Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 28 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Уланова А.И.,
судей: Лаврентьева В.В.,
Неустроева В.С.,
при секретаре Потанине Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя ФИО1 на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2012 г., согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего учебного центра Омского филиала военной академии тыла и транспорта подполковника ФИО1 об оспаривании действий начальника N-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Неустроева В.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, подполковник ФИО1 проходит военную службу по контракту в учебном центре Омского филиала военной академии тыла и транспорта (далее филиал Военной академии), дислоцированного в "адрес". В октябре 2012 г. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России распределил ему квартиру в "адрес", а в ноябре того же года начальник N-го отдела ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принял решение об отказе в предоставлении этого жилого помещения, мотивировав это отсутствием у ФИО1 права на получение жилья по избранному месту жительства.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему и членам его семьи вышеуказанной квартиры по договору социального найма.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении данного заявления отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение, поскольку суд вышел за пределы заявленных требований, лишив его не только возможности получить конкретное жилое помещение, но и быть обеспеченным по жильем по договору социального найма.
В обоснование апелляционной жалобы он приводит положения законодательства о воинской обязанности и военной службе, регулирующих заключение контрактов о ее прохождении и расчет выслуги лет, а также о статусе военнослужащих, устанавливающих порядок обеспечения различных категорий военнослужащих жилыми помещениями.
При этом утверждает, что поскольку после заключения в 1993 году контракта им не был выслужен установленный ч. 2 ст. 34 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 пятилетний срок военной службы по окончании военного образовательного учреждения, он не может быть отнесен к военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и полагает, что является военнослужащим, который обеспечивается служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
По мнению заявителя, подтверждением этому является решение жилищной комиссии войсковой части N в ноябре 2004 г. о предоставлении ему, ФИО1, служебного жилья.
Противоречащим фактическим обстоятельствам дела и нормам закона, по утверждению автора жалобы, являются выводы суда о необходимости производства расчета выслуги лет с 1 января 1998 г., а также об отсутствии обращений ФИО1 в Департамент жилищного обеспечения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в Московской области.
Рассмотрев материалы дела и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вопреки утверждению в жалобе, отсутствие в резолютивной части решения указания на конкретное жилое помещение, в предоставлении которому заявителю отказано, не свидетельствует о выходе суда за пределы заявленных требований.
Напротив, судебное разбирательство по данному делу проведено в соответствии с заявленными ФИО1 требованиями, всесторонне, полно и объективно с выяснением всех имеющих значение для дела обстоятельств, установленных на основании исследованных в судебном заседании доказательств, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закона) военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно п. 3 этой же правовой нормы военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим-гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии с п. 1 ст. 15 названного Закона на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности или заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. При этом они и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются такими жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, приведенные нормы закона предусматривают обязанность обеспечения военнослужащих жилыми помещениями по месту прохождения ими военной службы. Как видно из исследованных в судебном заседании доказательств, ФИО1 и члены его семьи обеспечены служебным жилым помещением по нормам жилищного законодательства.В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1, родившийся 20 сентября 1974 г., поступивший на военную службу 1 августа 1991 г., заключил контракт о прохождении военной службы в 1993 г. и был уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта 30 марта 1998 г.
В мае 1998 года ФИО1 вновь поступил на военную службу по контракту и в сентябре того же года был уволен в запас по аналогичному основанию.
Впоследствии в сентябре 1999 года ФИО1 заключил контракт о прохождении военной службы, которую проходит до настоящего времени.
Утверждение в жалобе об ошибочном указании в решении суда на необходимость расчета выслуги лет ФИО1 с 1 января 1998 г. не соответствует действительности. Напротив, суд отметил, что выслуга ФИО1 на настоящий момент превышает 20 лет, так как подсчету подлежали и периоды прохождения им военной службы до 1 января 1998 г.
Принимая во внимание обстоятельства прохождения ФИО1 военной службы, как правильно указывает в апелляционной жалобе заявитель, несмотря на прохождение им военной службы до 1 января 1998 г., в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" он является военнослужащим, заключившим первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. и обеспечивается служебным жилым помещением на весь срок военной службы.
Вопреки данному выводу, обосновывая законность решения должностного лица, суд ошибочно посчитал ФИО1 относящимся к военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., в связи с чем распространил на него положения п. 14 ст. 15 Закона, устанавливающие обязанность органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить жильем военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, увольняющихся с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей, при перемене места жительства.
Анализируя фактические обстоятельства дела применительно к данной правовой норме, суд, установив, что указанное ФИО1 основание для увольнения в виде выслуги на военной службе свыше 20 лет предоставляет ему право быть обеспеченным жилым помещением по избранному постоянному месту жительства лишь при увольнении с военной службы, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Данный вывод суда является обоснованным, несмотря на вышеуказанную ошибку в применении норм материального права в связи со следующим.
Согласно п. 3 ст. 6 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, достижение военнослужащим общей продолжительности военной службы 20 лет и более действительно может являться самостоятельным основанием для постановки его на жилищный учет по избранному месту жительства. Вместе с тем в силу ст. 51 ЖК РФ, п. 1 ст. 15 Закона, с учетом приведенных положений п. 3 ст. 6 этого же Закона, п. 1 Правил предоставления военнослужащим-гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства от 29 июня 2011 г. N 512, таким правом на получение жилья обладают лишь военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, увольняемые с военной службы по этому основанию, либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, то есть те категории военнослужащих, к которым ФИО1 в настоящее время не относится.
Согласно плану увольнения военнослужащих учебного центра филиала Военной академии, ФИО1 включен в этот план на 2013 год, со сроком оформления документов на увольнение в июле 2013 года. Вместе с тем согласно сообщению начальника отдела кадров Военной академии ФИО1 не стоит в плане увольнения военнослужащих этого военно-учебного заведения, поскольку в него включаются военнослужащие, достигающие предельного возраста пребывания на военной службе в соответствующем году.
Как усматривается из исследованных в суде доказательств, ФИО1 подал рапорт на увольнение в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы, истекающим в сентябре 2013 г., о своем намерении уволиться по состоянию здоровья или организационно-штатным мероприятиям не заявлял, а предельного возраста пребывания на военной службе он достигнет лишь в 2019 году.
Таким образом, ФИО1 не может быть отнесен к военнослужащим, увольняемым по основаниям, предоставляющим как в силу абз. 12 п. 1 ст. 15, так и п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право быть обеспеченным жильем по избранному месту жительства в 2012 году, в связи с чем следует признать, что принятое в ноябре 2012 года начальником N-го отдела ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации решение об отказе в предоставлении заявителю жилого помещения по договору социального найма, не нарушало законных прав и интересов ФИО1.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается заявитель в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воронежского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2012 г., по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского окружного военного суда
В.С. Неустроев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.