Апелляционное определение Московского городского суда от 18 марта 2013 г. N 11-8577/13
Судья Захарова О.Н.
Гр.дело N 11-857/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 марта 2013 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Базьковой Е.М. и судей Пильгановой В.М., Дедневой Л.В., при секретаре Калугине Н.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда города Москвы от 17 октября 2012 года, которым постановлено:
исковые требования Ольшанской И. В. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично,
обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области включить в стаж Ольшанской И.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с 12.12.1983г. по 30.09.1988г., с 24.10.1988г. по 06.09.1990г., с 10.09.1990г. по 22.09.1991г.
в остальной части исковых требований Ольшанской И.В. отказать,
УСТАНОВИЛА:
13.09.2012 Ольшанская И.В. обратилась с иском к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области (ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области), в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 40) просила признать решение ответчика об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включить в стаж периоды работы с 12.12.1983г. по 30.09.1988г., с 24.10.1988г. по 06.09.1990г., с 10.09.1990г. по 22.09.1991г., с 01.11.1992г. по 12.08.1994г., и обязать назначить ей досрочную пенсию по старости, мотивируя тем, что 10.02.2012г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждении для детей, в чем ей было отказано протоколом заседания комиссии от 24.05.2012г. N 29, что она считает незаконным, поскольку оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области иск не признал.
17.10.2012 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы, подписанной начальником Главного управления Моисеенко Т.И.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области по доверенности Мжельский А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал; истец Ольшанская М.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ольшанская И.В., 25.06.1962 года рождения, 10.02.2012 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, как педагогическому работнику на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области (протокол N 29) от 24.05.2012 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Ольшанской И.В. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку такой стаж составляет 15 лет 08 месяцев и 02 дня. При этом в подсчет специального стажа не включены периоды ее работы с 12.12.1983г. по 30.09.1988г. в должности музыкального работника Ясли-сада N 1164 Братцевской птицефабрики, поскольку ответом на запрос Т 60/01 от 13.03.2012г. не подтверждена работа на полную ставку и не указаны периоды отпуска по уходу за ребенком 05.05.1985г.р.; с 24.10.1988г. по 06.09.1990г. и с 10.09.1990г. по 22.09.1991г. в должности музыкального руководителя Детского сада N 1 Советского общеобразовательного треста N 2 г. Улан-Батор МНР, так как работа в данной должности засчитывается в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) установленной за ставку
заработной платы, не зависимо от времени, когда выполнялась работа; с 01.11.1992г. по 12.08.1994г. в должности музыкального руководителя на 0,75 ставки Детского
сада N 1422, в связи с тем, что работа в данной должности засчитывается в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогический или учебной нагрузки) установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
В соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Стаж работы для назначения пенсии по указанному основанию определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781. Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 г. рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Письмом ГУ ПФР РФN06/18593 от 6.10.2003г. "О назначении пенсии было установлено, что периоды работы до 01.01.1992г. необходимо засчитывать в льготный без проверки полной занятости.
Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии", которым предусмотрено, что основным документом, подтверждающим период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка, установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а так же в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в случае, когда Списками производств, работ, профессий должностей и показателей право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотрены дополнительные требования по характеру и условиям труда, предприятием (организацией) должна представляться справка выданная на основании первичных документов (приказы о зачислении на работу, переводе, увольнении, должностные инструкции, технический паспорт оборудования, инвентарный список основных средств, наряды на выполнение работ, технология производства и т.д.), соответствующих по времени периода работы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ольшанская И.В. в период с 12.12.1983г. по 30.09.1988г., с 24.10.1988г. по 06.09.1990г., с 10.09.1990г. по 22.09.1991г. работала в должности музыкального работника в ясли-сад и детском саду, т.е. занималась педагогической деятельностью, но документы о работе за указанный период времени не сохранились. Согласно представленной истцом копии свидетельства о рождении ребенка, 05.05.1985г. у нее родился сын Ольшанский А.В.
По законодательству, действовавшему в спорный период, отпуск по уходу за ребенком включался в стаж работы по специальности для назначения пенсии за выслугу лет работникам в связи с педагогической деятельностью.
Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР в первоначальной редакции 1971 г. отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с п. 10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были обязаны предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.
Из п. 2 принятого в развитие данного Постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС N 4/11 от 30 марта 1970 г. "О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970 г.) следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. N 235 "О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 23/24-1 "О порядке предоставления женщинам частично оплачивая отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополните" отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лети числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
Разрешая заявленные требования, суд правильно исходил из того, что, несмотря на отсутствие сведений о предоставлении истцу отпуска по уходу за ребенком, этот период согласно действующему на то время законодательству включается в трудовой стаж.
Также судом правомерно включены в специальный трудовой стаж периоды ее работы с 12.12.1983г. по 30.09.1988г., с 24.10.1988г. по 06.09.1990г., с 10.09.1990г. по 22.09.1991г.
В части включения в стаж периода работы с 01.11.1992 по 12.08.1994 в должности музыкального руководителя на 0,75 ставки Детского сада N 1422 судом обоснованно отказано, поскольку доказательств полной занятости в указанный период времени истцом не представлено, а работа в данной должности засчитывается в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
В назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу также отказано правомерно, так как на момент обращения с заявлением в Пенсионный фонд у нее не возникло такого права, поскольку даже с учетом зачтенных судом периодов работы ее педагогический стаж составил 23 года 04 месяца 14 дней, тогда как согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право для назначения пенсии по указанному основанию возникает при стаже педагогической работы не менее 25 лет.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что спорные периоды работы истца не подлежат включению в специальный трудовой стаж, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего пенсионного законодательства и иной оценке доказательств характера работы истца.
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 17 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.