Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Храмцовой В.А., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Кудрявцевой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 24 октября 2012 года по гражданскому делу по иску Толмачевой Л. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Толмачева Л.А. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права собственности в порядке приватизации на однокомнатную квартиру *** по "адрес".
В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГ *** она занимает жилое помещение расположенное по "адрес".
Жилое помещение находится в военном городке "город", который до издания распоряжения Правительства Российской Федерации N1779-р от 11.10.2011 года считался закрытым.
ДД.ММ.ГГ истец обратилась в ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а также ФГУ "Центральное региональное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о передаче указанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, в чем ей было отказано.
Отказ в передаче в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации считает незаконным, в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований. Полагает, что требование о бесплатной передаче жилого помещения подлежит удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 24 октября 2012 года исковые требования Толмачевой Л.А. удовлетворены.
Признано за Толмачевой Л.А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - однокомнатную квартиру ***, расположенную в доме *** по "адрес".
В апелляционной жалобе ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит об отмене решения и принятия нового об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований к отмене решения указывает, что Указом Министра обороны Российской Федерации N205/2/709 от 15.10.2009 запрещено исключение жилых помещений из специализированного жилого фонда, в связи с чем невозможно снять с жилого помещения статус служебного либо дать разрешение на указанное действие.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В связи с реорганизацией учреждений и организацией Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время не создано соответствующей организации, которая была бы наделена полномочиями Министерства обороны Российской Федерации по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений в порядке, установленном Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Полномочия по распределению жилых помещений, заключению и расторжению договоров социального найма, решению других вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих приказом Министерства обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года N 1550 возложены на Департамент жилищного обеспечения Российской Федерации. В силу п.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение владеет и пользуется закрепленным на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением имущества. Собственником имущества, закрепленного за ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, является Министерство обороны Российской Федерации.
На территории Алтайского края функции по согласованию вопросов приватизации жилого помещения, находящегося в распоряжении Министерства обороны Российской Федерации осуществляет 2-й отдел ФГУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации. Суд не исследовал вопрос относительного того, обращалась ли истец в порядке ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в указанный орган.
В письменных возражениях истец Толмачева Л.А. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав истца Толмачеву Л.А., ее представителя Жукова А.А., возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, проверяя законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В соответствии с ч.1 ст. 4 данного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Согласно ст. 11 указанного выше Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Так в соответствии с данными нормами закона, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (п.6 ст. 15 Закона).
Согласно положениям ст. 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы материального права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000г. N752-р "город" Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности. На основании распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N1079-р указанный Перечень был изменен, из него, в частности, исключен подраздел " "адрес"", включающий в качестве одного из населенных пунктов "город". Во исполнение приказа Министерства обороны Российской Федерации *** "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" указаний Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ директивой командующего войсками Центрального военного округа начальникам федеральных государственных учреждений "Квартирно - эксплуатационная часть района" установленным порядком передать на баланс территориального управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации объекты недвижимого имущества, а также необходимую документацию. Из передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ следует, что Алейская квартирно - эксплуатационная часть передала, а федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" приняло имущество, документацию, а также права и обязанности Алейской квартирно-эксплуатационной части района, в том числе жилой дом *** по "адрес", находящийся в собственности Российской Федерации (на праве оперативного управления). Из имеющегося в материалах дела ордера *** от ДД.ММ.ГГ видно, что КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа предоставил Толмачевой Л.А. на состав семьи из одного человека квартиру ***, расположенную по "адрес", где она зарегистрирована и проживает по настоящее время.Толмачева Л.А. ранее не принимала участия в приватизации, у неё отсутствуют жилые помещения, принадлежащие на праве собственности, что подтверждается ответами Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю, Управления Росреестра по Алтайскому краю.Из ответа администрации "адрес" Алтайского края следует, что квартира *** в доме *** по "адрес" в муниципальную собственность не передавалась.Согласно действовавшим на момент предоставления жилого помещения положениям ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. Согласно ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих. Как следует из положений ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона). Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно - строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно - строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке которые установлены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N42.Из системного анализа указанных норм жилищного законодательства, и разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.Согласно справке архивного отдела администрации "город" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ в документах архивного фонда администрации "город" за ДД.ММ.ГГ постановлением главы администрации города *** от ДД.ММ.ГГ квартира *** по "адрес" включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства КЭЧ от ДД.ММ.ГГ ***. Однако, постановлением администрации города *** от ДД.ММ.ГГ постановление *** от ДД.ММ.ГГ "О включении свободных жилых помещений в число служебных" было отменено.В суд апелляционной инстанции представлен ответ 2 отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, согласно которого жилое помещение по "адрес" к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения.
Ссылка в жалобе на запрет исключение жилых помещений из специализированного жилого фонда не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку в нарушение положений статей 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения, а также доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, также не предоставлено.
При таких обстоятельствах, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о предоставлении истцу служебного жилого помещения, аварийности жилого дома, статус закрытого военного городка снят, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что после снятия статуса закрытого военного городка истец, занимает жилое помещение по договору социального найма.
Поскольку истцом представлены доказательства того, что она ранее в приватизации жилья не участвовала, спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, каких-либо препятствий для передачи указанной квартиры в ее собственность не имеется, суд обоснованно признал за ней право собственности на спорное жилое помещение.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по данному делу, не может повлечь отмену решения суда, поскольку в качестве ответчика по делу также участвует Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в полномочия которого входит осуществление функции по предоставлению жилья гражданам, находящимся в трудовых либо служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации.
Факт отсутствия у ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России полномочий на заключение с истцом договора о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации не может быть принят во внимание, поскольку надлежащий ответчик к участию в деле привлечен.
Остальные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, потому оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 24 октября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.