Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 346
"О Государственной программе обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы"
О приостановлении начиная с 1 сентября 1996 г. действия решений, приводящих к увеличению расходов (выпадению доходов) федерального бюджета, см. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1208
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 г. N 1108 "О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны", а также в целях совершенствования системы защиты государственной тайны постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы (далее именуется - программа).
Указом Президента РФ от 30 марта 1998 г. N 318 срок реализации упомянутой Государственной программы продлен на 1998 год
2. Определить государственным заказчиком программы Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации.
3. Правительству Российской Федерации:
утвердить в 2-месячный срок план разработки в 1996 году нормативных правовых актов по защите государственной тайны, предусмотренных программой;
определить источники финансирования в 1996 году мероприятий по разработке нормативных правовых актов по защите государственной тайны;
включить программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, и предусмотреть при разработке проекта федерального бюджета на 1997 год выделение в установленном порядке средств на реализацию программы.
Президент Российской Федерации |
Б.Ельцин |
Москва, Кремль
9 марта 1996 года
N 346
Государственная программа
обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы
(утв. Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 346)
Указом Президента РФ от 30 марта 1998 г. N 318 срок реализации настоящей Государственной программы продлен на 1998 год
Паспорт
Государственной программы обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы
Наименование программы Государственная программа обеспечения защиты
государственной тайны в Российской Федерации
на 1996 - 1997 годы
Наименование, дата и Указ Президента Российской Федерации от 8
номер решения о ноября 1995 г. N 1108 "О Межведомственной
разработке программы комиссии по защите государственной тайны"
Государственный заказчик Гостехкомиссия России
программы
Основные исполнители Минатом России
программы МИД России
Минобороны России
Минфин России
Минэкономики России
Госкомоборонпром России
Росархив
ФСБ России
СВР России
ФАПСИ
другие федеральные органы исполнительной
власти, руководители которых наделены
полномочиями по отнесению сведений к
государственной тайне
Основные разработчики Межведомственная рабочая группа, образован-
программы ная решением Гостехкомиссии России Эксперт-
ная группа научных сотрудников и специалис-
тов федеральных органов исполнительной власти
Указом Президента РФ от 30 марта 1998 г. N 318 срок реализации настоящей Государственной программы продлен на 1998 год
Сроки реализации 1996-1997 годы
программы
Цель и основные задачи программа имеет своей целью совершенствование
программы системы защиты государственной тайны на осно-
ве создания и внедрения в практику механизма
реализации Закона Российской Федерации
"О государственной тайне". Для достижения
этой цели предусматривается решение следующих
основных задач:
формирование нормативно-правовой базы системы
защиты государственной тайны;
совершенствование структуры, материально-тех-
нического и кадрового обеспечения системы за-
щиты государственной тайны;
проведение научных исследований и технических
разработок в интересах обеспечения мероприя-
тий по защите государственной тайны
Основные направления разработка проектов нормативных правовых ак-
реализации программы тов, определяющих механизм реализации положе-
ний Закона Российской Федерации "О государст-
венной тайне", с учетом новых политических и
экономических условий создание системы лицен-
зирования деятельности предприятий, учрежде-
ний и организаций, связанной с использованием
сведений, составляющих государственную тайну,
созданием средств защиты информации, а также
с осуществлением мероприятий и (или) оказани-
ем услуг по защите государственной тайны
Ожидаемые конечные совершенствование структуры системы защиты
результаты реализации государственной тайны совершенствование кад-
программы рового обеспечения органов защиты государст-
венной тайны проведение научных исследований
и технических разработок в области защиты
государственной тайны
создание и внедрение в практику механизма ре-
ализации Закона Российской Федерации "О госу-
дарственной тайне" в интересах обеспечения
эффективной защиты государственной тайны в
современных условиях при соблюдении баланса
интересов государства, общества и граждан
Объемы и источники 204,829 млрд. рублей,
финансирования программы 7,882 млн. долларов США из федерального
бюджета (расчет затрат на реализацию програм-
мы произведен в соответствии с рекомендациями
Минфина России по формированию показателей
федерального бюджета на 1996 год)
Система контроля за федеральные органы исполнительной власти
исполнением программы представляют в Гостехкомиссию России инфор-
мацию о ходе выполнения программы для обобще-
ния и доклада Межведомственной комиссии по
защите государственной тайны
Введение
Государственная программа обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы (далее именуется - программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 г. N 1108 "О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны".
Программа носит государственный характер, и для ее реализации требуется концентрация усилий федеральных органов исполнительной власти.
Финансовые средства на реализацию программы выделяются из федерального бюджета.
Обоснование необходимости принятия программы
Закон Российской Федерации "О государственной тайне", регламентирующий отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, реализуется крайне медленно. Такое положение ведет к увеличению возможности утечки сведений, составляющих государственную тайну. Неминуемым следствием этого является возрастание угрозы безопасности России.
Иностранные государства продолжают модернизировать свои разведывательные службы, совершенствуют техническую разведку, наращивают ее возможности. Многофункциональные космические, наземные, воздушные, морские системы и комплексы иностранных государств с глобальными разведывательными возможностями действуют против России непрерывно. При этом продолжается процесс создания и развертывания новых разведывательных систем, совершенствования средств и методов сбора информации и автоматизации ее обработки, подготовки квалифицированных специалистов - разведчиков и аналитиков.
Интерес к Российской Федерации как к объекту разведки усилился. При этом главное внимание разведывательные службы иностранных государств уделяют процессу становления России как самостоятельного государства в структуре мирового сообщества, ее внутренним и внешним политическим ориентирам, военной политике и путям ее реализации, происходящим экономическим преобразованиям, направленности научных исследований и технических экспериментов, оценке российского рынка. В сферу разведки все в большей мере вовлекаются вопросы технологий, финансов, торговли и ресурсов.
Значительно расширились и облегчились условия ведения разведки. Этому в значительной мере способствовали создание свободных экономических зон, увеличение количества объектов иностранных инспекций, свободное перемещение иностранных граждан практически по всей территории России. Доступ к сведениям в военной области, области экономики, науки и техники открывается в связи с развитием интеграционных процессов и конверсии, широким внедрением незащищенной компьютерной техники импортного производства во все сферы деятельности государства.
Реальная опасность утечки сведений, составляющих государственную тайну, возрастает в связи с увеличивающимся объемом научно-технических материалов, опубликованных в открытой печати, а также расширяющимся международным сотрудничеством предприятий, учреждений и организаций, которые из-за отсутствия необходимого финансирования ищут любые возможности для реализации выполненных работ, в том числе оборонного значения.
Кроме того, в условиях радикальных изменений в политическом и экономическом устройстве Российской Федерации ранее разработанные механизмы защиты государственной тайны перестают соответствовать новым условиям и в значительной степени утрачивают свою эффективность.
Цель программы
Программа имеет своей целью совершенствование системы защиты государственной тайны на основе создания и внедрения в практику механизма реализации Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
Основные задачи программы
Для достижения цели программы предусматривается решение следующих основных задач:
формирование нормативно-правовой базы системы защиты государственной тайны;
совершенствование структуры, материально-технического и кадрового обеспечения системы защиты государственной тайны;
проведение научных исследований и технических разработок в интересах осуществления мероприятий по защите государственной тайны.
Основные направления реализации программы
Для решения основных задач предусматривается в 1996-1997 годах основное внимание уделить разработке и осуществлению мероприятий, учитывающих новые политические и экономические условия.
В частности:
разгосударствление экономики;
переход от принципов администрирования к установлению правовых отношений между всеми участниками процесса защиты сведений, составляющих государственную тайну;
необходимость применения экономически обоснованных критериев при определении целесообразности засекречивания и изъятия из свободного обращения сведений, составляющих государственную тайну;
установление персональной ответственности руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций за результаты их деятельности в области защиты государственной тайны.
Новые политические и экономические условия и реализация новых подходов к проблеме защиты государственной тайны требуют разработки предложений о внесении изменений и дополнений в федеральные законы, регламентирующие вопросы защиты государственной тайны, а также проектов нормативных правовых актов, определяющих порядок:
передачи федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением и организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случае изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому федеральному органу государственной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, предприятию, учреждению, организации;
передачи результатов работ оборонного значения для использования в конверсионной сфере;
передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам;
защиты государственной тайны в загранучреждениях Российской Федерации;
защиты сведений, составляющих государственную тайну, при обработке информации с применением технических средств;
доступа должностных лиц и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, и их носителям, а также на предприятия, в учреждения и организации, выполняющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
обеспечения секретности перевозок специальных грузов;
рассекречивания документированной информации, отнесенной к категории ограниченного доступа, хранящейся в государственных архивах Российской Федерации.
Программой предусматривается обеспечение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций нормативными правовыми актами и методическими документами по защите государственной тайны.
Основными направлениями совершенствования структуры системы защиты государственной тайны являются:
разграничение функций федеральных органов государственной власти в области защиты государственной тайны;
лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с проведением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществлением такой деятельности со сведениями соответствующей степени секретности;
определение головной научно-исследовательской организации, координирующей научные исследования в области защиты государственной тайны;
создание системы сертификации средств защиты информации;
развитие системы межведомственного и ведомственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны.
Программой предусматривается проведение научных исследований и технических разработок в области защиты государственной тайны, что связано с отсутствием в настоящее время ряда методических документов и серийно выпускаемых отечественных средств защиты информации и средств контроля, отвечающих современным требованиям. Основное внимание при этом планируется уделить разработке:
концепции защиты государственной тайны в Российской Федерации;
методологии определения сведений, подлежащих засекречиванию;
методологии и порядка определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;
модели угроз безопасности информации, подлежащей защите;
способов и технологии защиты государственной тайны, а также методов оценки их эффективности при создании, серийном производстве и эксплуатации вооружения и военной техники, при проектировании и строительстве военных и промышленных объектов;
средств защиты сведений, составляющих государственную тайну, защищенных средств обработки и передачи таких сведений, а также средств контроля за их защищенностью.
В целях совершенствования кадрового обеспечения органов защиты государственной тайны предусматривается:
разработка программ подготовки (переподготовки) и повышения квалификации кадров для органов защиты государственной тайны;
разработка учебных пособий по вопросам защиты государственной тайны;
подготовка и переподготовка специалистов для работы в органах защиты государственной тайны.
В связи с тем, что материально-техническая база системы защиты государственной тайны к настоящему времени в значительной степени устарела, программой предусматривается осуществление мероприятий по оснащению федеральных органов исполнительной власти - основных исполнителей программы, а также сертификационных центров, специальных учебных центров современными техническими средствами защиты и контроля.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Реализация программы позволит осуществить дальнейшее совершенствование системы защиты государственной тайны на основе создания и внедрения механизма реализации Закона Российской Федерации "О государственной тайне", обеспечить надежную защиту сведений, составляющих государственную тайну, при соблюдении баланса интересов государства, общества и граждан.
Экономический эффект от реализации программы ожидается за счет:
предотвращения ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну;
рационального расходования средств на защиту только тех сведений, несанкционированное распространение которых действительно способно нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
устранения дублирования в деятельности органов защиты государственной тайны в результате улучшения координации работ, проводимых в интересах защиты государственной тайны, и оптимизации их структур.
Контроль и координация работ
Государственным заказчиком программы является Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
Реализация программы осуществляется с участием федеральных органов исполнительной власти.
Отдельные положения программы при необходимости могут корректироваться с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, выделенных средств, результатов, достигнутых в ходе реализации программы, и оформляться в виде годовых планов, утверждаемых Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Средства федерального бюджета, направляемые на реализацию программы, выделяются государственному заказчику программы.
Разрабатываемые в ходе реализации программы проекты нормативных правовых актов рассматриваются Межведомственной комиссией по защите государственной тайны и после их одобрения вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти - исполнители программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий по ее реализации, рациональное использование выделенных средств.
Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации и Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализации программы, целевого и эффективного использования средств, выделенных из федерального бюджета.
Общий контроль за реализацией программы осуществляется Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Федеральные органы исполнительной власти исполнители программы представляют по требованию государственного заказчика программы отчет о ходе ее реализации для обобщения и доклада Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Технико-экономическое обоснование программы прилагается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 346 "О Государственной программе обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы"
Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 19 марта 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 марта 1996 г. N 12, ст. 1057