Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 18 декабря 2012 г. по делу N 33А-355/2012
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Гусейнова Т.Г. и Попова Ю.В.,
с участием заявителя Полидович В.А., её представителя Иванова В.М. и представителя ответчика по доверенности Финагина В.С.,
при секретаре Кольчуриной Н.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе капитана юстиции Финагина В.С., представляющего по надлежаще оформленной доверенности интересы воинского должностного лица, на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 19 сентября 2012 года, согласно которому было удовлетворено заявление военнослужащей войсковой части ... прапорщика Полидович В.А. об оспаривании действий командира этой же воинской части, связанных с непринятием мер по её включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы (далее по тексту-НИС) жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Попова Ю.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения и мотивы жалобы, объяснения представителя воинского должностного лица в поддержание доводов апелляционного обращения и возражения против них ответной стороны, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Как видно из материалов дела, с 21 мая 2003 года прапорщик Полидович проходит военную службу по контракту в войсковой части ...
03 ноября 2009 года Полидович в рамках действующего федерального законодательства о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих обратилась к командованию части с рапортом о включении ее в соответствующие списки участников НИС.
Во втором квартале 2012 года Полидович стало известно о том, что ее обращение оставлено без реализации. На неоднократные обращения военнослужащей командиром части был дан ответ, полученный заявителем 13 июня того же года, из которого следует, что она не может претендовать на участие в НИС, поскольку продолжительность ее военной службы по состоянию на 01 января 2005 года составляет более трех лет.
Посчитав свои права нарушенными, 12 сентября 2012 года Полидович обратилась за судебной защитой. В поданном заявлении она просила признать незаконными действия командира войсковой части ... , связанные с отказом в направлении поданного рапорта о включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы, и возложить на это воинское должностное лицо обязанность направить упомянутое обращение вышестоящему командованию.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика Финагин В.С., возражая против предъявленных претензий, пояснил, что Полидович не обладает таким правом.
Выяснив мнение сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд первой инстанции удовлетворил требования Полидович в полном объеме.
В апелляционной жалобе капитан юстиции Финагин В.С., утверждая о несоответствии принятого судебного постановления закону, ставит вопрос об его отмене и принятии нового решения в пользу его доверителя.
В обоснование этого он, анализируя положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" N 117-ФЗ от 20 августа 2004 года и ведомственных разъяснений о порядке их применения, указывает о невозможности внесения Полидович в упомянутый выше список, так как общая продолжительность военной службы последней по состоянию на 01 января 2005 года составляет более трех лет.
Ссылаясь на приказ МВД России N 1059 от 28 декабря 2005 года, податель жалобы пишет, что командиры воинских частей несут персональную ответственность за законность включения военнослужащих в реестр участников НИС и что воинское должностное лицо, отказывая Полидович в направлении ее документов, действовало в рамках предоставленных ему полномочий.
Изучив материалы дела и обсудив сказанное участниками судопроизводства, окружной военный суд не может согласиться с доводами ответной стороны в споре, поэтому не находит оснований для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку оно вынесено в соответствии с установленными в суде обстоятельствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Как верно указано в решении, государство в соответствии со статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим-гражданам, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее также - участники накопительно-ипотечной системы), выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" к участникам названной системы относятся военнослужащие, в том числе прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Согласно подпунктам 3 и 6 части 2 той же статьи Закона основаниями для включения прапорщиков в реестр участников государственной программы являются:
- для заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года - общая продолжительность их военной службы по контракту три года;
- общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, в случае заключения первого контракта о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, - письменное обращение об их включении в реестр участников.
Как усматривается из материалов дела, первый контракт о прохождении военной службы Полидович был заключен 21 мая 2003 года. Общая продолжительность военной службы военнослужащей на настоящее время, начиная с 01 января 2005 года, составляет более трех лет .
Таким образом, прапорщик Полидович, заключившая первый контакт о прохождении военной службы до 01 января 2005 года, и имеющая выслугу лет более трех лет, начиная с 01 января 2005 года, и подавшая командованию части письменный рапорт с просьбой о включении ее в реестр участников НИС, отвечает всем установленным критериям и требованиям закона, предъявляемым к участникам названной системы, о чем правильно указано в оспариваемом судебном постановлении.
Каких-либо запрещений или ограничений на участие в НИС для прапорщиков действующее законодательство не предусматривает, а потому утверждение Финагина В.С. об обратном представляется неуместным и основанным на ошибочном толковании закона.
Ссылку представителя воинского должностного лица на ведомственные разъяснения начальника Управления расквартирования и строительства тыла ГКВВ МВД России - заместителя начальника тыла , касающиеся предмета настоящего разбирательства, суд апелляционной инстанции находит несостоятельной ввиду имеющегося противоречия, изложенного в письме, положениям Федерального закона N 117 от 20 августа 2004 года, о чем уже указано выше.
Более того, приведенные разъяснения носят исключительно рекомендательный характер, а потому не могут порождать каких-либо прав и обязанностей у определенного круга лиц - субъектов правоотношений.
Умозаключение представителя ответчика о том, что воинское должностное лицо, отказывая Полидович в направлении ее документов, действовало в рамках своих полномочий, является надуманным.
Статьей 7 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" установлено, что федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, необходимые для ведения их именных накопительных счетов, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 89 от 21 февраля 2005 года утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение названных нормативно-правовых актов Министром внутренних дел Российской Федерации был издан приказ N 1059 от 28 декабря 2005 года "Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России".
В соответствии с пунктом 10 этой Инструкции формирование списка военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для включения в реестр и оформление личных карточек участников НИС возложено на командиров воинских частей, где хранятся личные дела (первые экземпляры) офицеров, прапорщиков (мичманов).
После того как будут сформированы списки участников, их направляют в органы военного управления. На основании таковых, пришедших из воинских частей, составляется сводный список военнослужащих, который передают в регистрирующий орган. Он, в свою очередь, проверив все данные о военнослужащих, вносит запись о включении военнослужащего в реестр и направляет не позднее 20-го числа каждого месяца:
- в уполномоченный федеральный орган - сведения об участниках;
- военнослужащим - уведомление о включении их в реестр (см. пп. 13, 17, 19 Инструкции).
Командир воинской части несет личную ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр.
При таких данных следует признать, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что приведенные положения законодательства не предоставляют командиру воинской части права отказать (отложить, приостановить и т.д.) военнослужащему в направлении его рапорта о включении в реестр участников НИС в регистрирующий орган, а потому оспариваемые Полидович действия воинского должностного лица, имевшие место быть в настоящем споре, являются незаконными.
Оценив и проанализировав вышеприведенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что по заявлению Полидович принято правильное решение, которое по своему содержанию соответствует положениям части 1 статьи 195 и 198 ГПК РФ.
Судебное разбирательство по данному делу в суде первой инстанции проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем отмене или изменению оно не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, окружной военный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 19 сентября 2012 года по заявлению военнослужащей войсковой части ... прапорщика ПОЛИДОВИЧ Веры Александровны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя воинского должностного лица Финагина В.С.- без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.