Кассационное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 17 января 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ментова В.Г.,
судей: Леднёва А.А.,
Николаева И.В.,
при секретаре Масловой О.В.,
с участием начальника отдела - старшего помощника военного прокурора Центрального военного округа полковника юстиции Жука Е.В., представителя заявителя Фомина Д.В. и представителя командующего войсками Центрального военного округа Силаевой А.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя Косьминой Т.А. на решение Самарского гарнизонного военного суда от 2 декабря 2011 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшей военнослужащей 22 военно-врачебной комиссии майора медицинской службы запаса
К О С Ь М И Н О Й Татьяны Аркадьевны об оспаривании действий командующего войсками Центрального военного округа (далее по тексту - ЦВО) и военного комиссара Самарской области, связанных с досрочным увольнением заявителя с военной службы, исключением её из списков личного состава названного выше военного комиссариата в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее по тексту - ОШМ) и необеспечением установленным вещевым имуществом, соответственно.
Заслушав доклад судьи Николаева И.В., объяснения представителя заявителя Фомина Д.В. в поддержку кассационной жалобы, а также мнение представителя командующего войсками Центрального военного округа Силаевой А.С. и заключение начальника отдела - старшего помощника военного прокурора Центрального военного округа полковника юстиции Жука Е.В. об оставлении решения гарнизонного военного суда без изменения, а кассационной жалобы заявителя без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Косьмина, проходившая военную службу по контракту в должности старшего врача-специалиста (члена комиссии) 22 военно-врачебной комиссии, в связи с сокращением занимаемой ею должности была освобождена от исполнения обязанностей по ней и зачислена в распоряжение командующего войсками ЦВО с содержанием при военном комиссариате Самарской области.
18 февраля 2011 года Косьмина военно-врачебной комиссией (далее по тексту - ВВК) госпитальной при ВГ ФГУ "354 ОВКГ" МО РФ (город Сызрань) была признана годной к военной службе с незначительными ограничениями, в связи с чем 22 февраля того же года ею был подан рапорт об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
7 мая 2011 года после проведения беседы (18 февраля 2011 года), в ходе которой Косьмина подтвердила своё согласие на увольнение по ОШМ и каких-либо просьб в этой связи не высказывала, а также направления соответствующего представления приказом командующего войсками ЦВО N 71 на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями, она была досрочно уволена с военной службы.
11 августа 2011 года приказом военного комиссара Самарской области N 136 Косьмина была исключена с 4 сентября 2011 года из списков личного состава военного комиссариата.
12 сентября 2011 года председателем комиссии было утверждено заключение военно-врачебной комиссии госпитальной при структурном подразделении N 7 военный госпиталь ФБУ "354 ОВКГ" МО РФ от 2 августа того же года об ограниченной годности Косьминой к военной службе.
Полагая, что она могла быть уволена с военной службы по иному основанию, Косьмина обратилась в Самарский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просила признать приказы вышеуказанных должностных лиц об увольнении её с военной службы и исключении из списков личного состава военного комиссариата в связи с ОШМ незаконными и не действующими с момента их издания, отменить их в соответствующей части, а также обязать командующего войсками ЦВО уволить её с военной службы по состоянию здоровья, а названного выше военного комиссара обеспечить вещевым имуществом.
Самарский гарнизонный военный суд своим решением от 2 декабря 2011 года отказал Косьминой в удовлетворении её заявления.
Не согласившись с таким решением суда, Косьмина подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
В обоснование этого, приводя пункт 23 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, постановление Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" и обращая внимание на окончание срока военной службы, Косьмина указывает, что до 4 сентября 2011 года она являлась военнослужащей, а 2 августа того же года была признана военно-врачебной комиссией ВГ ФГУ "354 ОВКГ" МО РФ ограниченно годной к военной службе, а, следовательно, имела право на выбор основания увольнения с военной службы. При этом утверждение данного решения ВВК вышестоящим соответствующим должностным лицом, состоявшееся 12 сентября 2011 года, является лишь формальностью. Более того, как указывает автор жалобы, заключение ВВК в связи с допущенными секретарём комиссии техническими ошибками было возвращено в середине августа 2011 года, что также продлило срок его утверждения.
Таким образом, Косьмина в своей жалобе приходит к выводу, что именно в период прохождения военной службы у неё возникло право на выбор основания увольнения с военной службы, а именно, вопреки мнению суда первой инстанции, 11 августа 2011 года, когда при нахождении в военном комиссариате она сообщила об этом должностному лицу, ответственному за обеспечение военнослужащих денежным и вещевым видами довольствия.
Также в жалобе указывается, что изначально она была согласна с основанием увольнения с военной службы по ОШМ, однако вследствие ухудшения состояния здоровья, нахождения на обследовании и соответствующего заключения ВВК хотела его изменить.
В заключение жалобы её автор указывает на неисследование судом первой инстанции представленных ею в судебное заседание направления на ВВК, её заключения, служебной и медицинской характеристик. Также, по мнению Косьминой, её не могли уволить с военной службы без обеспечения вещевым довольствием.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 "Положения о порядке прохождения военной службы" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при отсутствии других оснований для увольнения, при сокращении занимаемой им воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
Согласно пункту 24 указанной выше статьи Положения военнослужащий, досрочно уволенный с военной службы, должен быть исключён из списков личного состава воинской части не позднее дня истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в войсковую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы.
В соответствии с пунктом 243 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Минобороны РФ от 20 августа 2003 года N 200, свидетельство о болезни составляется на всех военнослужащих, признанных не годными к военной службе, ограниченно годными к военной службе. При этом такое заключение ВВК, оформленное свидетельством о болезни, подлежит утверждению штатной ВВК, а не утверждённое заключение возвращается в составившую его ВВК.
Согласно заключению ВВК госпитальной при ВГ ФГУ "354 ОВКГ" МО РФ (город Сызрань) от 18 февраля 2011 года (справка N 66) Косьмина признана годной к военной службе с незначительными ограничениями (л.д. 30).
Как видно из рапорта Косьминой от 22 февраля 2011 года, она ходатайствовала перед военным комиссаром Самарской области о представлении её к досрочному увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом претензий к Минобороны она не имела, а рапорт написан ею добровольно и без оказания какого-либо давления со стороны руководства военного комиссариата (л.д. 29).
Согласно листу беседы от 22 февраля того же года Косьмина подтвердила своё согласие на досрочное увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, каких-либо просьб от неё не поступило (л.д. 28).
Как видно из представления от 1 марта 2011 года Косьмина, по ходатайству военного комиссара Самарской области была представлена к досрочному увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 31-34).
В соответствии с приказами командующего войсками ЦВО от 7 мая 2011 года N 71 и военного комиссара Самарской области от 11 августа 2011 года N 136 Косьмина на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями, была досрочно уволена с военной службы и исключена с 4 сентября 2011 года из списков личного состава военного комиссариата. При этом выписка из вышеуказанного приказа командующего войсками ЦВО поступила в военный комиссариат Самарской области 8 августа 2011 года (л.д. 10-11).
Как видно из свидетельства о болезни N 230/12, Косьмина действительно 2 августа 2011 года была освидетельствована военно-врачебной комиссией и признана ограниченно годной к военной службе, 12 сентября 2011 года данное заключение ВВК было утверждено председателем комиссии (л.д. 12).
Поскольку на момент представления Косьминой к увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями у неё иных оснований не имелось, заявитель добровольно избрала такое основание увольнения, подав соответствующий рапорт, и впоследствии вплоть до дня исключения её из списков личного состава военного комиссариата иных просьб относительно основания увольнения не высказывала, не изъявляла таковых и в форме рапорта, направленного установленным порядком, а исключена была из соответствующих списков воинского подразделения в установленные законом сроки и при отсутствии к тому каких-либо препятствий, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о законности увольнения Косьминой с военной службы по названному выше основанию.
Заключение же ВВК от 2 августа 2011 года было утверждено председателем комиссии лишь 12 сентября того же года, то есть после принятия в отношении Косьминой решения об увольнении с военной службы в связи с ОШМ и исключения её из списков личного состава по указанному основанию.
При этом как командующий войсками Центрального военного округа, так и военный комиссар Самарской области действовали в рамках предоставленных им полномочий и при наличии оснований для принятия такого решения.
Утверждение председателем комиссии заключения ВВК, вопреки доводам автора жалобы, не является формальностью, а установлено соответствующей вышеуказанной Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах РФ, которая в том числе позволяет и не согласиться с выводами, изложенными в заключении, возвратив заключение в составившую его ВВК.
Кроме того, как видно из протокола судебного заседания, вопреки утверждениям Косьминой, изложенным ею в кассационной жалобе, судом первой инстанции исследовались её направление на ВВК от 21 июля 2011 года N2-968, заключение комиссии, утверждённое 12 сентября того же года, а также служебная и медицинская характеристики (л.д. 46).
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Как видно из пункта 16 статьи 34 Положения, военнослужащий может быть восстановлен в списках личного состава части по причине неполного обеспечения положенными видами довольствия лишь при условии установлении факта совершения в отношении него заведомо неправомерных действий, когда по вине воинских должностных лиц военнослужащий без его согласия исключается из списков личного состава части без обеспечения установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением.
Согласно справке военного комиссара Самарской области от 1 декабря 2011 года N 3033 и объяснениям помощника начальника юридического отделения военного комиссариата Самарской области Кижаевой Е.В. Косьмина на вещевом обеспечении в названном военном комиссариате не состоит, с 2009 года по настоящее время вещевой аттестат, полученный ею по предыдущему месту военной службы, не представляла (л.д. 46 и 52).
Поскольку непредъявление в соответствующую службу военного комиссариата вещевого аттестата препятствовало должностным лицам названного воинского учреждения реализовать право заявителя на получение вещевого довольствия в установленные законом сроки, какого-либо нарушения этими должностными лицами прав заявителя в их действиях не содержится.
Оценивая же иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит их несостоятельным, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, вышеприведённым нормам законов, а, соответственно, не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского гарнизонного военного суда от 2 декабря 2011 года по гражданскому делу по заявлению бывшей военнослужащей 22 военно-врачебной комиссии майора медицинской службы запаса Косьминой Татьяны Аркадьевны об оспаривании действий командующего войсками ЦВО и военного комиссара Самарской области, связанных с досрочным увольнением заявителя с военной службы и исключением её из списков личного состава названного выше военного комиссариата в связи с ОШМ, а также не обеспечением установленным вещевым имуществом, оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя Косьминой Т.А. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья Приволжского окружного военного суда
И.В. Николаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.