Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 03 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Ленинградский окружной военный суд в составе:
Председательствующего: Савельева И.Г.,
судей: Кунцевича Ю.М.,
Позднякова С.И.,
при секретаре Навлевой Е.О., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Кизиловой Н.П. на решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 15 июня 2012 года по заявлению ефрейтора Кизиловой Надежды Петровны об оспаривании решений начальника Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление) о снятии ее с жилищного учета и об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Кунцевича Ю.М., объяснения заявителя Кизиловой Н.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, решением жилищной комиссии войсковой части 41480 от 25 мая 2009 года (протокол N 3) Кизилова Н.П., проходящая военную службу с 1992 года, была признана нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
На основании извещения из Департамента жилищного обеспечения МО РФ от 11 декабря 2011 года N 66996 заявителю на состав семьи из двух человек распределено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, общей площадью 52,8 кв.м., по адресу: Санкт - Петербург, п. Шушары, Славянка, Колпинское шоссе, д. 24, корп. 2, кв. 57.
Согласно решениям заместителя начальника Управления от 27 марта 2012 года N 02-24/043 и N 03-31/230 заявитель соответственно снят с учета нуждающихся в жилых помещениях и ему отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В основу решений было положено, что в 1999 году супругом Кизиловой Н.П. - Кизиловым С.И., с которым она состояла в браке до 2009 года, от МО РФ был получен "Государственный жилищный сертификат" (далее - ГЖС) на состав семьи из трех человек, который был ими реализован посредством приобретения жилого помещения, общей площадью 55,5 кв.м., по адресу: Санкт - Петербург, Комендантский проспект, д. 8, корп. 3, кв. 53. В силу этого должностное лицо пришло к выводу, что повторное обеспечение жильем военнослужащего за счет военного ведомства действующим законодательством не предусмотрено, применив положения п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Считая свои права нарушенными, Кизилова Н.П. обратилась в военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконными решения заместителя начальника Управления от 27 марта 2012 года N 02-24/043 и N 03-31/230, обязав должностное лицо предоставить ей указанное жилое помещение.
Суд первой инстанции оставил заявление без удовлетворения, признав решения заместителя начальника Управления законными и обоснованными.
В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с судебным постановлением, просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Так, Кизилова Н.П. приводит, что она, как военнослужащая, не использовала свое право на обеспечение жилым помещением по месту прохождения военной службы. Обеспечение сертификатом ее бывшего члена семьи не может ставиться в зависимость и служить основанием для снятия ее с жилищного учета, поскольку она и ее дочь обеспечивались ранее жильем (ГЖС) по установленным нормам из источников, не связанных с реализацией ей статуса военнослужащего. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71 "О федеральной целевой программе "ГЖС" участие в ней предполагает желание самого военнослужащего, которое она ни в какой форме не высказывала.
Также автор апелляционной жалобы утверждает, что в решении суда не приведена ни одна правовая норма, которая бы запрещала ей состоять на жилищном учете. Ссылка на п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ не подлежала применению, так как жилищные права военнослужащих должны регулироваться исключительно Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела. В основе выводов суда, вопреки утверждению в апелляционной жалобе, лежит правильное применение судом норм материального права.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, подтверждающие право состоять на учете. Военнослужащий, получая жилье, должен предоставить документ о сдаче ранее полученного (приобретенного по ГЖС) им жилого помещения.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставление за счет МО РФ жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на МО РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от МО РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не МО РФ.
Мнение Кизиловой Н.П. о том, что она не использовала свое право на получение жилья за счет военного ведомства, является ошибочным. При этом ее волеизъявление на получение ГЖС, как члена семьи военнослужащего, подтверждается дачей ей согласия своему бывшему супругу в 2000 году на приобретение жилья в избранном ими постоянном месте жительства и его последующую продажу. Поэтому применительно к требованиям ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" она и ее дочь не вправе повторно претендовать на получение жилья за счет военного ведомства, как по месту службы, так и в избранном месте жительства.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Порядок обеспечения жильем военнослужащих регламентируется "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, в соответствии с п.п. "д" п. 10 которой военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещения.
Введенной в действие приказом МО РФ от 18 ноября 2010 года N 1550 "Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, жилыми помещениями", на Департамент жилищного обеспечения МО РФ возложена обязанность по обеспечению жилищных прав военнослужащих.
В силу приказов МО РФ от 27 августа 2010 года N 1135 и от 03 ноября 2010 года N 1455 в Санкт - Петербурге и Ленинградской области указанный уполномоченный орган осуществляет полномочия через свое структурное подразделение - Управление, должностное лицо которого правильно установило неправомерность действий жилищной комиссии войсковой части 41480 при принятии Кизиловой Н.П. на жилищный учет.
Поэтому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что должностное лицо Управления, принимая решение о снятии заявителя с жилищного учета и отказе ему в предоставлении распределенного жилого помещения по договору социального найма, действовало в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства.
Каких - либо нарушений судом норм процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 15 июня 2012 года по заявлению ефрейтора Кизиловой Надежды Петровны об оспаривании решений заместителя начальника Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.