Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Исаева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Косенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ТГОО "Таганрогская лига потребителей" о признании представления прокурора г.Таганрога незаконным и необоснованным.
УСТАНОВИЛ:
В Таганрогский городской суд обратилось ТГОО "ТЛП" с заявлением о признании представления прокурора г.Таганрога N 07-01-12 от 06.06.2012 года незаконным и необоснованным.
В обосновании заявления указано, что 06.06.2012 года прокурором г.Таганрога вынесено Представление об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей и об общественных объединениях N 07-01-12 (Далее Представление) в адрес Председателя ТГОО "ТЛП", поступившее в адрес ТГОО "ТЛП". Согласно Представлению в результате проверки в деятельности заявителя выявлены несоответствия положений Устава действующему законодательству РФ, а именно:
В Уставе организации основной ее целью является защита прав и интересов потребителей в г.Таганроге, что не соответствует п.2.1. Устава, где основной целью организации является защита прав и интересов членов ТЛП.
П.п.7 п. 2.2. Устава не соответствует п.3 ч.2. ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей"
Нарушен п. 4 ст. 1, ст.20 ФЗ "Об общественных объединениях" и ч. 1 ст.28 ФЗ "О некоммерческих организациях".
В связи с чем, прокурор, руководствуясь ст. 24 ФЗ "О прокуратуре РФ" в Предсталении требует: Безотлагательно рассмотреть настоящее представление, о дате и времени рассмотрения представления уведомить прокурора города Таганрог. Рассмотреть представление с обязательным участием прокурора города. Принять конкретные меры к устранению указанных нарушений закона, привести Устав ТГОО "Таганрогская лига потребителей" в соответствие с действующим законодательством. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.
4. О результатах рассмотрения представления сообщить прокурору не
позднее, чем в месячный срок со дня его получения. В информации указать сведения
о конкретных должностных лицах, ответственных за допущение указанных
нарушений законодательства и виде наложенного на них дисциплинарного
взыскания, с приложением копий соответствующих приказов.
Данное Представление заявитель считает не основано на нормах действующего законодательства, а именно, на Законе РФ "О защите прав потребителей", ФЗ "Об общественных объединениях", ФЗ "О некоммерческих организациях", в связи с чем обратился в суд.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица Министерство юстиции РФ по Ростовской области.
В судебное заседание представитель МЮ РФ по РО не явился. О месте и времени судебного разбирательства извещен. В суд поступило возражения относительно заявленных требований, указывая на отсутствие законных оснований для удовлетворения заявления ТГОО "ТЛП". Заявление рассмотрено в порядке положений ст. 257 ГПК РФ.
Представитель заявителя - Председатель ТГОО "ТЛП" Мирвода Н.Г., действующий на основании Устава в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Прокурор Ищенко И.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на отсутствие законных оснований.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
Согласно ст. 24 названного указанного Федерального закона представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Согласно Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 г., действующее законодательство не предусматривает специального порядка обжалования представлений прокурора.
Пунктом третьим Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
Должностные лица органов прокуратуры действующим законодательством не исключены из перечня лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.
Учитывая, что неисполнение представления прокурора органом или должностным лицом, в адрес которых оно внесено, может послужить основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ, такое представление по своей правовой природе не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считает, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, а суд рассматривает такое заявление по существу.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Из материалов дела видно, что в ходе проведенной прокуратурой г.Таганрога и Министерства юстиции РФ по Ростовской области совместной проверки по вопросу соблюдения ТГОО "Таганрогская лига потребителей" норм действующего законодательства выявлены нарушения. а именно: в Уставе организации основной ее целью является защита прав и интересов потребителей в г.Таганроге, что не соответствует п.2.1. Устава, где основной целью организации является защита прав и интересов членов ТЛП, п.п.7 п. 2.2. Устава не соответствует п.3 ч.2. ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей", нарушен п. 4 ст. 1, ст.20 ФЗ "Об общественных объединениях" и ч. 1 ст.28 ФЗ "О некоммерческих организациях".
По результатам проверки прокурор г.Таганрога внес представление N 07-01-12 от 06.06.2012 года в адрес Председателя ТГОО "ТЛП".
По смыслу приведенных выше положений Закона о прокуратуре, а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не может быть исполнено принудительно, поскольку оно направлено на понуждение указанных в п. 1 ст. 21 данного Закона органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора может быть реализовано путем обращения в суд.
Из совокупности названных норм следует, что представление прокурора само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и законных интересов органа или должностного лица, которым оно вынесено, так как доводы прокурора, изложенные в представлении являются субъективными, а само требование не носит обязательный характер. Кроме того, представление прокурора внесено не ТГОО "ТЛП", а его Председателю, как это предусмотрено ст. 24 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", и содержащиеся в представлении предписания адресованы этому должностному лицу, которое вправе оспорить представление в установленном законом порядке. К ответственности за неисполнение требований прокурора также возможно подлежит привлечению указанное должностное лицо, а не общество в силу ст. 17. 7 КоАП РФ.
Исходя из этого, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое представление не затрагивает права и законные интересы ТГОО "ТЛП" в сфере защиты прав потребителей города Таганрога, так и членов ТЛП, не возлагает на общество каких-либо обязанностей, и не создает иных препятствий для его деятельности, тогда как согласно ст. 255 ГПК РФ, возможность признания недействительным ненормативного правового акта зависит от наличия таких негативных последствий для заявителя.
Суд при принятии решения исходит из того, что основанием для обращения в суд могут являться исключительно объективно существующие нарушения либо угроза нарушения прав лиц, в интересах которых, последовало такое обращение, поскольку целью обращения в суд является восстановление нарушенного прав, а, учитывая, отсутствие указанных обстоятельств, считает необходимым отказать в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст.194-198,255,257 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ТГОО "Таганрогская лига потребителей" о признании представления прокурора г.Таганрога N 07-01-12 от 06.06.2012 года незаконным и необоснованным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения.
Председательствующий подписьподпись Иса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.