Решение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 13 августа 2012 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Позднякова С.И.,
Лазарева Е.В.,
при секретаре Навлевой Е.О., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Управления Федеральной службы безопасности России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области Маркина А.А. на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 29 мая 2012 года по гражданскому делу по заявлению подполковника юстиции Богданова Николая Борисовича об оспаривании решения начальника Управления Федеральной службы безопасности России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) о привлечении его к дисциплинарной ответственности.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В., объяснения представителя должностного лица Маркина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалоба, заявителя Богданова Н.Б. и его представителя адвоката Прокопенко В.В., возражавших против удовлетворения жалобы, окружной военный суд, -
УСТАНОВИЛ:
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 29 мая 2012 года удовлетворено заявление Богданова Н.Б. об оспаривании приказа начальника Управления ФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 16 января 2012 года N 49-лс о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде выговора за совершение грубого дисциплинарного проступка, выразившегося в отсутствии на службе без уважительных причин более 4-х часов подряд.
Принимая данное решение, суд сослался на несоблюдение должностным лицом сроков привлечения заявителя к дисциплинарной ответственности, предусмотренных статьями 81 и 83 Дисциплинарного устава ВС РФ, нарушение его прав при проведении разбирательства, гарантированных статьей 28.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также на отсутствие в действиях заявителя состава грубого дисциплинарного проступка.
В апелляционной жалобе представитель начальника Управления ФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области Маркин А.А. просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы представитель должностного лица указывает, что вопреки выводам суда первой инстанции представленными доказательствами достоверно установлено, что 7 декабря 2011 года Богданов самовольно убыл из Управления и без уважительных причин, не имея санкции на проведение мероприятий за пределами Управления, отсутствовал на службе более 4-х часов, чем совершил грубый дисциплинарный проступок. При этом утверждение заявителя об исполнении им в указанный период обязанностей военной службы носит декларативный характер.
Автор жалобы считает, что его доверитель не пропустил срок на привлечение заявителя к дисциплинарной ответственности, поскольку узнал о совершении Богдановым проступка из доклада руководителя подразделения 13 декабря 2011 года, в тот же день дал указание провести расследование, которое окончилось 22 декабря составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке. При этом Богданов с 15 по 29 декабря находился в дополнительном отпуске, а затем по 3 января 2012 года включительно - на больничном. В день выхода на службу 6 января 2012 года заявитель ознакомлен с протоколом, уже на следующий день принято решение о его наказании, а приказ о наказании издан в установленный уставом срок 16 января.
По его мнению, приведенные действия должностного лица полностью соответствуют требованиям статьи 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статей 81 и 83 Дисциплинарного устава ВС РФ, поскольку в срок разбирательства не подлежат зачету периоды отпуска и болезни заявителя, а в срок применения дисциплинарного взыскания не засчитывается время проведения разбирательства, что не было учтено судом первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дисциплинарным проступком является противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
В силу пункта 6 статьи 28.2 названного закона вина военнослужащего при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в установленном законом порядке.
Согласно выписке из приказа начальника Управления ФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 16 января 2012 года N 49-лс и копии протокола Богданов наказан за совершение грубого дисциплинарного проступка, выразившегося в отсутствии 7 декабря 2011 года в воинской части без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени, начиная с 12-13 часов и до окончания рабочего дня (л.д.58-61).
В подтверждение законности приказа представителями должностного лица в суд представлены следующие письменные доказательства: выписка из должностного регламента по занимаемой Богдановым воинской должности и приказ по Управлению от 7 апреля 2008 года N 046 об утверждении регламента служебного времени, согласно которым рабочий день военнослужащим, включая заявителя, установлен с 9 до 18 часов с перерывом на обед с 12.30 до 13.15; рапорт непосредственного начальника заявителя и объяснения его сослуживцев, согласно которым Богданов в обеденное время 7 декабря без уведомления и разрешения руководства убыл из здания Управления и отсутствовал на службе до конца рабочего времени (л.д.41- 45, 62-67).
Об этих же фактах сообщили суду допрошенные по ходатайству представителя должностные лица свидетели Капитонов М.А. и Сухинин Д.В. (л.д.90 - 92).
Однако сами по себе данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии в действиях Богданова вмененного ему грубого дисциплинарного проступка.
Так, согласно пункту 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" грубым дисциплинарным проступком является отсутствие в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более 4-х часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени.
По делу установлено, что Богданов проходит военную службу в территориальном Управлении ФСБ в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам службы по контрразведывательному обеспечению объектов промышленности и в объем его должностных обязанностей непосредственно входит работа на расположенных за пределами Управления конкретных предприятиях и в организациях (л.д.41-43, 53-57, 91).
Следовательно, данные объекты являются местом службы заявителя, находящимся за пределами Управления. Выполнение служебных обязанностей на территории этих объектов, даже при убытии на них вопреки установленным правилам и порядку получения санкции на проведение оперативных мероприятий, не может расцениваться как отсутствие на службе без уважительных причин.
Как правильно установил суд первой инстанции, оперативный сотрудник Богданов в послеобеденное время 7 декабря 2011 года находился на одном из таких объектов с посещением предприятия и располагающейся на его территории организации, что подтверждается объяснениями заявителя, показаниями свидетеля Язева А.Ю., справкой указанной организации, распечатками информационной базы системы спутникового наблюдения за автомобилем заявителя и сведениями оператора сотовой связи о соединениях с его мобильного телефона (л.д.30-33, 89).
В частности, совокупность приведенных доказательств свидетельствует о том, что Богданов прибыл на объект на личном автомобиле около 13.30, в это же время созвонился с лицом, ответственным за пропуск на режимное предприятие, которое, в свою очередь, осуществило его допуск на территорию, а убыл Богданов с предприятия после 18 часов.
Представитель должностного лица подтвердил, что работа на данных предприятии и в организации входит в круг должностных обязанностей Богданова.
Сопоставление установленных фактов со сведениями из регламента служебного времени, утвержденного приказом начальника УФСБ России по СПб и ЛО от 7 апреля 2008 года N 046 (л.д.44-45), согласно которому рабочий день в Управлении установлен с 9 до 18 часов с перерывом на обед с 12.30 до 13.15, позволили гарнизонному военному суду прийти к правильному выводу о том, что отсутствует вина заявителя в совершении грубого дисциплинарного проступка, за который он наказан приказом должностного лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не допускается привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности, если его действие не является виновным.
Доводы представителя должностного лица о том, что Богданов убыл за пределы Управления самовольно, без разрешения начальника и отсутствует документальное подтверждение его служебной деятельности, правового значения не имеет, поскольку из содержания оспариваемого приказа видно, что Богданов привлечен к ответственности за иные действия - отсутствие на службе без уважительных причин.
При таких обстоятельствах, решение гарнизонного военного суда о признании незаконным приказа начальника Управления ФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 16 января 2012 года N 49-лс о привлечении Богданова к дисциплинарной ответственности является по существу правильным.
В связи с этим все доводы представителя должностного лица, касающиеся соблюдения процедуры привлечения заявителя к дисциплинарной ответственности и его прав, являются беспредметными, поскольку в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 29 мая 2012 года по гражданскому делу по заявлению подполковника юстиции Богданова Николая Борисовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.