Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Винеля А.В. и Зубаровской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием истицы Кондратенковой Г.С., представителей ответчиков - Отделения Пенсионного фонда РФ ( ... ) Луниной В.В. и ИФНС ( ... ) Латутиной Н.С. дело по частной жалобе Кондратенковой Г.С. на определение Промышленного районного суда гор. Смоленска от 3 октября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения истицы Кондратенковой Г.С., представителей ответчиков Луниной В.В. и Латутиной Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кондратенкова Г.С., получающая с 01.09.2009 г. пенсию за выслугу лет по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", обратилась в Промышленный районный суд гор. Смоленска с иском к Пенсионному фонду РФ, ИФНС ( ... ), Управлению Пенсионного фонда РФ ( ... ), Федеральной налоговой службе РФ и Минздравсоцразвития РФ о перерасчете указанной пенсии с включением в выслугу лет незасчитанного ей при назначении периода работы в райисполкоме с 27.04.1978 г. по 08.01.1985 г. в должности кассира, старшего бухгалтера централизованной бухгалтерии.
Обжалуемым определением исковое заявление Кондратенковой Г.С. было оставлено без рассмотрения.
В рассматриваемой частной жалобе она просит отменить определение, указывая на то, что 03.10.2011 г. обратилась в ИФНС России ( ... ) с заявлением о включении в стаж государственной службы периода работы в райисполкоме с 27.04.1978 г. по 08.01.1985 г., но 11.10.2011 г. получила отказ со ссылкой на пропуск установленного законом срока обращения с таким заявлением.
Проверив законность и обоснованность определения судьи суда первой инстанции исходя из доводов частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном обеспечении) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством РФ, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом РФ.
Пунктом 15 перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 года N 1413 (утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 года N 1141, утвердившего новый перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих), предусматривалось, что в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Принятым во исполнение статьи 19 Закона о пенсионном обеспечении и Указа Президента РФ от 17 декабря 2002 года N 1413 Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2003 года N 570 установлено, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях, определяемых Президентом РФ, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством РФ переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа (пункт 1).
Полномочия по утверждению порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих делегированы Минздравсоцразвития РФ.
В соответствии с пунктом 10 названного Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 9 декабря 2004 года N 312, в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих могут быть включены иные периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, в совокупности не превышающие 5 лет, на основании решения Минздравсоцразвития РФ, согласованного с Министерством финансов РФ.
Решение Минздравсоцразвития РФ принимается по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы.
Представление руководителя федерального государственного органа о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы) оформляется на основании заявления федерального государственного служащего, имеющего на момент подачи заявления право на трудовую пенсию по старости (инвалидности).
К представлению руководителя федерального государственного органа прилагаются следующие документы: копия трудовой книжки, справка-объективка, копия приказа об увольнении федерального государственного служащего.
Принятое решение либо отказ в принятии такого решения направляется в кадровую службу федерального государственного органа, направившего представление.
Представления руководителей федеральных государственных органов направляются в Пенсионный фонд РФ для их рассмотрения, подготовки по ним проекта решения и внесения его на утверждение Министру здравоохранения и социального развития РФ.
Таким образом, включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов службы (работы) федерального государственного гражданского служащего осуществляется по решению Минздравсоцразвития РФ на основании представления руководителя соответствующего федерального государственного органа, внесенного по заявлению федерального государственного гражданского служащего.
Из дела видно, что Кондратенкова Г.С. 2009 года была освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы, которую она проходила в Инспекции ФНС России ( ... )
При этом каких-либо документов о включении в стаж государственной гражданской службы Кондратенковой Г.С. периода ее работы в централизованной бухгалтерии райисполкома с 27.04.1978 г. по 08.01.1985 г. как "иного периода" в Минздравсоцразвития РФ из ФНС России не поступало, соответственно, и решение о включении либо отказе во включении указанного периода данным органом не принималось.
В такой ситуации суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии предмета спора.
Доводы жалобы о том, что руководителем налоговой службы ей было отказано в оформлении и направлении в Минздравосоцразвития РФ документов о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы в централизованной бухгалтерии райисполкома с 27.04.1978 г. по 08.01.1985 г. как "иного периода", выводов суда первой инстанции не опровергают и по существу содержат ссылку на новые обстоятельства, возникшие уже после вынесения обжалуемого определения.
В случае несогласия с указанными действиями (бездействием) должностного лица налоговой службы Кондратенкова Г.С. не лишена права оспорить их в суде.
В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости оставления иска Кондратенковой Г.С. без рассмотрения.
Суд ошибочно отождествил указанный выше порядок включения в стаж государственной гражданской службы "иных периодов" и установленный федеральным законом для данной категории дел порядка урегулирования спора и, как следствие этого, неправильно сослался на норму абзаца второго статьи 222 ГПК РФ, предусматривающую оставление заявления без рассмотрения.
Суду, - исходя из того, что заявление Кондратенковой Г.С. подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке, - следовало прекратить производство по настоящему делу по основанию, установленному абзацем 2 статьи 220 в его взаимосвязи с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.
Поскольку судом неправильно применены нормы процессуального права, определение об оставлении заявления без рассмотрения нельзя признать законным, и оно подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь статьями 366, 374 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Промышленного районного суда гор. Смоленска от 3 октября 2011 года отменить.
Вынести новое определение, которым производство по делу прекратить.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.