Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
судей Кравченко Е.Г., Усовой Т.М.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чунского района в защиту социальных прав Ивановой Т.Г. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Чунскому району о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав инвалида, обеспечении санаторно-курортной путевкой в санаторий по профилю заболевания в соответствии с медицинскими рекомендациями
по апелляционной жалобе Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Чунскому району на решение Чунского районного суда Иркутской области от 04 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чунского района в обоснование требований указал, что Иванова Т.Г. является инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию и имеет право на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям, которым в 2012 году не была обеспечена.
Прокурор просил обязать Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Чунскому району устранить допущенное нарушение прав инвалида Ивановой Т.Г. обеспечив её санаторно-курортной путевкой в санаторий по профилю заболевания в соответствии с медицинскими рекомендациями.
В судебном заседании прокурор Круглик О.П. требования поддержала.
Представители ответчика Грибанова Н.А., Болдарева О.М. иск не признали, пояснив, что свое право Иванова Т.Г. не реализовала, так как не наступила очередь.
Решением суда исковое заявление прокурора Чунского района в защиту социальных прав Ивановой Т.Г. удовлетворено. На Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Чунскому району возложена обязанность устранить нарушение прав инвалида Ивановой Т.Г., обеспечив её санаторно-курортной путевкой в санаторий по профилю заболевания в соответствии с медицинскими рекомендациями.
В апелляционной жалобе начальник Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Чунскому району И.А. Онуфриади просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении иска. Заявитель жалобы указывает, что в 2012 году в Управление с заявлениями на санаторно-курортное лечение обратилось 86 человек. В течение указанного года поступило 73 путевки, которые были выданы в порядке очередности, которая существует с 2010 года. Первичное заявление Ивановой Т.Г. было подано дата изъята, свое право на санаторно-курортное лечение она реализовала дата изъята, повторное обращение от дата изъята не реализовано, так как не наступила очередь.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, прокурор, участвующий в деле, О.П. Круглик просит решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Петуховой В.Г., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", реабилитация инвалидов включает в себя, в том числе восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.
На основании п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
В силу п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства выдают гражданам, обратившимся до 01 декабря текущего года, санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями о предоставлении санаторно-курортной путевки и справками для их получения.
На основании ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина, с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальные услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года.
Положением о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области санаторно-курортных путевок, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 30.04.2010 N 84-пп, установлен порядок предоставления санаторно-курортных путевок.
В соответствии с п. 14 указанного Положения, санаторно-курортные путевки предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия гражданина на учет, в соответствии с рекомендацией санаторно-курортного лечения, указанной в справке номер изъят.
Выдача гражданам санаторно-курортных путевок производится Управлением на основании представленной гражданином при постановке на учет справки номер изъят до истечения шестимесячного срока её действия.
Судом установлено, что Иванова Т.Г. является инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию, имеет право на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям.
Согласно справке для получения путевки от дата изъята номер изъят Ивановой Т.Г. по медицинским рекомендациям показано прохождение санаторно-курортного лечения.
Из заявления Ивановой Т.Г. в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Чунскому району от дата изъята следует, что Иванова Т.Г. поставлена на учет для обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. Однако санаторно-курортное лечение в 2012 году ей не было предоставлено.
Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Чунскому району указало, что очередь Ивановой Т.Г. на санаторно-курортное лечение не наступила.
Разрешая указанный спор, суд принял во внимание то, что Иванова Т.Г. своевременно обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в 2012 году путевки на санаторно-курортное лечение, приложив все необходимые медицинские документы о нуждаемости в таком лечении, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на большое количество лиц, имеющих право на данный вид льгот.
При наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение вышеуказанное обстоятельство не является основанием для отказа в судебной защите таких прав.
Вывод о законном требовании прокурора, заявленного в защиту социальных прав Ивановой Т.Г., в решении суда мотивирован, соответствует обстоятельствам дела, основан на полном, непосредственном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что предоставление указанной услуги обусловлено очередностью постановки граждан на учет для получения бесплатного санаторно-курортного лечения, и не могут быть признаны состоятельными.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
Учет права граждан на получение указанной услуги, осуществляемый по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты, по мысли федерального законодателя, введен не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а направлен на формирование необходимой информации о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, с целью обеспечения реализации права граждан на получение набора социальных услуг в сроки, предусмотренные законом; исключения возможности предоставления социальной государственной услуги, лицам, не относящимся к категориям граждан, перечисленных в статье 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи"; а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг, в том числе адресного использования бюджетных средств.
Размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с заключенными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашениями полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение рассчитывается и распределяется в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1118, исходя из численности граждан в субъекте Российской Федерации, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по санаторно-курортному лечению в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", а также исходя из утверждаемого ежегодно Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации норматива финансовых затрат в месяц на 1 гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению.
Отсутствие денежных средств не предполагает изменение нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации условий оказания отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение.
Апелляционная жалоба не содержит ссылки на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы, изложенные в решении суда.
Таким образом, решение суда, проверенное в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.327, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чунского районного суда Иркутской области от 04 февраля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Петухова
Судьи Е.Г.Кравченко
Н.М.Усова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.