Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 19 января 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего: Савельева И.Г.,
судей: Кислова Д.Н.,
Яковлева А.Г.,
при секретаре Муравьеве А.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца Диброва С.Ю. на решение 224 гарнизонного военного суда от 28 ноября 2011 года по иску военнослужащего в/ч 81274 капитана 2 ранга Диброва Сергея Юрьевича к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.Г., объяснения истца Диброва С.Ю. и его представителя адвоката Навасардяна В.Р., поддержавших жалобу, а также представителя ответчика Зайцева А.В., возражавшего против в ее удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Дибров обратился в военный суд с иском о взыскании за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, в размере 1 844 580 рублей. В обоснование требований Дибров указал, что он ранее к уголовной ответственности не привлекался, уголовное преследование по обвинению в мошенничестве подорвало уважение к нему со стороны людей, мнением которых он дорожит (друзей, родственников, соседей, сослуживцев), нанесло непоправимый ущерб его авторитету и репутации. Его личные переживания по этому поводу подорвали здоровье, в результате чего он был неоднократно госпитализирован с гипертоническим кризом, а также заболел сахарным диабетом. При этом, по мнению истца, его досрочное увольнение с военной службы, признанное вступившим в законную силу судебным решением незаконным, а также последующее принуждение его командованием к увольнению по состоянию здоровья связано с состоявшимся в отношении него уголовным преследованием.
224 гарнизонный военный суд решением от 28 ноября 2011 года данный иск удовлетворил частично, взыскав с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Диброва денежные средства в счет указанной компенсации в размере 7000 рублей. Отказывая в удовлетворении остальной части иска, суд первой инстанции в решении учел, что Дибров под стражей не содержался, в порядке статьи 114 УПК РФ от занимаемой должности не отстранялся, и мера пресечения к нему не применялась. Также суд указал, что отменой в судебном порядке приказа о досрочном увольнении нарушенные права Диброва были восстановлены, а его утверждение о принуждении командованием к увольнению по состоянию здоровья - голословно. При этом признаки заболеваний, по поводу которых Дибров обращался за медицинской помощью после привлечения к уголовной ответственности, в частности гипертонической болезни и сахарного диабета, появились в 1996 и 2005 годах, то есть до возбуждения уголовного дела.
В кассационной жалобе Дибров, повторно перечисляя основания своих требований и выражая несогласие с размером присужденной в его пользу компенсации морального вреда, просит отменить решение и принять новое решение о полном удовлетворении иска. При этом Дибров указал, что, по его мнению, значение для дела имеет сам факт его увольнения, обострения в период уголовного преследования имевшихся у него заболеваний, повлекшие неоднократное помещение на стационарное лечение, а также связанные с этим переживания.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся, в том числе, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства.
В силу пункта 1 статьи 1070 и статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда в связи с требованием о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Верно проанализировав представленные истцом документы и указанные правовые нормы, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности Диброву были причинены нравственные страдания.
Так, постановлением следователя 459 военного следственного отдела Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 9 апреля 2010 года в отношении Диброва возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом "а" части 2 статьи 158 УК РФ.
Приговором 224 гарнизонного военного суда от 14 апреля 2011 года, оставленным без изменения определением Ленинградского окружного военного суда от 9 июня 2011 года N66-КУ, Дибров был оправдан по данному обвинению за отсутствием в деянии состава преступления с признанием права на реабилитацию.
В то же время вывод суда о степени перенесенных истцом нравственных страданий и, как следствие этого, размере подлежащей ко взысканию в его пользу компенсации судом сделан без учета требований материального закона, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, и конкретных обстоятельств дела.
Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года N17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном производстве" при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года (в редакции от 6 февраля 2007 года) N10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда".
Вопреки указанию в кассационной жалобе вывод суда первой инстанции о голословности утверждений Диброва как о понуждении его командованием к увольнению по состоянию здоровья, так и о том, что состоявшийся приказ о досрочном увольнении с военной службы, отмененный в судебном порядке, связаны с состоявшимся в отношении него уголовным преследованием является верным, поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо подтверждающие это доказательства. При этом, как следует из решения 224 гарнизонного военного суда от 16 мая 2011 года, основанием для этого увольнения послужило не уголовное преследование, а наличие двух неснятых дисциплинарных взысканий: "предупреждение о неполном служебном соответствии" от 22 октября 2010 года и "выговор" от 23 ноября 2010 года. При этом законность и обоснованность первого взыскания была установлена вступившим в законную силу решением 224 гарнизонного военного суда от 12 апреля 2011 года.
Суд также правомерно учел, что Дибров под стражей не содержался, в порядке статьи 114 УПК РФ от занимаемой должности не отстранялся, и мера пресечения к нему не применялась.
Вместе с тем, как следует из текста обжалуемого решения, суд при его вынесении не учел, что Дибров занимает руководящую должность, ранее к уголовной ответственности не привлекался, а общая продолжительность его уголовного преследования составила 1 год 2 месяца.
Несмотря на то, что заболевания у Диброва возникли до возбуждения уголовного дела, суд оставил без внимания факт их обострения в период уголовного преследования, что подтверждается медицинскими документами о неоднократном помещении на стационарное лечение, в том числе по поводу гипертонического криза на фоне стрессовой ситуации.
Никаких доказательств, опровергающих утверждение истца о причинной связи обострения его болезни с возбужденным уголовным делом, ответчик не привел.
Кроме того, сам факт незаконного привлечения Диброва к уголовной ответственности и длительность воздействия на него связанных с этим неблагоприятных факторов свидетельствует о том, что размер компенсации морального вреда определен судом с нарушением принципа разумности и справедливости.
С учетом приведенных обстоятельств окружной военный суд считает, что характеру и степени нравственных страданий заявителя соответствует компенсация морального вреда в размере 100 000 рублей.
Поскольку обстоятельства дела установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств, которым в решении дана неверная оценка, судебная коллегия полагает возможным обжалуемое судебное постановление изменить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 28 ноября 2011 года по иску Диброва Сергея Юрьевича к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности изменить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Диброва Сергея Юрьевича денежные средства в счет компенсации морального вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
В остальной части решение 224 гарнизонного военного суда от 28 ноября 2011 года по иску Диброва Сергея Юрьевича оставить без изменения, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.