Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Синицы А.П.
судей
Самойленко В.Г.
Малич Р.Б.
при секретаре
Грошенко Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Швыревой Л. к государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" об обязании предоставления субсидии
по апелляционной жалобе ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 13 ноября 2012 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Швыревой Л. удовлетворить.
Признать незаконным отказ государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" в предоставлении Швыревой Л. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать государственное областное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" предоставить Швыревой Л. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с _ _ 2012 года сроком на 6 месяцев".
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Швырева Л. обратилась в суд с иском к ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" об обязании предоставления субсидии.
В обоснование исковых требований указала, что имеет временную регистрацию в общежитии по адресу: ... , где постоянно проживает с тремя несовершеннолетними детьми.
Считает, что ответчиком нарушено ее право на получение субсидии на оплату жилого помещения, т.к. другого жилья у нее в собственности нет, она постоянно проживает в общежитии, где несет расходы по оплате коммунальных услуг за комнату.
Просила обязать предоставить ей субсидию с _ _ .2012 на *** месяцев.
Швырева Л. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика - ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска", извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В представленных возражениях просил в иске отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" Зибина Н.Г. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить.
Указывает, что с учетом положений статьи 159 Жилищного кодекса РФ, пункта 8 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещении и коммунальных услуг, а также пунктов 24, 27 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минрегиона РФ Минздравсоцразвития РФ N 58/403 от 26 мая 2006 года, по месту временного пребывания граждан субсидии не предоставляются, в связи с чем, правовые основания для предоставления истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отсутствуют.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Швырева Л., представитель ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска", извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно пункту 6 указанных Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Швырева Л. на основании договора найма жилого помещения в общежитии N * от _ _ .2010 года проживает с тремя несовершеннолетними детьми по адресу ...
В указанном жилом помещении истец и ее трое несовершеннолетних детей имеют регистрацию по месту пребывания с _ _ 2012 года по _ _ 2013 года, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания N *, N *, N *, N * от _ _ .2012.
_ _ 2012 года истец обратилась в ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку ее расходы на оплату жилого помещения, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно ответу ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" от _ _ .2012 года N * в предоставлении субсидий истцу отказано по тем основаниям, что субсидия по месту временного пребывания не предоставляется.
Разрешая спор, суд высказал правильное суждение о том, что Жилищный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 и Методические рекомендации, утвержденные Приказом Минрегиона РФ N 58, Минздравсоцразвития РФ N 403 от 26 мая 2006 года, не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам - нанимателям жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания. Напротив, приведенные нормы прямо предусматривают предоставление субсидии гражданам, имеющим на нее право, для оплаты жилого помещения, в котором они постоянно проживают и пользуются им.
Исходя из анализа положений Жилищного кодекса Российской Федерации, суд обоснованно указал, что Швырева Л., как наниматель специализированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, не подпадает ни под одну из категорий граждан, которым субсидии предоставляться не должны.
Кроме того, право истца на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке и на условиях, установленных статьей 159 Жилищного кодекса РФ, прямо предусмотрено договором найма спорного жилого помещения от _ _ 2010 года N * (часть 6 пункт 6 раздел II).
Суд, верно, указал, что жилое помещение в общежитии, предоставленное Швыревой Л. по договору найма, находящееся в муниципальной собственности, подпадает под понятие "место жительства", поскольку является для истца местом ее постоянного проживания, которым она пользуется и несет расходы по его содержанию, а также имеет регистрацию по месту пребывания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях данного закона даны определения понятий места пребывания и места жительства.
Под местом пребывания подразумевается временное пребывание гражданина в различного рода учреждениях (в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и других подобных учреждениях), а также в жилых помещениях, не являющихся местом постоянного жительства.
Под местом жительства подразумевается постоянное или преимущественное проживание гражданина в жилых помещениях в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также проживание в специализированных домах (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие).
Необходимо учитывать, что сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства.
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
При таком положении, регистрация по месту жительства носит уведомительный характер, является актом административного характера и не свидетельствует об отсутствии либо наличии права пользования жилым помещением.
Тщательно исследовав обстоятельства дела и проанализировав все представленные доказательства применительно к вышеприведенным нормам закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о праве истца на субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Мотивы, с учетом которых суд пришел к данному выводу, достаточно подробно изложены в решении суда и основаны на конкретных нормах действующего законодательства.
При этом всем собранным по делу доказательствам дана полная, объективная оценка в соответствии с положениями статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки этих доказательств у судебной коллегии не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение выводы суда и не могут служить поводом для отмены решения суда, поскольку основаны на ином толковании норм материального права, примененных судом при разрешении настоящего дела.
Решение суда первой инстанции принято с правильным применением норм материального права и при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 13 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.