Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Быковой А.В.,
судей Николаевой Т.В. и Скубиевой И.В.,
при секретаре Нечкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Скубиевой И.В. гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Шелехова в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья к администрации Шелеховского района о признании бездействия незаконным
по апелляционной жалобе администрации Шелеховского района на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от (дата обезличена),
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Шелехова в обоснование заявленных исковых требований указал, что крыльцо здания городского музея Ш., расположенного по адресу: ... не оснащено пандусом, отсутствуют перила, что препятствует доступу инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски, в данное помещение.
Собственником указанного здания является муниципальное образование Шелеховский район.
Городской музей является объектом социальной инфраструктуры. Несоблюдение владельцем объекта недвижимости требований законодательства нарушает конституционные права и свободы инвалидов, лишая их равных возможностей с другими гражданами.
Кроме того, не обеспечением беспрепятственного доступа в здание музея нарушаются права и других маломобильных категорий граждан.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Шелеховского района по не оснащению пандусами, перилами, не созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание городского музея Ш.; обязать администрацию Шелеховского района в течение ** месяцев привести вход в здание городского музея Ш. в соответствие со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа - оснастить вход в музей пандусом, перилами в соответствии с требованиями **.
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от (дата обезличена) бездействие администрации ... по не оснащению пандусами, перилами, не созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание городского музея Ш., расположенного по адресу: ... признаны незаконными; на администрацию Шелеховского района возложена обязанность в течение ** месяцев со дня вступления в законную силу решения суда привести вход в здание городского музея Ш. в соответствие статье 15 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа - оснащение пандусом, перилами в соответствии с требованиями **
В удовлетворении исковых требований к муниципальному казенному учреждению культуры "Городской музей Ш." отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации Шелеховского района Кукенбаева Ю.И. просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указала, что здание городского музея Ш. было построено в ...
Оснащение пандусами и перилами для маломобильных групп населения не было предусмотрено технической документацией в связи с тем, что конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения указаны в строительных нормах и правилах ( "данные изъяты"), которые были введены в действие в ... , т.е. после введения в эксплуатацию здания городского музея Ш..
Далее указывает, что в решении делается ссылка на статью ** Градостроительного кодекса Российской Федерации, который также введен в действие в (дата обезличена), то есть до ввода в эксплуатацию здания городского музея Ш..
Кроме того, прокурор города Шелехова в исковом заявлении ссылался на документы, действие которых не распространяется на уже возведенные здания и сооружения.
Считает, что суд применил закон, не подлежащий применению, что в силу ч.2 ст. 330 ГПК Российской Федерации является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Ссылается на то, что здание городского музея Ш. закреплено на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением культуры Шелеховского района "Городской музей Ш.".
Муниципальное казенное учреждение культуры Шелеховского района "Городской музей Ш." является самостоятельным юридическим лицом, которое в соответствии с гражданским законодательством ведет самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, владеет, пользуется закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества, а также самостоятельно отвечает по своим обязательствам.
С момента закрепления за муниципальным казенным учреждением культуры Шелеховского района "Городской музей Ш." имущества на праве оперативного управления к нему перешли обязанности по содержанию данного имущества, в том числе, с учетом изменения требований законодательства.
Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Указала, что использование средств бюджета Шелеховского района на цели, не связанные с решением вопросов местного значения, приведет к соответствующему уменьшению финансирования ряда социально значимых мероприятий для населения Шелеховского района (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, организация электроснабжения поселений и др.), что в условиях дефицита бюджета Шелеховского района, негативно скажется на исполнении бюджета.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Учитывая социальную значимость обозначенного вопроса администрацией района с ... активно ведется работа по изысканию финансовых средств для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданиям, находящимся в муниципальной собственности Шелеховского района.
Считает, что оснащение здания городского музея Ш. пандусами и перилами является финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица, куда органы прокуратуры вмешиваться не вправе.
Указала, что судом не принят во внимание тот факт, что на сегодняшний день по результатам проведенной работы заключен договор на выполнение работ по расширению дверного проема в здании Городского музея Ш. для последующего установления пандуса и перил.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы помощник прокурора г.Шелехова Алексеева А.В. считает решение суда законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Скубиевой И.В., объяснения представителя администрации Шелеховского муниципального района Кукенбаевой Ю.И., прокурора Мещеряковой М.В., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При разрешении возникшего спора суд установил, что согласно выписке из реестра муниципального имущества, собственником здания городского музея Ш. является Шелеховское муниципальное образование.
Вход в здание городского музея Ш., которое является объектом социальной инфраструктуры и находится в собственности Шелеховского муниципального образования, для инвалидов и маломобильных групп населения не приспособлен, пандусом либо иным оборудованием не оснащен.
Доказательств отсутствия технической возможности оборудовать здание администрации пандусами для инвалидов, использующих кресла-коляски, ответчиком суду представлено не было.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений; применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Разрешая заявленные прокурором города Шелехов требования, суд, учитывая вышеприведенные нормоположения, исходил из того, что создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства и публичной обязанностью органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, доводами апелляционной жалобы под сомнение поставлены быть не могут.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы возражений на исковое заявление, которые являлись предметом судебного разбирательства, и которые обоснованно признаны судом несостоятельными. Суждения и выводы суда по всем приведенным доводам изложены в оспариваемом решении, и признаются судебной коллегией законными, обоснованными, не требующими дополнительной аргументации.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и пересмотра решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шелеховского городского суда Иркутской области от (дата обезличена) по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Быкова
Судьи Т.В. Николаева
И.В.Скубиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.