1. К числу легкогорючих относятся следующие грузы:
Вата хлопковая Пенька
Ветошь (тряпье) Перо, пух и изделия из них
Волокно для текстильных изделий Планеры * (в неупакованном и в
Гранитоль упакованном виде)
Довольствие вещевое (в случаях от- Платье готовое
грузки под этим наименованием Плиты древесно-волокнистые изоляци-
обмундирования, текстильных из- онные
делий и других легкогорючих гру- Пни *
зов) Пряжа для текстильных изделий
Дрань плетеная и штукатурная всякая
Изделия из древесной коры (кули, Пыль эбонитовая
мочало, рогожа и др.) Сажа всякая
Изделия плетеные из стружки, соло- Самолеты, вертолеты и другие
мы, травы авиационные средства транспортиро-
Изделия ковровые вания *
Изделия текстильные (ткани всякие, Сера всякая (кроме комовой)
одежда, белье и т.п.) Сера комовая *
Каучук Сено прессованное *
Ковры Солома прессованная *
Концы хлопчатобумажные Стружка древесная прессованная *
Кора древесная * Сульфоуголь
Костра Табак листовой
Лен Торф *
Лоза * Торфоплиты *
Луб сухой и изделия из него * Трикотаж
Макулатура разная Уголь древесный
Мануфактура разная Хворост *
Мука древесная Хлопок
Обмундирование Целлюлоза
Обрезки бумажные Шелуха хлопковая
Опилки древесные * Щепа *
Очесы хлопчатобумажные Щиты строительные из соломы, лозы
Пакля льняная и пеньковая и камыша *
2. Легкогорючие грузы, как правило, перевозятся в крытых вагонах.
Грузы, отмеченные в перечне знаком *, разрешается перевозить также на открытом подвижном составе. В теплый период года с 1 апреля по 1 октября при погрузке таких грузов на открытый подвижной состав они должны быть укрыты отправителем брезентами, досками, дощатыми щитами или другими материалами, защищающими груз от попадания искр. Торф, торфоплиты и сера комовая перевозятся на открытом подвижном составе без укрытия. Планеры, самолеты и вертолеты должны перевозиться в упаковке или с укрытием независимо от времени года.
Следующие легкогорючие грузы разрешается перевозить также в универсальных контейнерах: вата хлопковая, волокно для текстильных изделий, гранитоль, довольствие вещевое (в случаях отгрузки под этим наименованием обмундирования, текстильных изделий и других легкогорючих грузов), изделия готовые из пера и пуха, изделия ковровые, изделия текстильные (ткани всякие, одежда, белье и т.п.), каучук, ковры, мануфактура разная, обмундирование, платье готовое, пряжа для текстильных изделий всякая, табак листовой, трикотаж, хлопок.
3. Крытые вагоны и контейнеры, предоставляемые для перевозки легкогорючих грузов, должны иметь исправный кузов без щелей и с исправной кровлей. Отверстия для труб в кровле при наличии временных печных разделок должны быть заделаны железом. Постоянные печные разделки должны иметь исправные, плотно закрывающиеся колпаки. При наличии в вагонах загрузочных люков они должны быть плотно закрыты.
Вагоны и контейнеры перед подачей под погрузку должны быть тщательно осмотрены. Обнаруженные при осмотре щели и неплотности в кузове вагона и контейнера должны быть устранены работниками вагонного участка дороги.
Заделка щелей и просветов в дверных проемах вагонов и контейнеров и люковых отверстиях вагонов производится грузоотправителем. При погрузке легкогорючих грузов средствами дороги заделка производится дорогой.
Подготовка вагонов под погрузку хлопка производится полностью дорогой средствами вагонных участков.
4. Пригодность вагона и контейнера в коммерческом отношении для перевозки легкогорючих грузов устанавливает грузоотправитель. Грузоотправитель обязан отказаться от погрузки легкогорючих грузов в вагон (контейнер) при наличии в нем неисправностей, которые могут повлечь за собой загорание груза при перевозке.
5. Заделка щелей и просветов в дверных проемах и люковых отверстиях вагонов (контейнеров) при погрузке легкогорючих грузов, за исключением перечисленных в § 10, производится толем, рубероидом, плотным картоном или другим подобным материалом. Для плотного прилегания к щели материал, используемый для заделки, прикрепляется деревянными планками на гвоздях. Заделка должна производиться с внутренней стороны вагона. Дверь, через которую производится погрузка, заделывается снаружи.
6. При перевозке грузов, не относящихся к числу легкогорючих, но упакованных с применением легкогорючего материала (ткань, рогожа) или защищенных от повреждения легкогорючими материалами (бумагой, рогожей, стружкой, соломой и др.), а также при перевозке мягкой мебели, осмотр вагонов (контейнеров) и подготовка их под погрузку должны производиться так же, как и для легкогорючих грузов.
7. Легкогорючие грузы, предъявляемые к перевозке в плотной таре (дощатой, фанерной, картонной), разрешается отгружать без заделки щелей и зазоров в дверных проемах и люковых отверстиях вагонов (контейнеров). Без заделки вагонов (контейнеров) разрешается отгружать также легкогорючие грузы, которые должны следовать по участкам железных дорог, где нет паровоза (поездных, маневровых, вывозных и др.), работающих на твердом топливе. Перечень таких участков устанавливает Министерство путей сообщения.
8. В верхней части накладной на перевозку легкогорючего груза или груза, не относящегося к числу легкогорючих, но упакованного или защищенного от повреждения легкогорючими материалами (§ 6 настоящих Правил), отправитель обязан проставить штемпель "Легкогорючий". В вагонном листе такой штемпель проставляет станция отправления. Кроме того, станция должна проставить в накладной также штемпель "Прикрытие 3/0-1-1-1".
9. Легкогорючие грузы разрешается перевозить совместно со всеми неопасными грузами, за исключением минеральных растительных и животных масел, жиров и других жидких грузов.
10. При перевозке ваты хлопковой, довольствия вещевого (легкогорючего), платья готового, ковров и ковровых изделий, льна, обмундирования, тканей, изделий текстильных, трикотажа и хлопка волокна, а также следующих ценных грузов (не относящихся к числу легкогорючих): каракуля (выделанного или крашеного), меха, изделий меховых и пушнины отбор и подготовка вагонов (контейнеров) должны производиться в порядке, предусмотренном §§ 11 - 28 настоящих Правил.
Порядок подготовки крытых вагонов
11. При предъявлении к перевозке или погрузке на сортировочных платформах грузов, указанных в § 10, дежурный по станции, старший приемосдатчик сортировочной платформы или диспетчер обязан дать заявку работнику вагонного участка на отбор вагонов под погрузку.
Заявка записывается в специальной книге предъявления вагонов к осмотру (форма ВУ-14), которая ведется отдельно для таких грузов.
В графе 5 книги после номеров вагонов должно быть указано, под погрузку какого груза вагоны предназначаются.
12. Работник вагонного участка (осмотрщик вагонов), получив заявку, обязан особенно тщательно проверить исправность стен, пола, крыши, люков, дверей и печной разделки вагона.
Плотность кузова проверяется изнутри вагона при закрытых дверях и люках. Осмотр вагонов в темное время суток должен производиться в хорошо освещенных местах.
При проверке плотности кузова вагона особое внимание должно быть обращено на места сопряжения опалубки крыши с деревянной обшивкой боковых стен, фрамуг с обшивкой торцовых стен, а у вагона с ручным тормозом - также на место сопряжения опалубки крыши с обшивкой торцовой стены, выходящей на тормозную площадку.
13. Обнаруженные при осмотре щели обводятся мелом, выявленные неисправности должны быть устранены работниками вагонного участка, после чего осмотрщик вагонов, убедившись в исправности вагона, делает отметку в графе 10 книги осмотра вагонов о годности его под погрузку данного груза.
При подаче вагонов под двойные операции на подъездные пути, где нет осмотрщиков вагонов, а также при погрузке указанных грузов на станциях, где нет работников вагонной службы, порядок осмотра и подготовки вагонов, а также порядок направления подготовленных вагонов в пункты погрузки устанавливаются начальником отделения дороги.
14. Поданный под погрузку вагон должен быть тщательно осмотрен в коммерческом отношении весовщиком железной дороги, если погрузка грузов производится средствами дороги, или грузоотправителем, если погрузка производится его средствами.
15. Заделка щелей (просветов) в дверных проемах и люковых отверстиях вагонов производится крафт-бумагой на жидком стекле или деревянными рейками с применением войлочных прокладок. Способ заделки указан в приложении.
16. Под погрузку каракуля должны подаваться вагоны, оборудованные тормозными площадками. Стены, двери и люковые отверстия вагонов должны быть обиты грузоотправителем асбестовым картоном или войлоком.
17. На подготовку вагонов под перевозку легкогорючих грузов начальник станции предоставляет грузоотправителю в зависимости от количества поданных вагонов дополнительное время, но не более 1,5 ч на всю одновременно поданную партию вагонов.
Грузоотправитель обязан иметь неснижаемый запас материалов для заделки щелей вагонов (полосы бумаги, жидкое стекло, сбитые рейки с войлочными прокладками, валики бумажные и т. д.).
18. После заделки щелей грузоотправитель (а при погрузке средствами дороги - приемосдатчик станции) должен вторично осмотреть вагон изнутри при закрытых дверях и люках.
19. По окончании погрузки двери вагона для более плотного прилегания к наружной раме проема укрепляются снаружи тремя деревянными клиньями, которые забиваются между нижней обвязкой двери и направляющими кронштейнами.
20. При перевозке легкогорючих грузов, указанных в § 10, мелкими отправками в сборных вагонах укладка их должна производиться с отделением от стен другими грузами (по возможности в жесткой таре). Размещение таких грузов в междверном пространстве не допускается. Если такая укладка груза невозможна, вагон должен быть подготовлен в порядке, установленном для легкогорючих грузов.
Порядок подготовки контейнеров
21. Перевозка легкогорючих и ценных грузов, перечисленных в § 10, должна производиться, как правило, в металлических контейнерах.
При отсутствии или недостатке на дороге металлических контейнеров перевозка таких грузов с разрешения начальника грузовой службы дороги может производиться и в деревянных контейнерах, за исключением шелковых и шерстяных тканей, каракуля, пушнины, меха и изделий из них.
22. Контейнер, подаваемый под перевозку грузов, перечисленных в 10, должен быть технически исправлен, не иметь щелей и неплотностей в крыше, стенках, полу, дверях и внутренней обшивке контейнера. Запорные устройства должны обеспечивать плотное прилегание дверей. Осмотр контейнеров производит осмотрщик контейнеров.
23. Перед подачей с контейнерных площадок станций на склад грузоотправителя под погрузку грузов порожние контейнеры предварительно подвергаются тщательному техническому осмотру снаружи и изнутри при плотно закрытых дверях и хорошем наружном освещении.
24. При передаче контейнеров на подъездной путь под погрузку легкогорючих или ценных грузов отметки о пригодности контейнеров делаются железной дорогой и грузоотправителем в специальной книге регистрации контейнеров, сдаваемых и принимаемых на подъездном пути.
25. Перед погрузкой легкогорючих или ценных грузов отправитель обязан тщательно осмотреть поданный контейнер как снаружи, так и изнутри (при закрытых дверях) и установить пригодность контейнера под перевозку данного груза в коммерческом отношении. Если грузоотправителем будет установлено, что контейнер не исправлен и не годится под перевозку таких грузов, он должен отказаться от погрузки груза в данный контейнер.
Обнаруженные при осмотре зазоры и неплотности в дверном проеме и между створками дверей грузоотправитель обязан устранить в порядке, предусмотренном в приложении.
На устранение неплотностей и подготовку контейнеров под перевозку ценных и легкогорючих грузов начальник станции предоставляет грузоотправителю дополнительное время до 30 мин на каждый контейнер.
26. При оформлении нарядов КЭУ-5 и КЭУ-16 грузоотправитель должен сделать отметку о пригодности данного контейнера под перевозку легкогорючих и ценных грузов в левой верхней части дубликата и копии дубликата наряда КЭУ-5 или наряда КЭУ-16.
27. После окончания погрузки грузоотправитель обязан плотно закрыть двери контейнера, проверить, вошли ли запорные стержни в гнезда, наложить закрутку и запломбировать контейнер.
28. Приемосдатчик контейнерной площадки при приеме от грузоотправителя или шофера-экспедитора груженого контейнера обязан тщательно осмотреть контейнер снаружи, проверить плотность закрытия дверей, правильность пломбирования и наложения закрутки, а также наличие в соответствующих экземплярах нарядов КЭУ-5 или КЭУ-16 отметки грузоотправителя о пригодности контейнера для перевозки данного груза.
При обнаружении технических или коммерческих неисправностей контейнера, а также при отсутствии в нарядах отметки грузоотправителя о пригодности контейнера для перевозки данного груза контейнер к перевозке не принимается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила перевозок грузов. Раздел 43 "Правила перевозок легкогорючих грузов" (утв. МПС СССР 27 апреля 1966 г. по согласованию с Госарбитражем СССР)
Текст правил официально опубликован не был