Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Переверзевой И.Н.,
судей: Шуваевой Е.И., Ермакова М.И.
при секретаре: Сидоровой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Малюховой Ирины Владимировны об оспаривании отказа Управления социального обеспечения Администрации Суджанского района Курской области в оказании ей адресной материальной помощи, поступившее по апелляционной жалобе Малюховой И.В. на решение Суджанского районного суда Курской области от 7 декабря 2012 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., объяснения заявителя Малюховой И.В. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малюхова И.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ и.о. начальника Управления социального обеспечения Администрации Суджанского района Курской области от 16 ноября 2012 г. в предоставлении гарантированной Федеральным законом РФ "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ (ред. От 25.12.2012 г.) социальной поддержки, как молоимущему одиноко проживающему гражданину и обязать назначить ей с даты обращения за его назначением, 6 ноября 2012 г., социальное пособие в виде материальной помощи в денежном выражении.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Малюхова И.В. просит принятое по делу решение отменить как незаконное и необоснованное, ввиду неверного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и неприменения закона, подлежащего применению.
В суд апелляционной инстанции не явились представитель Управления социального обеспечения Администрации Суджанского района Курской области, глава Администрации МО г. Суджа, представитель ОБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения Суджанского района Курской области", о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения заявителя Малюховой И.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения, действия, бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Указанные положения Конституции РФ реализуются по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов мастного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как усматривается из материалов дела, 6 ноября 2012 года Малюхова И.В. обратилась к начальнику Управления социального обеспечения Администрации Суджанского района Курской области с письменным заявлением об оказании ей социальной помощи, предусмотренной главой 3 Федерального закона РФ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как в силу положений ст. 1 Федерального закона РФ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1197 года N 134-ФЗ (ред. От 03.12.2012 г.), она является лицом со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного Правительством Курской области за 3 квартал 2012 года и имеет право на государственную поддержку.
Согласно ответа и.о. начальника Управления социального обеспечения Администрации Суджанского района Курской области от 16 ноября 2012 г. N 697 на имя Малюховой И.В. адресная материальная помощь не может быть ей оказана в связи с отсутствием целевого финансирования на эти цели.
Статья 1 Федерального закона РФ N 178-ФЗ, дает понятие государственной социальной помощи, как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Причем социальным пособием является безвозмездное представление гражданам определенных денежных сумм за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 г. N78-ФЗ "О государственной социальной помощи" к исключительной компетенции Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Виды оказания государственной социальной помощи перечислены в ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. N178-ФЗ, и выражаются в двух предусмотренных законом формах: первая - денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); вторая - натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
В силу положений ст. ст. 4.1 ФЗ "О государственной социальной помощи", к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится оказание набора социальных услуг в виде обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Перечень лиц, наделенных правом на получение набора социальных услуг приведен в ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N178-ФЗ к которым Малюхова И.В., как малоимущий одиноко проживающий гражданин, который по независящим от него причинам имеет среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Курской области, не отнесена.
Получателями государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в силу ст. 7 ФЗ "О государственной социальной помощи", являются малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане.
Порядок социальной помощи указанной категории граждан определен ст. 8 указанного закона. Из которой усматривается, что государственная социальная помощь, оказывается по месту жительства одиноко проживающего малоимущего гражданина на основании социального контракта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации с разработкой программы социальной адаптации, необходимой для получения социальной помощи.
Таким образом, приведенные положения главы 3 Федерального закона не предусматривают возможности оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам в денежном выражении вне целевого назначения таких выплат и без заключения социального контракта, а потому доводы заявителя о нарушении ее прав, в области социальных гарантий установленных положениями Федеральным законом РФ "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ (ред. От 25.12.2012 г.) являются несостоятельными.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Малюховой И.В. являются правильными.
Проверяя законность принятого по заявлению Малюховой И.В. решения, суд обоснованно указал на то, что Управлению социального обеспечения Администрации Суджанского района Курской области, в соответствии с п.п.10,12 части 1 статьи 2 закона Курской области N 102-ЗКО от 28 декабря 2005 года "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения" наделено полномочиями по оказанию социальной помощи социально незащищенных слоев населения, поскольку Курская область передала государственные полномочия Курской области в сфере их социальной защиты, в том числе по проведению материально-бытовых обследований граждан для решения вопросов оказания им материальной, социальной помощи и других мер социальной поддержки и обеспечением продовольственными товарами, предусмотренной статьями 2 и 3 Закона Курской области "О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению продовольственными товарами" органам местного самоуправления в лице органов социального обеспечения Администрации Суджанского района Курской области.
В тоже время из мотивировочной части решения подлежат исключению рассуждения суда о том, что заявителем не представлено доказательств нарушения ее прав, так как из обстоятельств дела усматривается правовая позиция заявителя в части предоставления установленных Федеральным законом N 178-ФЗ от 17.07.1999 г. социальных гарантий, исходя из ее материального положения и несогласия с отказом в их предоставлении.
Исключение указанных суждений суда не влияет на законность принятого судом решения.
Доводы апелляционной жалобы о неверном распределении бремени доказывания, основанием к отмене постановленного решения не является, так как отказ в удовлетворении заявления обусловлен не отсутствием доказательств, подтверждающих нарушение прав заявителя, а отсутствием права на получение социальной помощи в денежном выражении и наличием фактических данных, подтверждающих правомерность действий Управления социального обеспечения Администрации Суджанского района Курской области.
Исходя из положений о видах оказания социальной помощи, предусмотренных указанным федеральным законом, доводы апелляционной жалобы о нарушениях с точки зрения заявителя, бюджетного законодательства при рассмотрении настоящего дела, правового значения не имеют, так как такой социальной гарантии как выплата разницы между доходом одиноко проживающего гражданина и имеющего доход ниже уровня прожиточного минимума установленного в Курской области и его фактическим ежемесячным доходом не предусмотрено, а потому и отсутствует соответствующее бюджетное финансирование на указанные цели.
Доводы апелляционной жалобы в части касающихся полномочий Управления социального обеспечения Администрации Суджанского района Курской области с учетом переданных ему полномочий законом Курской области N 102-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения", выводы суда не опровергают и основанием к отмене решения суда не являются.
Ссылки в жалобе на нарушение судом норм процессуального права, регулирующих порядок принятия заявления к производству, порядка их вынесения, не ознакомление заявителя с возражениями участвующих в деле лиц, не удовлетворение ходатайства о привлечении к участию в деле органа федерального казначейства, основаны на неверном толковании норм гражданско-процессуального законодательства, существенным нарушением норм процессуального закона не являются и не влекут отмену судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, содержащимся в заявлении и высказанным в судебном заседании суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Суджанского районного суда Курской области от 7 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Малюховой И.В., без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.