Решение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 03 декабря 2012 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: ГОГИНА А.В.,
СУДЕЙ: ОБЪЕКТОВА Е.Л.,
ПОЗДНЯКОВА С.И.,
при секретаре Рогачёвой А.В.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 21 сентября 2012 года по заявлению
БАЛАШЕНКО Марины Викторовны
об оспаривании решения жилищной комиссии и начальника Федерального государственного казённого учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Санкт-Петербурга и Ленинградской области" от 3 февраля 2012 года (протокол N 2) о снятии её с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Позднякова С.И., объяснения представителя заявительницы Саматовой Э.М., поддержавшей апелляционную жалобу своей доверительницы, а также объяснения представителя должностного лица и жилищной комиссии Григорьева В.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Гарнизонный военный суд отказал в удовлетворении заявления Балашенко, в котором она просила признать незаконным решение жилищной комиссии и начальника Федерального государственного казённого учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Санкт-Петербурга и Ленинградской области" от 3 февраля 2012 года (протокол N 2) о снятии с её учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обязать жилищную комиссию и должностное лицо отменить это решение, восстановив её и членов семьи на соответствующем учёте с 17 ноября 2009 года.
Не соглашаясь с решением гарнизонного военного суда, Балашенко в апелляционной жалобе, просит его отменить. Автор апелляционной жалобы, перечисляя все указанные в ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, утверждает, что обжалуемое судебное решение является незаконным. Далее заявительница в апелляционной жалобе приводит положения п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 56 ЖК РФ и пишет, что, обращаясь в жилищную комиссии в 2009 году с рапортом о принятии её на учёт нуждающихся в обеспечении жильём, представила все документы подтверждающие состав её семьи и жилищные условия, а также свидетельствующие об истечении пятилетнего срока с момента ухудшения жилищных условий.
Рассмотрев материалы дела, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
При рассмотрении настоящего дела гарнизонным военным судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального законов, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
Как следует из содержания имеющейся в материалах дела выписки из протокола N 2 заседания жилищной комиссии подразделений пограничного управления, дислоцированных в г. Санкт-Петербурге от 3 февраля 2012 года (л.д. 22-24), Балашенко и члены её семьи сняты с учёта нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма на основании п.п.6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Принимая указанное решение, жилищная комиссия исходила из того обстоятельства, что заявительница ранее по прежнему месту службы уже была обеспечена жилым помещением от органов безопасности, которое оформила в собственность и продала, а поэтому не могла быть вновь принята на учёт нуждающихся в обеспечении жильём.
Оспаривая решение жилищной комиссии, Балашенко, не отрицая сам факт обеспечения её ранее жилым помещением, в заявлении указала, что была принята на учёт нуждающихся в обеспечении жильём с учётом положений ст. 53 ЖК РФ, так как после продажи ею полученного по прежнему месту службы жилья прошло более пяти лет, при этом жилищной комиссии в 2009 году были представлены все необходимые документы, свидетельствующие о её жилищных условиях. Кроме того заявитель полагала, что обжалуемое ею решение жилищной комиссии принято с нарушением установленного ст. 56 ЖК РФ порядка снятия граждан с учёта.
Отказывая в удовлетворении заявления Балашенко, гарнизонный военный суд пришёл к выводу, что жилищная комиссия, принимая обжалуемое заявительницей решение, действовала в соответствии с действующим жилищным законодательством, регламентирующим обеспечение военнослужащих жильём за счёт федерального бюджета.
С таким выводом гарнизонного военного суда согласен и суд второй инстанции.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 года N 453-О, военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальными правилам.
Право военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями закреплено в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жильём военнослужащих ФСБ РФ осуществляется по правилам, установленным приказом ФСБ РФ N 590 от 24 октября 2011 года "Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями".
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, на весь период военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, а те из них, кто заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), служебные жилые помещения предоставляются на первые пять лет военной службы и при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно материалам дела, Балашенко относится к военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
С учётом этого, заявительница в период прохождения военной службы имела право на получение жилья на общих основаниях.
Такое жилое помещение, то есть для постоянного проживания, ей было предоставлено в 1997 году по месту прохождения военной службы в г. Чита.
Таким образом, право Балашенко на обеспечение жилым помещением за счёт федерального бюджета, было реализовано.
Данное обстоятельство заявительницей не оспаривается.
В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" не содержится прямого запрета в повторном обеспечении военнослужащих жильём и военнослужащий, нуждающийся в получении жилья, в период прохождения военной службы может быть обеспечен им неоднократно.
Вместе с тем, повторное обеспечение нуждающегося в получении жилья военнослужащего может быть произведено лишь при условии сдачи им ранее полученного за счёт федерального бюджета жилого помещения.
Данное положение, применительно к военнослужащим ФСБ РФ, к которым относится и заявительница, предусмотрено "Правилами организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями", в соответствии с которыми, в целях признания нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующий рапорт, к которому прилагается, в том числе, справка о сдаче жилого помещения или документ, подтверждающий передачу в установленном порядке военнослужащим и членами его семьи жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности по прежнему месту жительства соответствующему государственному, муниципальному органу (учреждению).
Таким образом, если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего.
Как следует из материалов дела, предусмотренную "Правилами организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями" справку о сдаче жилого помещения Балашенко в жилищную комиссию не представляла и не может предоставить её в настоящее время.
При таких обстоятельствах принятие Балашенко на учёт нуждающихся в 2009 году было осуществлено жилищной комиссией в нарушение как Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и "Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями".
В настоящее время, оспаривая решение жилищной комиссии о снятии с учёта нуждающихся в обеспечении жильём, заявительница по существу ставит вопрос о повторном бесплатном получении жилья от государства, что никакими законодательными актами, регламентирующими обеспечение военнослужащих жильём, не предусмотрено.
С учётом этого снятие Балашенко с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением жилищных прав заявительницы не нарушает.
Что же касается утверждения автора апелляционной жалобы о нарушении жилищной комиссией порядка снятия её с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением, то оно не основано на материалах дела, и само по себе не может служить достаточным основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 21 сентября 2012 года по заявлению БАЛАШЕНКО Марины Викторовны об оспаривании решения жилищной комиссии и начальника Федерального государственного казённого учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Санкт-Петербурга и Ленинградской области" от 3 февраля 2012 года (протокол N 2) о снятии её с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.