Решение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 04 июня 2012 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Басова А.И.,
судей: Пестуновича В.И.,
Лазарева Е.В.,
при секретаре Сидорчук Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Зарубина Я.А. на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 16 марта 2012 года по гражданскому делу по заявлению старшего лейтенанта запаса Зарубина Якова Александровича об оспаривании решения Министра обороны Российской Федерации о его досрочном увольнении с военной службы.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В., объяснения заявителя Зарубина Я.А. и его представителя Гусева В.К., поддержавших апелляционную жалобу, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа подполковника юстиции Какушадзе Т.Л., предложившего решение суда отменить, окружной военный суд, -
УСТАНОВИЛ:
Зарубин обратился в суд с заявлением, в котором с учетом изменений предмета требований просил признать незаконным приказ МО РФ по личному составу от 26 декабря 2011 года N 1639 о его досрочном увольнении с военной службы на основании подпункта "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы.
Кроме того, Зарубин оспаривал бездействие командира войсковой части 31600 по представлению Министру обороны РФ документов для его досрочного увольнения с военной службы на основании подпункта "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - по состоянию здоровья (в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе).
Для восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Министра обороны РФ отменить оспариваемый приказ, а командира войсковой части 31600 - представить необходимые документы для его увольнения по здоровью.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 16 марта 2012 года в удовлетворении заявления Зарубина Я.А. отказано.
Принимая данное решение, суд сослался на установленный факт нарушения Зарубиным запретов, связанных с прохождением военной службы, выразившихся в осуществлении приносящей доходы деятельности в коммерческой организации.
При этом суд пришел к выводу, что должностное лицо не пропустило срок привлечения заявителя к дисциплинарной ответственности, поскольку на него на основании материалов разбирательства наложено взыскание за коррупционное правонарушение в другом порядке.
В апелляционной жалобе заявитель Зарубин Я.А. просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Автор жалобы ссылается на ошибочность выводов суда о том, что он привлечен к ответственности на основании разбирательства, так как о нарушении им законодательства командованию стало известно в марте 2010 года, после чего материалы разбирательства были направлены в адрес вышестоящего командира войсковой части 31600, который, в свою очередь, ограничился предупреждением о недопустимости подобных действий, а решение о его досрочном увольнении было принято лишь в июне 2011 года по итогам инспекции Министерства обороны РФ.
Заявитель, ссылаясь на положения статей 13 и 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих", оспаривает вывод суда о том, что совершенное им правонарушение не имеет сроков давности.
По его мнению, суд не определил, к какому виду правонарушений относится совершенный им проступок, вследствие чего неправильно определил порядок и сроки привлечения к ответственности за него. Учитывая, что проступок не содержит признаков преступления или административного правонарушения, полагает, что он является дисциплинарным, для которых пунктом 8 статьи 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрен годичный срок привлечения к ответственности.
Также он ссылается на положения статьи 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", которой установлен предельный срок в шесть месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения для применения взыскания за него.
На основании изложенных обстоятельств заявитель считает, что Министр обороны пропустил установленный законом срок для привлечения его к ответственности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
По делу достоверно установлено и данные обстоятельства не оспариваются заявителем, что старший лейтенант Зарубин в период прохождения военной службы в войсковой части 55195 (286 Инженерном центре МО РФ), начиная с 2007 года вместе с другими военнослужащими воинской части участвовал в работе коммерческой организации - ООО "286 Инженерный центр", то есть осуществлял оплачиваемую деятельность, не относящуюся к педагогической, научной или иной творческой (л.д.8-11).
Противоречащая пункту 7 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" деятельность была пресечена в период с января по апрель 2010 года после вмешательства органов ФСБ, а затем военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона (л.д.103-109).
Тогда же - в апреле 2010 года, командованием было проведено разбирательство, результаты которого 9 апреля 2010 года были доложены вышестоящему командиру войсковой части 31600-А (л.д.8).
Из материалов дела усматривается, что по результатам разбирательства заявитель к какой-либо ответственности привлечен не был.
Далее, в период с 1 по 25 апреля 2011 года Инспекцией Министерства обороны РФ по личному составу по тем же фактам была проведена проверка, по итогам которой 5 мая 2011 года выдано предписание об устранении выявленных нарушений и командованию предложено принять решение об увольнении виновных должностных лиц 286 инженерного центра на основании подпункта "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (л.д.102).
Лишь 15 августа 2011 года старший лейтенант Зарубин в установленном приказом МО РФ от 30 сентября 2002 года N 350 порядке был представлен к увольнению с военной службы по указанному основанию, а уволен параграфом 5 приказа Министра обороны РФ от 26 декабря 2011 года N 1639 (л.д.45-46, 60).
Несмотря на то, что в представленной в суд выписке из данного приказа основанием увольнения указан подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", изложенная в приказе формулировка увольнения: "в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих"", соответствует основанию увольнения, предусмотренному подпунктом "е.1" пункта 2 той же статьи, и вследствие допущенной технической ошибки подлежит рассмотрению правомерность увольнения заявителя именно по указанному основанию.
Как правильно указал в решении суд первой инстанции, на момент представления Зарубина к увольнению с военной службы законом не были установлены сроки применения взысканий в виде увольнения военнослужащих с военной службы за нарушение законодательства, направленного на противодействие коррупции.
Между тем, оспариваемый приказ Министра обороны РФ об увольнении Зарубина с военной службы был издан после того, как статьей 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" был дополнен статьей 51.1.
Указанное законоположение в силу статьи 27 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ было впервые опубликовано 22 ноября 2011 года на "Официальном Интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)" и вступило в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования, то есть с 3 декабря 2011 года.
Пунктом 2 статьи 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что взыскания, предусмотренные подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего закона, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).
В соответствии с пунктом 4 статьи 51.1 названного закона взыскания, предусмотренные
подпунктом"е.1" пункта2 статьи51, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Следовательно, ко дню издания Министром обороны РФ приказа об увольнении заявителя с военной службы действовал специальный срок наложения на военнослужащих взыскания за такого рода правонарушения.
Министр обороны РФ был обязан учитывать данный срок при принятии оспариваемого решения, поскольку по общему правилу действия федеральных законов во времени, установленному статьей 15 Конституции РФ и статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", с 3 декабря 2011 года вступивший в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ являлся обязательным к применению в качестве нормы материального права на всей территории Российской Федерации.
Принимая во внимание, что в материалах дела содержатся сведения о поступлении информации о совершении Зарубиным коррупционного правонарушения к должностным лицам разного уровня в период с апреля 2010 года (время направления представления военного прокурора) по 5 мая 2011 года (дата выдачи Инспекцией МО РФ по личному составу предписания), на день издания Министром обороны РФ приказа от 26 декабря 2011 года N 1639 предельный шестимесячный срок наложения на Зарубина взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы на основании
подпункта"е.1" пункта2 статьи51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" истек.
При таких обстоятельствах, Зарубин привлечен к ответственности с нарушением закона, в связи с чем его заявление в данной части является обоснованным.
При принятии решения суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению в настоящем деле, что в силу пункта 1 части 2 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены судебного решения в связи с неправильным применением норм материального права.
Принимая во внимание, что обстоятельства дела установлены судом второй инстанции на основании представленных доказательств, окружной военный суд считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части и принять по делу новое решение.
Что касается той части требований, в которой Зарубин оспаривал бездействие командира войсковой части 31600 по представлению Министру обороны РФ документов для его досрочного увольнения с военной службы по состоянию здоровья и просил суд восстановить его право на увольнение с военной службы по указанному основанию, то в заседании суда апелляционной инстанции заявитель письменно от них отказался.
Отказ от заявленных требований Зарубин мотивировал тем, что в настоящее время не желает увольняться с военной службы, а намеревается продолжить ее.
Принимая во внимание, что отказ заявителя не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд апелляционной инстанции принимает его и в соответствии с частью 2 ст.326.1 и пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ отменяет данную часть судебного решения с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 326, 328, 329, 330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 16 марта 2012 года по гражданскому делу по заявлению старшего лейтенанта запаса Зарубина Якова Александровича отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным параграф 5 приказа Министра обороны РФ по личному составу от 26 декабря 2011 года N 1639 о досрочном увольнении Зарубина Я.А. с военной службы на основании подпункта "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и обязать Министра обороны РФ отменить свой приказ по личному составу от 26 декабря 2011 года N 1639 (параграф 5) в части, касающейся Зарубина Я.А.
Производство по гражданскому делу в части признания незаконным бездействия командира войсковой части 31600 по представлению Министру обороны РФ документов для досрочного увольнения Зарубина Я.А. с военной службы на основании подпункта "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - по состоянию здоровья (в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), и о возложении на должностное лицо обязанности представить необходимые документы для увольнения Зарубина Я.А. по указанному основанию прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Москве и Московской области" в пользу Зарубина Я.А. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.