Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей Ходусовой И.В., Доржиевой Б.В.
при секретаре Шевченко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 17 июля 2012 года гражданское дело по иску прокурора Читинского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения " "адрес" Государственной лесной службе "адрес" об обязании организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с мест несанкционированных свалок участкового лесничества Беклемишевского территориального отдела Государственной лесной службы "адрес", об обязании администрации городского поселения "Яблоновское" организовать на территории городского поселения " "адрес" место сбора и временного хранения бытовых отходов и мусора с выбором и отводом земельного участка, получением санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатацию санкционированной свалки и проектно-разрешительной документацией, а также лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственной лесной службы "адрес" ФИО3
на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 3 мая 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Читинского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения " "адрес" Государственной лесной службе "адрес" об обязании организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с мест несанкционированных свалок участкового лесничества Беклемишевского территориального отдела Государственной лесной службы "адрес", об обязании администрации городского поселения "адрес"" организовать на территории городского поселения "адрес"" место сбора и временного хранения бытовых отходов и мусора с выбором и отводом земельного участка, получением санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатацию санкционированной свалки и проектно-разрешительной документацией, а также лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения, удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения " "адрес" и Государственную лесную службу "адрес" организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с мест несанкционированных свалок участкового лесничества Беклемишевского территориального отдела Государственной службы "адрес", а именно:
- несанкционированную свалку вдоль обочины дороги "адрес" (по направлению к Сохондо) на территории квартала 15 выделов 5, 26 "адрес" участкового лесничества Беклемишевского территориального отдела, от квартального столба 15/9, 203 м.; на юго-восток, на протяжении 300 метров вдоль дороги, 25 метров в глубину лесного фонда, а также продолжение через 170 метров по обочине указанной дороги по направлению к "адрес";
- несанкционированную свалку при въезде в "адрес" справа от информационной таблички "адрес" в 500 метрах вглубь лесного массива на протяжении 300 метров;
- несанкционированную свалку на земельном участке, расположенном северо-западнее "адрес", прилегающей к трассе "адрес" квартал 15, выдел 5.
Обязать администрацию городского поселения " "адрес" организовать на территории городского поселения "адрес"" место сбора и временного хранения бытовых отходов и мусора с выбором и отводом земельного участка, получением санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатацию санкционированной свалки, и проектно-разрешительной документацией, а также лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения.
Заслушав доклад судьи "адрес"вого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. В результате проверки соблюдения природоохранного законодательства в городском поселении "Яблоновское" в марте-апреле 2012 года было установлены несанкционированные свалки бытовых отходов:
- вдоль обочины дороги "адрес" (по направлению к Сохондо) на территории квартала 15 выделов 5, 26 "адрес" участкового лесничества Беклемишевского территориального отдела, от квартального столба 15/9, 203 м.; на юго-восток, на протяжении 300 метров вдоль дороги, 25 метров в глубину лесного фонда, с продолжением через 170 метров по обочине указанной дороги по направлению к "адрес";
- на земельном участке, расположенном северо-западнее "адрес", прилегающем к трассе "адрес", квартал 15, выдел 5;
- при въезде в "адрес" справа от информационной таблички " "адрес"" в 500 метрах вглубь лесного массива на протяжении 300 метров.
Непринятие администрацией городского поселения " "адрес" Государственной лесной службой "адрес" мер по уборке несанкционированных свалок на территории "адрес" участкового лесничества Беклемишевского территориального отдела нарушает права неопределенного круга лиц - постоянно или временно проживающих на территории поселения "адрес"" на благоприятную окружающую среду, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц.
Государственной лесной службой "адрес" не организованы и не осуществляются меры пожарной безопасности в лесах, в том числе не проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, что может причинить ущерб лесному фонду.
Прокурор просил обязать администрацию городского поселения "адрес"" и Государственную лесную службу "адрес" организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с мест несанкционированных свалок участкового лесничества Беклемишевского территориального отдела Государственной службы "адрес". Обязать администрацию "адрес"" организовать на территории городского поселения место сбора и временного хранения бытовых отходов и мусора с выбором и отводом земельного участка, получением санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатацию санкционированной свалки, и проектно - разрешительной документацией, а также лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Государственной службы "адрес" ФИО3 выражает несогласие с решением суда в части возложения обязанности на Государственную лесную службу "адрес" организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с мест несанкционированных свалок, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права. Указывает, что проведенной проверкой прокуратуры установлены факты наличия свалок (бытовых отходов), которые образовались из-за бездействия местных властей, не организовавших на территории поселения сбор, вывоз и размещение бытовых отходов, что относится к полномочиям органов местного самоуправления. К полномочиям "адрес" очистка лесов от свалок (твердые бытовые отходы и т.п.) не относится. Кроме того, указывает, что при обнаружении на территории лесного фонда захламления уполномоченными органами исполнительной власти должны быть предприняты меры к выявлению нарушителей, за счет которого производится чистка леса. В случае необнаружения нарушителя в течение года, мероприятия по очистке леса включаются в план санитарно-оздоровительных мероприятий за счет субвенций из федерального бюджета, после проведения торгов. Поскольку нарушители не обнаружены, оснований в настоящее время для включения в план мероприятий по оздоровлению леса не имеется, в связи с чем считает, что предмет спора отсутствует, и в иске к Гослесслужбе следует отказать.
В отзыве на жалобу представитель администрации городского поселения "адрес"" ФИО4 полагает, что очистка леса от захламления должна быть осуществлена при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий лесничеством.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Государственной службы "адрес" ФИО5, поддержавшего доводы жалобы, прокурора прокуратуры "адрес" ФИО6, полагавшей решение суда законным и обоснованным, представителя ответчика городского поселения "адрес" ФИО4, поддержавшей доводы, изложенные в отзыве на жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва представителя ответчика "адрес"", судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что в городском поселении "Яблоновское" вдоль обочины дороги "адрес" (по направлению к Сохондо) на территории квартала 15, выделов 5, 26 "адрес" участкового лесничества Беклемишевского территориального отдела, от квартального столба 15/9, 203 м.; на юго-восток, на протяжении 300 метров вдоль дороги, 25 метров в глубину лесного фонда, с продолжением через 170 метров по обочине указанной дороги по направлению к "адрес", на земельном участке северо-западнее "адрес", прилегающем к трассе Чита-Хилок, квартал 15, выдел 5, а также в районе "адрес", при въезде в пгт. Яблоново справа от информационной таблички "адрес"" в 500 метрах вглубь лесного массива на протяжении 300 метров расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, что подтверждается актом проверки от 2.04.2012 и приложениями к нему (л.д.9-15). Наличие несакционированных свалок в указанных местах не оспаривалось сторонами.
Несанкционированные свалки расположены на территориях земель лесного фонда (Беклемишевского участкового лесничества), что также не оспаривалось в суде первой инстанции и следует из объяснений представителя ответчика в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действуют принятые Постановлением Правительством Российской Федерации N 414 от 29 июня 2007 года Правила санитарной безопасности в лесах.
В силу подпункта "б" пункта 3 Правил меры санитарной безопасности в лесах включают в себя санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, которым устанавливаются единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно пункту 66 указанного Руководства при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий (п.п. 67, 68 Руководства).
Доводы жалобы о том, что в данном случае основания для включения в план санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса на вышеназванных территориях не возникли, не могут служить основанием для отмены решения.
Процедура, указанная в Руководстве, в том числе принятие мер по выявлению нарушителей природоохранного законодательства, по сути является одним из этапов процесса организации санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Положением о Государственной лесной службе "адрес" (далее - Служба) установлено, что Служба является исполнительным органом государственной власти "адрес", осуществляющим функции по контролю и надзору, функции по оказанию государственных услуг и управление в области лесных отношений. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, исполнительными органами государственной власти края, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями в пределах своих полномочий (п.2.1. Положения). К одним из полномочий Службы относится и организация охраны лесов на землях лесного фонда, их защиты, обеспечение охраны и защиты лесов (п.8.2.5). Пунктами 9.39, 9.47 Положения установлено, что в целях реализации своих полномочий Служба осуществляет контроль за выполнением мероприятий по охране и защите лесов, составляет протоколы об административных правонарушениях и рассматривает дела об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции.
Государственной лесной службой "адрес" не представлено доказательств тому, что в пределах названных выше полномочий, при взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти, Службой предприняты меры к выявлению нарушителей и применению к ним предусмотренных законодательством санкций. Поэтому вывод суда о возложении на Государственную лесную службу "адрес" обязанности по организации мероприятий по сбору и вывозу мусора и отходов с мест несанкционированных мест свалок на территории Беклемишевского участкового лесничества является законным и обоснованным.
Вместе с тем, вывод о возложении на Гослесслужбу "адрес" обязанности по осуществлению мероприятий по сбору и вывозу мусора и отходов, не основан на законе, противоречит приведенным положениям законодательства, поскольку очистка территории лесов на землях лесного фонда производится после размещения заказа на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий путем проведения торгов. Это следует из п.п.27-28 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, которым устанавливаются единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда. Проведение мероприятий непосредственно по очистке лесов от загрязнений и захламлений не относится к полномочиям Государственной лесной службы "адрес".
В соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для изменения решения суда в апелляционном порядке.
При таком положении указание на возложение на Государственную лесную службу "адрес" обязанности по осуществлению мероприятий по сбору и вывозу мусора и отходов подлежит исключению из резолютивной части решения.
Оснований для отмены решения, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 3 мая 2012 года изменить, исключив из резолютивной части решения указание на возложение на Государственную лесную службу "адрес" обязанности по осуществлению мероприятий по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с мест несанкционированных свалок участкового лесничества Беклемишевского территориального отдела Государственной лесной службы "адрес".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Литвинцева И.В.
Судьи: Доржиева Б.В.
Ходусова И.В.
Копия верна.
Судья Забайкальского краевого суда Доржиева Б.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.