Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина,
судей Ф.В. Хабировой, А.С. Янсона,
при секретаре С.Р. Каримове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ф.В. Хабировой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Г.Ш. Шариповой - И.И. Мухаметшина на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 31 октября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска А.Т. Кадырова в интересах Г.Ш. Шариповой к Исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о признании решения общественной жилищной комиссии Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от "дата" об отказе в постановке на учет для улучшения жилищных условий незаконным и включении в список участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.Т. Кадыров, действуя в интересах Г.Ш. Шариповой, обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о признании решения общественной жилищной комиссии Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан об отказе в постановке на учет для улучшения жилищных условий неправомерным и включении в список участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указал, что Г.Ш. Шарипова является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны М.Б. Шарипова, "дата" года рождения, умершего "дата". С "дата" 2010 года она зарегистрирована и проживает в доме своего внука М.Р. Гарайшина по адресу: "адрес". В том же доме проживают семья внука с двумя детьми, а также ее сын - P.M. Гарайшин со своей супругой, племянник с племянницей - P.M. Джуманов, В.М. Гильфанова, всего 9 человек.
В 2012 году Г.Ш. Шарипова, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию Азнакаевского муниципального района с заявлением о постановке ее на учет для улучшения жилищных условий в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах". Однако, сославшись на статьи 53, 50, 4.1, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ, Азнакаевский районный Совет, общественная жилищная комиссия Азнакаевского муниципального района решением ... от "дата" в постановке на учет Г.Ш. Шариповой отказали, мотивировав тем, что она нарушила жилищное законодательство, умышленно ухудшив свои жилищные условия, и что она может обратиться с подобным заявлением через 5 лет, при этом не принят во внимание Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
С указанным решением Г.Ш. Шарипова не согласна, так как на территории Российской Федерации она собственного жилья не имеет, она не нарушала жилищное законодательство и не могла зарегистрировать третьих лиц с целью ухудшением жилищных условий, так как не является также собственником жилого помещения по адресу: "адрес".
Просила признать решение общественной жилищной комиссии Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от "дата" незаконным и обязать ответчика включить истца в список участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель истца А.Т. Кадыров иск поддержал.
Истец Г.Ш. Шарипова в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан в судебном заседании с иском не согласилась.
Третье лицо М.Р. Гарайшин в судебное заседание не явился, ранее просил удовлетворить иск.
Третье лицо - P.M. Гарайшин, привлеченный к участию в суде по инициативе суда, иск просил удовлетворить.
Представители третьих лиц - Отдела военного комиссариата Республики Татарстан по г. Азнакаево и Азнакаевскому району, МО "Асеевское сельское поселение" Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явились.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Г.Ш. Шариповой - И.И. Мухаметшин ставит вопрос об отмене решения, указывая, что судом неправильно определены и не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, а также выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В суд апелляционной инстанции поступило заявление Г.Ш. Шариповой о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Остальные участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года с изм. от 16 октября 2012 года - меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
Согласно статье 23.2. вышеуказанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. (пункт 11 в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 года N 327-ФЗ).
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня
обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется
исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с Решением Азнакаевского районного Совета Республики Татарстан от 14 июля 2006 года N 63-9 "О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставления жилья гражданам по социальному найму и по государственным жилищным программам по городу Азнакаево и Азнакаевскому муниципальному району" -
П. 1 учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся жилых помещениях) устанавливается в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела усматривается, что истица Г.Ш. Шарипова является вдовой участника Великой Отечественной войны - М.Б. Гарайшина, умершего "дата". До смерти мужа истица проживала в приватизированной квартире "адрес". С ними же был зарегистрирован, но не проживал, внук - М.Р. Гарайшин. После смерти мужа истица подарила свою долю в приватизированной квартире внуку М.Р. Гарайшину, ухудшив свои жилищные условия и зарегистрировалась "дата" 2010 года в дом М.Р. Гарайшина по "адрес", принадлежащий ему на праве собственности, общей площадью "данные изъяты".
До "дата" 2012 года М.Р. Гарайшин - внук истицы, 3 лицо P.M. Гарайшин - сын истицы, К.Р. Гарайшина - жена P.M. Гарайшина и мать М.Р. Гарайшина имели в собственности (по "данные изъяты" доли) квартиру "адрес", общей площадью "данные изъяты".
С целью создания видимости ухудшения жилищных условий как собственника жилого дома в "адрес", так и истицы, отец и сын Гарайшины произвели отчуждение своей доли собственности в указанной квартире К.Р. Гарайшиной и последняя стала собственником трехкомнатной квартиры по "адрес", оставаясь также членом семьи P.M. Гарайшина.
В 2012 году истец Г.Ш. Шарипова обратилась в Исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о включении ее в список участников лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной войны М.Б. Шарипова. Решением ... общественной жилищной комиссии Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от "дата" истцу Г.Ш. Шариповой в постановке на учет было отказано по мотивам, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия и что норма, приходящаяся на 1 человека по месту ее проживания, превышает учетную норму, равную 12 кв.м., а у нее - более "данные изъяты".
Отказывая в удовлетворении требований истицы Г.Ш. Шариповой, суд правильно исходил из их необоснованности, согласившись с основаниями отказа, приведенными в Решении ... общественной жилищной комиссии Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от "дата".
Из материалов дела следует, что истица произвела отчуждение своей доли в приватизированной квартире "адрес", своему внуку М.Р. Гарайшину, намеренно ухудшив свои жилищные условия. Затем зарегистрировалась "дата" 2010 года в дом М.Р. Гарайшина по "адрес", принадлежащий ему на праве собственности, общей площадью "данные изъяты".
Судом установлено, что общая суммарная площадь жилых помещений собственников Гарайшиных, где истица является членом семьи, составляет "данные изъяты" (с учетом бывших долей собственности сына и внука по "адрес") = "данные изъяты".
Проживающими в "адрес", где собственником является 3 лицо М.Р. Гарайшин, являются: сам собственник, его жена - А.Р. Гарайшина, сыновья Т., Т., отец P.M. Гарайшин, истица, брат собственника - А.Р. Гарайшин, К.Р. Гарайшина, а также зарегистрированы с "дата" 2011 года, но не проживают Р.М. Джуманов и В.М. Гильфанова.
Таким образом, на 1 члена семьи приходится "данные изъяты", что превышает учетную норму на 1 человека, установленную в Азнакаевском районе (12 кв.м).
При таком положении оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы представителя Г.Ш. Шариповой - И.И. Мухаметшина о том, что судом неправильно определены и не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, а также выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы представителя Г.Ш. Шариповой - И.И. Мухаметшина, сводящиеся к необоснованному исчислению площади на одного человека исходя из "данные изъяты", поскольку площадь дома "адрес" составляет "данные изъяты", и к необоснованному включению в подсчет "данные изъяты" по "адрес", подлежат отклонению, поскольку ранее А.Р. Гарайшина, Т. и Т. Гарайшины были зарегистрированы по "адрес" зарегистрированы лишь "дата" 2011 года, а в соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ определение уровня обеспеченности общей жилой площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Ссылка в жалобе представителя Г.Ш. Шариповой на то, что действия по регистрации членов семьи произведены не истцом, а собственником домовладения, не может быть принята во внимание, ибо анализ всех обстоятельств по делу свидетельствует о согласованности действий как истицы, так и ее внука (собственника), к которому после отчуждения своей доли собственности ему же, зарегистрировалась истица, а впоследствии и все другие родственники, обеспеченные другими жилыми помещениями, по намеренному ухудшению жилищных условий.
Кроме того, все вышеуказанные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в его решении.
Иные доводы, изложенные в жалобе представителя истицы, не влияют на правильность принятого судебного постановления, поскольку правового значения не имеют.
Решение суда следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, постановленным с учетом всех доводов сторон и представленных доказательств.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 31 октября 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Г.Ш. Шариповой - И.И. Мухаметшина - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.