Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
Председательствующего Орлова А.М.
судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.
при секретаре Савиных Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Лумпова ФИО13 - Валейка ФИО14 на решение Октябрьского районного суда города Кирова от 18 декабря 2012 года, которым постановлено:
в иске Лумпову ФИО15 к Правительству Кировской области о признании права на получение и выдаче государственного жилищного сертификата отказать.
Заслушав доклад судьи Бакиной Е.Н. судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Лумпов В.А. обратился в суд с иском к Правительству Кировской области о признании решения не законным и признании за ним права на получение Государственного жилищного сертификата. В обоснование иска указал, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С "дата" состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении и является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Решением Правительства Кировской области от "дата" N ему было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, в связи с тем, что у его бывшей супруги имеется в собственности спорное жилое помещение, а за ним сохраняется право на проживание в данном помещении. С данным решением не согласен. Он зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес". Кроме него в жилом помещении зарегистрированы: его сын - ФИО6, внучка - ФИО7, бывшая супруга - Лумпова Е.А., брак с которой расторгнут решением мирового судьи судебного участка N "адрес" от "дата", теща - ФИО9Общая площадь жилого помещения составляет "данные изъяты" кв.м., жилая "данные изъяты" кв.м. "дата" Лумпова Е.А. приватизировала спорное жилое помещение, он от участия в приватизации отказался. На праве собственности жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, не имеет, является одиноким человеком и нуждается в улучшении жилищных условий.Просил суд признать незаконным решение Правительства Кировской области об отказе в выдаче ГЖС, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, и обязать Правительство Кировской области выдать государственный жилищный сертификат.
Октябрьским районным судом города Кирова 18 декабря 2012 года постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласна представитель истца Лумпова В.А. - Валейка А.А., подала апелляционную жалобу, считает решение не основанным на законе, ставит вопрос об его отмене в полном объеме. Указала в жалобе, что суд ссылается в решении на отказ Лумпова В.А. от получения сертификата "дата" год, из которого сделал вывод, что истец отказался от сертификата в связи с не желанием сдавать свое жилое помещение, фактически это заявление в суде не исследовалось, поскольку его копия была направлена ответчиком в суд после судебного разбирательства. Суд в решении ссылается на передачу помещения сыну Колесникову А.Н., однако Лумпов В.А. никогда не имел сына Колесникова А.Н. Полагает, что судом не верно истолкован отказ Правительства Кировской области в предоставлении сертификата. Отказывая в предоставлении сертификата, ответчик не указал, что истец не предоставил какие - либо документы. Кроме того, по мнению автора жалобы отказ суда в удовлетворении иска, основанный на том, что к моменту рассмотрения дела списки на получение сертификатов были сформированы, нарушает права истца и не основан на законе. Считает, что судом были затянуты сроки рассмотрения дела в суде, из- за направления запросов в Росреестр и МУП "РИЦ".
В суд апелляционной инстанции не явились истец Лумпов В.А. представители Правительства Кировской области и территориального управления по "адрес" администрации "адрес", надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца Лумпова В.А. - Валейка А.А., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" участникам ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС нуждающимся в улучшении жилищных условий гарантировано обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (ст. 15 ч. 1 п. 1).
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках названной подпрограммы является предоставление им за счет федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным выше Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Правила).
Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан (п. 36).
Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет документы, указанные в пункте 44 Правил.
Согласно п. 44 Правил, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.
Как следует из материалов дела, Лумпов В.А., участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, состоит в качестве нуждающегося в жилом помещении в территориальном управлении администрации города Кирова по Ленинскому району города с "дата". На основании заявления от "дата" и представленных документов решением территориального управления по Ленинскому району г. Кирова был включен в число участников подпрограммы.
"дата" Правительством Кировской области Лумпову В.А. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата на основании пп. "ж" пункта 44 Правил, поскольку за Лумповым В.А. сохраняется право постоянного проживания в жилом помещении по адресу: "адрес" признать в качестве не имеющего жилых помещений для постоянного проживания законных оснований не имеется.
Считая отказ в выдаче сертификата незаконным, истец обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Лумпов В.А., принимая решение об участии в подпрограмме давал письменные обязательства о выполнении ее условий, в том числе о передаче в муниципальную собственность занимаемого жилого помещения, проживает в жилом помещении на прежних условиях и новый собственник не чинит препятствий в пользовании жилым помещением.
Выводы суда первой инстанции основаны на не правильном толковании и применении Правил, регламентирующих порядок выдачи жилищных сертификатов.
Согласно п. п. "ж" п. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет в числе иных документов обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.
Пунктами "б" и "в" п. 16.1 Правил регламентированы ситуации, когда гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Таким образом, получение жилищного сертификата обусловлено предоставлением обязательства участника подпрограммы о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, занимаемого им и членами его семьи.
Как следует из материалов дела, квартира находится в собственности Лумповой Е.А. на основании договора безвозмездной передачи в собственность граждан от "дата".
Как следует из положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи.
В силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно справке МУП "РИЦ" г. Кирова, участок N, в "адрес" по "адрес" "адрес" зарегистрированы собственник Лумпова Е.А., брак с которой у Лумпова В.А. расторгнут "дата", сын ФИО6, "дата" года рождения, внучка ФИО7, теща ФИО9
Лумпов В.А. просил о предоставлении жилищного сертификата только на себя. Лумпов В.А. проживает в квартире, собственником которой является Лумпова Е.А., которая после расторжения брака в силу положений ст. 31 ЖК РФ перестала быть членом его семьи. В связи с этим у Лумпова В.А.отсутствовала обязанность предоставлять обязательство о безвозмездном отчуждении указанной квартиры для получения жилищного сертификата.
То обстоятельство, что Лумпов В.А. сохраняет право пользования квартирой наравне с собственником, не является основанием для отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит отказ Правительства Кировской области в предоставлении государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" незаконным.
Согласно п. 16 Правил - норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 33 кв. м для одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, поскольку Лумпов В.А. является одиноко проживающим, его требование о признании за ним права на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом исходя из размера общей площади жилого помещения 33 кв.м. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 18 декабря 2012 года отменить.
Принять по делу новые решение.
Признать за Лумповым ФИО16 право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом в рамках реализации подпрограммы ""Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и обязать Правительство Кировской области выдать Лумпову ФИО17 государственный жилищный сертификат исходя из размера общей площади жилого помещения 33 кв.м.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.