См. также письмо Госналогслужбы РФ и Госкомзема РФ от 22, 21 октября 1997 г. NN ВЗ-6-04/747, 5-16/1958
Государственная налоговая служба Российской Федерации в соответствии с Национальным планом контрольных проверок на 1997 год и Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству поручают государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации и комитетам по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации провести проверку полноты учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю, правильности применения ставок налога, полноты и своевременности перечисления их в бюджет.
Настоящим письмом доводится примерная программа проведения указанной проверки, обобщенные материалы, которой с таблицами, копиями отдельных актов проверок и предложениями по совершенствованию организации взимания платы за землю, должны быть представлены в Управление методологии ресурсных платежей Госналогслужбы России и Госкомзему России к 12 мая 1997 года.
Результаты данных проверок рекомендуем обсудить на коллегиях государственных налоговых инспекций совместно с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по субъектам Российской Федерации с принятием конкретных решений по улучшению контроля за взиманием платы за землю.
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации |
В.А. Зверховский |
04.03.97
N ВЗ-6-04/171
Заместитель Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации
по земельным ресурсам и землеустройству |
П.Ф. Лойко |
04.03.97
N 5-16/462
Приложение N 1
к письму Госналогслужбы РФ и Госкомзема РФ
от 4 марта 1997 г. NN ВЗ-6-04/171, 5-16/462
Примерная программа
проверки полноты учета плательщиков земельного налога,
арендной платы за землю, правильности применения ставок налога,
полноты и своевременности перечисления их в бюджет
Целью настоящей проверки является выявление юридических и физических лиц, уклоняющихся от своевременной уплаты земельного налога, а также правильности применения ими ставок налога как за земли, занятые отдельными зданиями и сооружениями, так и за земли другого целевого назначения, равно как выполнения условий и сроков внесения арендной платы.
При проверках рекомендуется обратить особое внимание на следующее.
1. Частью 2 ст. 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее Закон) установлено, что земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой этой статьи) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере 5 рублей за квадратный метр (в 1996 году с учетом индексации ставок в размере 15 рублей за квадратный метр).
В некоторых регионах налог за земли, занятые жилищным фондом предприятий, в том числе сельскохозяйственных, неправильно взимался по ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района (как за земли, предоставленные гражданам для ведения подсобного хозяйства). Есть некоторые факты, когда с жилищного фонда юридических лиц на селе налог вообще не взимался на том основании, что он передан в оперативное управление комитетам по управлению имуществом местного самоуправления, хотя в этом случае плательщиками земельного налога за этот жилой фонд должны были являться соответствующие жилищно-коммунальные хозяйства (управления), на балансе которых находится жилищный фонд.
2. В ряде случаев не обеспечивалась полнота учета садоводческих товариществ, особенно находящихся в районах вокруг городов с большой численностью населения, и отдельные из этих садоводческие товариществ не привлекались к уплате земельного налога.
Налоговым органам совместно с местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству за этот период необходимо провести соответствующую инвентаризацию и обеспечить полноту уплаты ими налога.
3. Земельные участки, предоставляемые коллективам граждан (жителям сельских населенных пунктов) для коллективного огородничества, выпаса скота, сенокошения, в ряде случаев не облагались земельным налогом. В связи с этим предлагается совместно с местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству провести соответствующую проверку охвата таких участков платой за землю.
4. Некоторые предприятия и другие юридические лица, состоящие на учете в одном налоговом органе, имеют филиалы, карьеры, дома отдыха и другие объекты обложения в других административных районах и не обеспечивают полноты представления расчетов земельного налога и уплаты его в бюджеты районов по месту нахождения этих объектов обложения. Например, Мособлчермет, имеющий филиалы в 16 городах Подмосковья, не представлял расчеты по земельному налогу и не уплачивал его за 11 филиалов в Московской области. Необходимо еще раз проверить предприятия, обязанные централизованно представлять расчеты земельного налога по каждому административному району и уплачивать земельный налог соответствующим бюджетам местного самоуправления в полном объеме по месту нахождения облагаемых объектов. Данную проверку должны проводить ГНИ, где состоит на учете головное предприятие.
5. В соответствии с пп. 4 и 15 ст. 12 Закона освобождаются от уплаты земельного налога учреждения здравоохранения при условии финансирования их за счет соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), а санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха - в случае нахождения их в государственной, муниципальной, а также профсоюзной собственности.
Акционированные оздоровительные учреждения, а также учреждения отдыха акционированных предприятий подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях.
6. Согласно п. 10 ст. 12 Закона от уплаты земельного налога освобождены спортивные сооружения, за исключением используемых не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений. В настоящее время при многих стадионах организованы вещевые или продовольственные рынки. За часть земель, занятых не по профилю деятельности, должен взыматься земельный налог, плательщиками которого должны являться дирекции этих сооружений или предприятия, на чьем балансе находятся эти спортивные объекты.
7. В соответствии с частью 4 ст. 12 Закона с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование). Освобожденные от уплаты земельного налога согласно этого пункта предприятия (такие как аэропорты, находящиеся в федеральной собственности, ВУЗы и НИИ Российской академии наук, учреждения культуры, склады мобилизационных резервов и т.д.) практикуют сдачу земельных участков, зданий или сооружений в аренду, но не представляют расчеты и не уплачивают налог за эти земельные участки.
8. В некоторых городах администрации органов местного самоуправления дают разрешения на установление на землях общего пользования населенных пунктов объектов торговли, а арендную плату за это зачисляют на специальные внебюджетные счета. При наличии таких объектов, собранные средства за плату за землю должны быть перечислены на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления. В связи с этим необходимо проверить на местах документы на аренду этих земель, использование средств от аренды и при необходимости направить эти средства в бюджеты в соответствии с действующим законодательством.
9. Статья 12 Закона предусматривает освобождение юридических и физических лиц только от уплаты земельного налога. Однако в ряде регионов данные льготы автоматически применяются на случай и при взимании арендной платы. В связи с этим, необходимо довести данное положение до всех плательщиков, использующих земельные участки на условиях аренды, и при необходимости пересмотреть условия договора аренды.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.95 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю" и указания Госналогслужбы России и Госкомзема России о предоставлении налоговым органам списков всех плательщиков земельного налога и арендной платы в ряде регионов до сих пор выполняется не в полном объеме. В связи с этим необходимо представить полную информацию о количестве районов и городов, где не полностью проведена эта работа по состоянию на 1 марта 1997 года, а также уточнить процент охвата юридических и физических лиц документами на право пользования (собственности, владения) землей.
11. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, установленные на 1996 год, применяются в 1997 году с коэффициентом 2.
Об индексации ставок земельного налога в 1999 году см. Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ
В связи с этим комитетам по земельным ресурсам и землеустройству рекомендуется оперативно внести предложения органам местного самоуправления о пересмотре ранее заключенных договоров аренды земельных участков на текущий год, об уточнении размеров арендной платы, сроков ее внесения, санкций за несвоевременное внесение арендной платы.
Также следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 21 Закона при аренде земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Однако во многих районах и городах базовые ставки не установлены и имеются случаи (например в г. Мурманске), когда величина арендной платы при пересмотре некоторых договоров устанавливается ниже базовых. Необходимо выявить в ходе проверки эти случаи и внести соответствующие положения главам администраций районов и городов с целью устранения нарушений данной статьи Закона.
12. Одновременно сообщаем, что прогноз поступления земельного налога и арендной платы за землю по вашему региону на 1997 год составляет:
- в консолидированный бюджет |
млн.рублей |
Начальник Управления методологии
ресурсных платежей государственный
советник налоговой службы II ранга |
И.К. Выскребенцев |
Начальник отдела оценки земель и
платежей Госкомзема России |
А.Н. Порядин |
Таблица 1
Результаты выполнения программы контрольной проверки
платы за землю в 1997 году
Пункты прог- раммы |
Показатели | 1994 | 1995 | 1996 | Итого за 3 года |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Число юридических лиц в сельской местности плательщиков за другие несельскохозяйственные объекты, а также за жилищный фонд из них у которых ставки были зани- жены Сумма доначисленного налога со штрафными санкциями, млн. руб. |
х х |
|||
2. | Количество садоводческих товари- ществ в регионе из них не были привлечены к упла- те земельного налога Сумма доначисленного земельного налога со штрафными санкциями, млн. руб. |
х х |
|||
3. | Площадь земель выделенных населе- нию сельскими администрациями для: - огородничества, га - сенокошения, га - выпаса скота, га - Итого, га из них охвачено платой за землю, га Поступило платы, млн. руб. не были охвачены платой, га будет взыскано налога в 1997 году, млн. руб. |
х |
х |
х |
х х х х х |
4. | Число головных юридических лиц, состоящих на учете в ГНИ и обя- занных представлять расчеты дру- гим ГНИ за земли, занятые их объектами, облагаемыми в других административных районах из них не представили расчеты и не уплачивали земельный налог Сумма доначисленного налога со штрафными санкциями, тыс.руб. |
х х х |
|||
5. | Число выявленных в ходе проверок в 1997 году санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха, подлежащих обложению, но не уп- лачивающих земельный налог Сумма доначисленного налога со штрафными санкциями, тыс.руб. |
х х |
|||
6. | Число выявленных в ходе проверок в 1997 году предприятий или спо- ртивных сооружений, не уплачива- ющих земельный налог за участки земель, используемых не по целе- вому назначению Сумма доначисленного налога со штрафными санкциями, тыс.руб. |
х |
|||
7. | Количество выявленных в ходе проверки в 1997 году лиц, освобо- жденных от уплаты налога и пере- дававших земельные участки или здания и сооружения в аренду - юридических лиц - физических лиц Сумма доначисленного налога со штрафными санкциями, тыс.руб. |
х х |
|||
8. | Число выявленных объектов, уста- новленных на землях общего поль- зования, за которые не вносится плата за землю на бюджетные счета Взыскано средств в бюджет (за счет плательщиков или организа- ций, учреждений аккумулирующих эти средства во внебюджетные счета) на сумму, млн. руб. |
х |
|||
9. | Число договоров, где не опре- делены основания для освобожде- ния юридических лиц от платы за землю |
х |
|||
10. | Количество городов и районов (ГНИ), у которых отсутствуют списки - плательщиков земельного налога - юридических лиц - физических лиц - плательщиков арендной платы - юридических лиц - физических лиц Охват плательщиков документами на право пользования земельны- ми участками: число плательщиков юридических лиц, единиц из них имеющих до- кументы, единиц % охвата документами Число плательщиков физических лиц, тыс. чел. из них имеющих документы, тыс. чел. % охвата документами |
х х х х |
|||
11. | Количество городов и районов (ГНИ, где: не установлены базовые ставки арендной платы из них внесены предложения зе- мельными комитетами, ГНИ администрациям по установлению базовых ставок Число юридических лиц, кому в договорах аренды ставки устано- влены ниже базовых |
х х х |
|||
12. | Количество недоимщиков - юридических лиц - физических лиц Общая сумма недоимки на конец года, млн. руб. На 1 мая 1997 года, млн.руб. |
х |
х |
х |
х х |
13. | Всего доначислено платы за землю в результате выполнения задания, млн.руб. из них внесено в бюджет по состоянию на 1 мая 1997 года, млн. руб. |
х |
х |
х |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ и Госкомзема РФ NN ВЗ-6-04/171, 5-16/462 от 4 марта 1997 г. "О проверке полноты учета плательщиков земельного налога и арендной платы, своевременности перечисления их в бюджет"
Текст письма официально опубликован не был