатель обязан явиться к приходу поезда за получением прибывшей в его адрес отправки с радиоактивными веществами. При неявке получателя грузобагаж из багажного вагона выгружается в багажную кладовую. Одновременно начальник станции принимает меры в соответствии с § 141 настоящих Правил.
154. Упаковки с радиоактивными веществами III и IV транспортных категорий могут перевозиться пассажирской скоростью только в отдельных багажных или грузовых вагонах. Предоставление таких вагонов и прицепка их к пассажирскому поезду разрешается в каждом отдельном случае Министерством путей сообщения.
Вагоны с радиоактивными веществами в этом случае следуют за пломбами отправителя, который обязан также наклеить на двери с обеих сторон вагона знак радиационной опасности (приложение 5).
Уровень излучения на наружной поверхности таких вагонов должен быть не более 200 мр/ч, а на расстоянии 3 м от этих поверхностей - 10 мр/ч.
Погрузка и выгрузка таких упаковок производятся силами и средствами отправителя и получателя в местах, удаленных от пассажирских платформ. Станция предоставляет при наличии погрузочно-разгрузочные механизмы.
155. Упаковки с радиоактивными веществами I транспортной категории разрешается перевозить также ручной кладью в отдельном закрытом купе пассажирского вагона. Общий вес такой ручной клади не должен превышать 200 кг. Ответственность за сохранность ручной клади с радиоактивными веществами и за соблюдение условий их перевозки несет сопровождающий.
Пассажир, везущий радиоактивные вещества ручной кладью, обязан заблаговременно явиться к начальнику станции и предъявить ему командировочное удостоверение и документы, подтверждающие, что предъявителю поручена перевозка радиоактивных веществ. В документах должны быть указаны: станции отправления и назначения, транспортная категория упаковок, количество мест и их вес. Пассажир обязан оплатить перевозку такой ручной клади на общих основаниях.
Радиоактивные вещества пассажирской скоростью перевозятся также в почтовых вагонах почтовыми посылками по правилам, установленным Министерством связи СССР.
IV. Меры предосторожности при аварии или пожаре
156. В случае крушения, аварии, пожара или другого происшествия в вагоне и контейнере (или на складе), в котором перевозятся (или хранятся) упаковки с радиоактивными веществами, необходимо удалить людей от места нахождения таких упаковок на расстояние не менее 10 м, установить временные барьеры и предупредительные знаки с надписью: "Осторожно", "Радиоактивно" и немедленно известить об этом местные органы милиции Министерства охраны общественного порядка и санитарного надзора района, в котором произошла авария.
При наличии явных признаков нарушения герметичности упаковки необходимо засыпать место загрязнения опилками, песком, землей или другими впитывающими материалами. У места аварии устанавливается охрана до ликвидации последствий аварии. В этом случае о происшедшей аварии извещается также грузоотправитель, который обязан немедленно дать указания о мерах ликвидации аварии, а при необходимости выслать своего представителя, под руководством которого производятся работы по ее ликвидации.
Вагон или контейнер, в которых произошли нарушения упаковок, могут быть использованы под погрузку других грузов только после радиометрического контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила перевозок грузов. Раздел 42 "Правила перевозок опасных грузов (кроме грузов ВВ и ЯВ)" (утв. МПС СССР 15 сентября 1965 г. по согласованию с СНХ СССР и Госарбитражем СССР)
Текст правил официально опубликован не был
Приказом Минтранса России от 22 мая 2019 г. N 152 настоящий документ признан признан не подлежащим применению на территории РФ