Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 21 сентября 2012 г. по делу N 33А-247/2012
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - заместителя председателя суда Шестопалова В.А., судей Дубова Ю.А. и Тарабакина А.В., при секретаре судебного заседания Герман И.А., с участием представителя заинтересованного лица капитана юстиции Сысоева А.Н., рассмотрел апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица майора юстиции Шиляева А.С. на решение Томского гарнизонного военного суда от 16 июля 2012 года по заявлению военнослужащего войсковой части ... прапорщика Захаревич Оксаны Викторовны об оспаривании отказа жилищной комиссии и командира войсковой части ... в постановке на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А. и выступление представителя заинтересованного лица в поддержку доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Захаревич, проходя военную службу по контракту в войсковой части ... , 4 апреля 2012 года подала установленным порядком рапорт о признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
29 июня 2012 года жилищная комиссия войсковой части ... (далее жилищная комиссия) отказала Захаревич в постановке на жилищный учет, а командир указанной войсковой части утвердил данное решение.
Считая, что решение жилищной комиссии и названного должностного лица нарушают ее права, Захаревич обратилась с заявлением в гарнизонный военный суд, в котором просила признать данное решение незаконным и обязать коллегиальный орган и должностное лицо отменить его.
Решением Томского гарнизонного военного суда от 16 июля 2012 г. требования заявительницы признаны обоснованными, а на жилищную комиссию и командира войсковой части ... возложена обязанность отменить решение об отказе в постановке на жилищный учет.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части ... Шиляев утверждает, что судебное решение основано на неправильном толковании и применении судом норм материального права, в связи с чем просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе заявительнице в удовлетворении ее требований в полном объеме.
В обоснование жалобы представитель заинтересованного лица, анализируя положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "О статусе военнослужащих" и "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", а также ведомственные нормативные правовые акты утверждает, что действующим законодательством не предусмотрено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на обеспечение жилым помещением по договору социального найма от федерального органа исполнительной власти, в котором он проходит службу.
По мнению автора жалобы, обязанность по принятию на жилищный учет в целях обеспечения жильем на условиях социального найма лежит на органах местного самоуправления, а войсковая часть вправе признать военнослужащего только нуждающимся в улучшении жилищных условий. В связи с этим решение жилищной комиссии об отказе Захаревич в принятии на жилищный учет является правомерным.
Исследовав имеющиеся материалы дела и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а оснований для его отмены или изменения не имеется.
Из решения жилищной комиссии войсковой части ... следует, что основанием для отказа Захаревич в принятии на жилищный учет явилось отсутствие у жилищной комиссии полномочий решать вопрос о признании военнослужащих нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма. Других оснований для отказа заявительнице в принятии на жилищный учет решение жилищной комиссии войсковой части ... не содержит.Вопреки утверждению автора жалобы, право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на обеспечение по месту прохождения военной службы жилым помещением, в том числе и по договору социального найма, закреплено в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В частности, абз. 3 п. 1 названной статьи определяет, что военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, на первые пять лет обеспечиваются служебным жильем, а после истечения пяти лет - на общих основаниях.
Понятие "общее основание" в жилищном законодательстве не раскрывается, однако из содержания статьи 15 ЖК РФ, определяющей объекты жилищных прав граждан, следует, что объектом жилищных прав является жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан.
В соответствии со ст.ст. 49 и 92 ЖК РФ жилые помещения государственного или муниципального фонда предоставляется по договору социального найма или по договору найма специализированного жилого помещения. Иных видов порядка обеспечения жилыми помещениями из государственного или муниципального жилого фонда Жилищный кодекс РФ не содержит.
Из изложенного следует, что под предоставлением жилого помещения на "общих основаниях" понимается предоставление жилья на условиях социального найма, поскольку предоставление специализированного (в частности служебного) жилого помещения для военнослужащих регламентировано вышеприведенной ст. 15 федерального закона при иных условиях.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, во внутренних войсках МВД России действует изданный Министром внутренних дел РФ приказ N 75 от 12 февраля 2010 года "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", которым утверждена Инструкция об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России.
Согласно п.п. 3, 18 и 19 Инструкции вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы созданными при войсковых частях жилищными комиссиями на основании подаваемых военнослужащими рапортов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что именно на жилищную комиссию войсковой части ... возложена обязанность по решению вопросов о признании заявительницы нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и об обеспечении ее таким жильем, является верным, поскольку он основан на действующем законодательстве.
При этом, суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным вышеупомянутое решение жилищной комиссии, поскольку в нем не приведены основания, перечисленные в ст. 54 ЖК РФ, допускающие возможность отказа в принятии на жилищный учет в определенных в ней случаях.
При решении данного спора судом первой инстанции правомерно не учитывалось распоряжение Главного командования внутренних войск N ... от 16 апреля 2010 года об отсутствии у жилищных комиссий воинских частей полномочий решать вопрос о признании военнослужащих нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, поскольку оно не является нормативным правовым актом.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1 и 328 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Томского гарнизонного военного суда 16 июля 2012 года по заявлению Захаревич Оксаны Викторовны об оспаривании отказа жилищной комиссии и командира войсковой части ... в постановке на жилищный учет - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Шиляева А.С. - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.