Генеральное соглашение
между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996 - 1997 годы от 29 декабря 1995 г.
Настоящее соглашение фактически прекратило действие
См. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998-1999 годы
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, именуемых в дальнейшем Сторонами,
действуя в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации,
руководствуясь необходимостью сохранения согласия в обществе и обеспечения социальных гарантий для всех граждан России.
стремясь к обеспечению договорного регулирования социально-трудовых отношений,
обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних консультаций,
на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" заключили настоящее Генеральное соглашение, определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам проведения социально-экономической политики в предстоящий период и их совместные действия по его реализации.
I. В области экономической политики
1. В целях создания благоприятных условий для развития отечественного товаропроизводства и предпринимательства осуществлять:
реформирование налоговой системы;
усиление регулирующего воздействия государства в области кредитно-финансовой политики;
формирование сбалансированного федерального бюджета;
совершенствование системы вексельных расчетов и преодоление взаимных неплатежей;
принятие конкретных мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.
2. Обеспечить реализацию мер по повышению эффективности антимонопольной политики, прежде всего в области государственного регулирования цен и тарифов, созданию конкурентной среды на рынке товаров и услуг.
3. Создать действенный механизм, обеспечивающий взаимную ответственность государственного заказчика и товаропроизводителей по закупкам и поставке продукции для государственных нужд.
4. Проанализировать влияние проводимой приватизации на эффективность производства и ее социальные последствия, при необходимости внести соответствующие предложения по ее корректировке.
5. Ежеквартально заслушивать на заседании Российской трехсторонней комиссии информацию о полноте и своевременности финансирования учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты, имея в виду обеспечение гарантированных государством услуг, предоставляемых населению бесплатно.
II. В сфере развития рынка труда и занятости населения
6. Обеспечить в I квартале 1996 г. утверждение Федеральной программы содействия занятости населения на 1996 - 1997 годы, предусмотрев в ней поддержку регионов с наиболее напряженной ситуацией на рынке труда и меры по сдерживанию роста официальной безработицы в 1996 году не выше 4,3 процента в среднем по Российской Федерации.
Разработать основные направления стабилизации положения на рынке труда, повышения уровня занятости экономически активного населения на 1997 - 2000 годы.
7. Осуществлять начиная с 1996 года разработку отраслевых и межотраслевых программ содействия занятости, предусмотрев в них меры по развитию рабочих мест, организации поэтапного высвобождения кадров в случаях сокращения производства и их последующего переобучения и перемещения на другие рабочие места.
8. Подготовить в 1996 году предложения о порядке проведения социальной экспертизы федеральных программ структурной перестройки экономики, инвестиционных и других федеральных программ, а также проектов законодательных актов в части их влияния на занятость и положение на рынке труда и обеспечить проведение такой экспертизы.
9. Подготовить и внести в 1996 году предложения по изменению и дополнению законодательства о социальной защите работников предприятий, объявленных банкротами.
10. Подготовить в первом полугодии 1996 г. предложения, предусматривающие совместное участие работодателей и государства в организации опережающего обучения высвобождаемых работников.
11. Подготовить в первом полугодии 1996 г. предложения по обеспечению обязательной общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, обратив особое внимание на профессиональную подготовку детей-сирот - выпускников детских домов и школ-интернатов с последующим их трудоустройством.
12. Подготовить проект Федерального закона о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.
III. В области оплаты труда наемных работников,
доходов и уровня жизни населения
13. Внести и рассмотреть в первом полугодии 1996 г. предложения по регулированию доходов и расходов населения на среднесрочный период.
Приступить к поэтапному восстановлению покупательной способности заработной платы.
14. Разработать до 1 января 1997 г. систему минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня и качества жизни населения.
15. Подготовить и внести в I квартале 1996 г. проект законодательного акта о первоочередности выплаты заработной платы перед другими платежами.
16. Уточнить методику определения структуры и стоимостной величины потребительских расходов в пределах прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения.
17. Разработать и осуществить комплекс мер по приближению в 1996 - 1997 годах тарифной ставки I разряда Единой тарифной сетки и минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума для граждан трудоспособного возраста.
В I квартале 1996 г. проработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания предложения по соотношению тарифной ставки I разряда Единой тарифной сетки, минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, установив конкретные показатели этого соотношения на конец 1996 и 1997 года.
О динамике изменений тарифных ставок по оплате труда работников бюджетной сферы см. справку
18. Рекомендовать применять тарифные ставки Единой тарифной сетки в качестве гарантируемых минимальных размеров оплаты труда соответствующей квалификационной сложности для работников сквозных профессий внебюджетной сферы.
19. Разработать во II квартале 1996 г. меры государственного воздействия на ограничение уровня дифференциации доходов наиболее и наименее обеспеченных групп населения, направляемых на личное потребление, используя для этого, в частности, ослабление налоговой нагрузки на низко- и среднеобеспеченные слои населения и введение прогрессивного налогообложения доходов и имущества высокообеспеченных категорий граждан.
20. Рекомендовать предусматривать в проектах федерального бюджета и бюджетов всех уровней средства на оплату труда работников бюджетной сферы в соответствии с действующим законодательством, не допуская снижения уровня средней заработной платы в бюджетных отраслях ниже 85 процентов средней заработной платы в промышленности.
21. Продолжить работу по совершенствованию Единой тарифной сетки с учетом сложности труда, квалификации работников и подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации по этому вопросу.
22. Подготовить в I квартале 1996 г. предложения о дополнении законодательства Российской Федерации нормами, предусматривающими частичную компенсацию потерь заработной платы работникам организаций, работающим по не зависящим от них причинам неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным прекращением работы организаций.
23. Рассмотреть предложение о разрешении организациям Российской Федерации, выполняющим государственный оборонный заказ, при формировании договорных цен на продукцию оборонного назначения относить на себестоимость указанной продукции (товаров, работ и услуг) расходы на оплату труда на уровне не менее, чем устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
24. Подготовить и рассмотреть в I квартале 1996 г. на заседании Российской трехсторонней комиссии основные направления социальной политики на 1996 - 1997 годы.
IV. В области социальной защиты населения
25. Разработать и поэтапно реализовать основы системы медико-социальной реабилитации инвалидов.
Рассмотреть во втором полугодии 1996 г. на заседании Российской трехсторонней комиссии ход реализации целевых подпрограмм "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов", "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" и федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".
26. В целях становления и планомерного развития учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей принять меры по укреплению их нормативной, правовой и методической базы.
Разработать в 1997 году государственные стандарты социальных услуг семье.
27. Рассмотреть на заседании Российской трехсторонней комиссии вопрос о выполнении целевой программы "Жилище" в части реализации прав граждан на улучшение жилищных условий путем бесплатного или за доступную плату получения жилья из государственного или муниципального жилищного фонда на условиях договора найма.
Подготовить предложения о предоставлении гражданам, длительное время ожидающим получения жилья, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.
28. Подготовить и внести предложения об изменении законодательства Российской Федерации, предусматривающие:
увеличение сроков перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
соответствующее уточнение максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья;
освобождение нанимателей и собственников жилья от начисления пени по платежам за жилье и коммунальные услуги на период задержки выплаты начисленной им заработной платы (пенсий).
29. Реализовать меры, определенные Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", предусмотрев первоочередность компенсации потерь, связанных с обесцениванием вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
30. Рассмотреть на заседании Российской трехсторонней комиссии в I квартале 1996 г. выполнение Государственной целевой программы обеспечения жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей в 1993 - 1995 годах и в III квартале 1996 г. Программу обеспечения жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей на 1996 - 1997 годы.
31. Подготовить в первом полугодии 1996 г. предложения в разрабатываемые федеральные программы "Развитие системы социального обслуживания населения на 1996 - 1997 годы", "Социальная защита пожилых людей на 1997 - 1999 годы", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", предусматривающие федеральную поддержку становления и развития учреждений социального обслуживания нового типа (территориальные центры социальной защиты семьи и детей, социальные приюты, центры психолого-педагогической помощи и др.).
32. Продолжить в 1996 - 1997 годах погашение государственных долговых обязательств по ценным бумагам (облигации, целевые расчетные чеки и т. д.), имея в виду оплату их стоимости в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 1994 г. N 344 "О государственных долговых товарных обязательствах".
33. Рассмотреть во II квартале 1996 г. предложения по преодолению бедности в Российской Федерации, предусмотрев меры по ее значительному сокращению.
V. В области социального обеспечения и социального страхования
34. Рассмотрев в III квартале 1996 г. экономическое обоснование изменения размеров тарифов обязательных отчислений предприятий, учреждений и организаций в государственные внебюджетные социальные фонды на 1997 год в увязке с имеющимся страховым риском.
35. Не допускать консолидации средств государственных внебюджетных социальных фондов в федеральном бюджете.
Установить начиная с 1996 года порядок обязательных ежеквартальных расчетов федерального бюджета с каждым государственным внебюджетным социальным фондом, исключающий возможность изъятия страховых средств в бюджеты любого уровня.
36. Рассмотреть в первом полугодии 1996 г. целесообразность дифференциации размера тарифа взносов на обязательное медицинское страхование предприятий, организаций и учреждений, имеющих на своем балансе медико-санитарные и другие лечебно-профилактические учреждения, обеспечивающие полный объем медицинских услуг по программе обязательного медицинского страхования.
37. Разработать в 1996 году проект концепции реформы государственного социального страхования в Российской Федерации.
38. Продолжить работу по систематическому анализу установленной для государственных внебюджетных социальных фондов финансовой отчетности и вносить предложения по обеспечению целевого использования средств этих фондов.
Внести в первом полугодии 1996 г. предложения по упорядочению механизма капитализации временно свободных ресурсов государственных внебюджетных социальных фондов.
39. Обеспечить финансирование санаторно-курортного обслуживания работников и членов их семей в объеме, определяемом бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации.
Ежегодно устанавливать объемы финансирования программ оздоровления и отдыха детей и подростков из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
40. До определения иных источников финансирования сохранить действующий порядок финансирования технических и правовых инспекторов труда, в том числе работающих в структурах профсоюзных органов, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в объемах, согласованных с Рострудинспекцией, Фондом социального страхования Российской Федерации, и с учетом представлений профсоюзов.
41. Обеспечить доступность информации о результатах финансовой деятельности государственных внебюджетных социальных фондов, обязательную публикацию годовых и полугодовых финансовых отчетов о расходовании средств фондов в установленных официальных центральных печатных изданиях.
Рассмотреть в 1996 году предложения о совершенствовании государственной статистической отчетности, представляемой государственными внебюджетными социальными фондами.
VI. В области социально-экономических проблем северных регионов России
42. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания с предложением о принятии не позднее I квартала 1996 г. федерального закона "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", определяющего политику государства на Севере.
См. Федеральный закон от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации"
43. Рассмотреть на заседании Российской трехсторонней комиссии вопрос о внесении изменений в нормативные акты, регулирующие взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации северных регионов, с целью увеличения доли средств, находящихся в распоряжении территорий, необходимых для реализации государственных гарантий и компенсаций в соответствии с действующим законодательством.
44. Предусматривать в федеральном бюджете средства на реализацию Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
45. Рассмотреть в первом полугодии 1996 г. на заседании Российской трехсторонней комиссии вопрос о разработке механизма проведения единой общегосударственной политики санации предприятий, расположенных в северных регионах России.
Подготовить в I квартале 1996 г. проект положения об особом порядке перевода и функционирования несостоятельных предприятий, имеющих народнохозяйственное и оборонное значение, и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов, расположенных в районах Крайнего Севера, в разряд казенных заводов (фабрик, хозяйств).
46. Провести в первом полугодии 1996 г. анализ уровня оплаты труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях установления равного соотношения средней заработной платы, в том числе без учета северных компенсаций, и прожиточного минимума работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с аналогичными показателями других регионов страны, и подготовить предложения.
47. Рассмотреть на заседании Российской трехсторонней комиссии вопрос о государственном регулировании цен (тарифов) на топливно-энергетические ресурсы и перевозки грузов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
48. Принять меры по обеспечению завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в объемах, достаточных для нормальной производственной деятельности предприятий и снабжения населения, предприятий социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
49. Обеспечить финансирование федеральной программы переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и в первую очередь нетрудоспособного населения.
50. Подготовить и рассмотреть в первом полугодии 1996 г. на заседании Российской трехсторонней комиссии вопрос об оплате проезда малообеспеченных граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в другие регионы России в случаях, связанных с социальными нуждами (для медицинского обследования, лечения, похорон и др.).
VII. В сфере охраны труда и обеспечения экологической безопасности
51. Обеспечить безусловное выполнение Федеральной программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995 - 1997 годы и постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда".
52. Разработать систему непрерывного обучения и проверки знаний руководителей, специалистов и других работников предприятий и организаций по вопросам охраны труда и охраны окружающей природной среды.
53. Осуществить: разработку и утверждение федеральной программы улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы;
разработку предложений по государственной поддержке организаций, производящих средства индивидуальной защиты и безопасности.
54. Совершенствовать систему экологического мониторинга и экологической сертификации производств, способствовать развитию всеобщего непрерывного и обязательного экологического воспитания и образования, методическому и правовому обеспечению работ по оценке степени опасности изменений окружающей среды и улучшению ее состояния на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой.
55. Подготовить законопроект о федеральном фонде по охране труда.
56. Создать и укрепить службы охраны труда, а также институт уполномоченных (доверенных) лиц и комиссий (комитетов) по охране труда в организациях независимо от форм собственности.
57. Продолжить работу по разработке новых и пересмотру действующих нормативных правовых актов по охране труда.
VIII. В сфере развития системы социального партнерства
58. В течение I квартала 1996 г. утвердить концепцию становления и развития системы социального партнерства в Российской Федерации и принять план конкретных действий по ее реализации.
Внести в Государственную Думу Федерального Собрания перечень необходимых законодательных актов по вопросам развития социального партнерства в Российской Федерации.
59. Правительство представляет Сторонам для предварительных консультаций проекты подготовленных федеральных законов и основных нормативных актов Российской Федерации, относящихся к сфере трудовых отношений и социально-экономической политики.
60. Стороны ежеквартально информируют Российскую трехстороннюю комиссию о проблемах правоприменительной практики законодательства Российской Федерации, договоров Российской Федерации и общепризнанных международных норм по социально-трудовым вопросам.
61. Подготавливать предложения о ратификации Конвенций МОТ, касающихся основных вопросов социальной политики, занятости населения, регулирования трудовых отношений, охраны труда, социального партнерства, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
62. Стороны содействуют заключению соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности и ежегодно рассматривают итоги этой работы на заседании Российской трехсторонней комиссии.
63. Признать необходимым:
соблюдать права и гарантии профсоюзной деятельности, не препятствовать созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от форм собственности;
не препятствовать деятельности технической и правовой инспекции труда профсоюзов по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и трудового законодательств;
обеспечение прав профсоюзов и их объединений по уплате членских взносов в безналичной форуме (с письменного согласия члена соответствующего профсоюза) на основании коллективных договоров (соглашений) и по перечислению на текущие счета профсоюзов денежных средств с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
64. В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" подготовить для утверждения Президентом Российской Федерации положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
65. В целях развития системы социального партнерства, распространения информации о деятельности Российской трехсторонней комиссии в ходе заключения и реализации настоящего Генерального, отраслевых, региональных, территориальных соглашений и коллективных договоров, урегулирования коллективных трудовых конфликтов ввести в печатном органе Правительства Российской Федерации "Российской газете" постоянную рубрику "Социальное партнерство в России".
IX. Действие Генерального соглашения, обеспечение контроля
за ходом его выполнения и ответственность Сторон
66. Стороны признают настоящее Генеральное соглашение федеральным правовым актом социального партнерства, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы, и, руководствуясь его положениями, принимают на себя обязательства соблюдать его условия и нести предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение или невыполнение его положений.
67. Генеральное соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до заключения нового Генерального соглашения.
68. В период действия Генерального соглашения изменения и дополнения в него вносятся по взаимному согласию Сторон.
69. Контроль за ходом выполнения Генерального соглашения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и положением о Российской трехсторонней комиссии.
70. В месячный срок после подписания Генерального соглашения каждая из Сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств, и представляет их в секретариат Российской трехсторонней комиссии.
О мерах по реализации настоящего Генерального соглашения см. постановление Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 321
71. Общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, не имеющие своих представителей в составе Российской трехсторонней комиссии, имеют право присоединяться к настоящему Генеральному соглашению в течение всего срока его действия, а также участвовать в реализации его положений после оформления процедуры присоединения к соглашению в установленном порядке.
72. В течение срока действия Генерального соглашения Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию трудовых конфликтов, возникающих в области социальных и экономических отношений.
73. В недельный срок после подписания Генерального соглашения Правительство Российской Федерации обеспечивает его публикацию в "Российской газете".
Подписано в г. Москве 29 декабря 1995 г. в четырех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Генеральное соглашение между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996 - 1997 годы от 29 декабря 1995 г.
Текст соглашения опубликован в "Российской газете" от 16 января 1996 г.
Настоящее соглашение фактически прекратило действие
См. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998-1999 годы